ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 2011 года  Дело N А28-2547/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя - Червоткина Д.Б., действующего на основании доверенности от 30.03.2011,

представителей ответчика - Васениной З.Н., действующей на основании доверенности от 11.01.2011, Шабловинских Т.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2011, Чернышевой Н.Ю., действующей на основании доверенности от 12.07.2011

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову

на решение Арбитражного суда Кировской области от 24.08.2011 по делу №А28-2547/2011, принятое судом в составе судьи Двинских С.А.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вятский фанерный комбинат» (ИНН: 4345128104, ОГРН: 1064345044224)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (ИНН: 4345001066, ОГРН: 1044316882301)

о признании частично недействительным решения от 28.01.2011 №27-36/134,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Вятский фанерный комбинат» (далее - ООО «ВФК», Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее - Инспекция, налоговый орган) от 28.01.2011 № 27-36/134 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 24.08.2011 заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кирову с принятым решением суда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области от 24.08.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт. Налоговый орган считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, и обосновывает это следующим.

Инспекция считает, что применяемый Обществом порядок расчета «отложенного» НДС (исчисленного по нулевой ставке), закрепленный учетной политикой для целей налогообложения, не соответствует положениям действующего законодательства.

Налоговый орган указывает, что при расчете пропорции для определения размера налоговых вычетов налогоплательщиком, осуществляющим одновременно деятельность на внутреннем и на внешнем рынках, учитывалась выручка от реализации продукции на внутреннем рынке с учетом НДС, что привело к завышению налоговых вычетов по внутреннему рынку и занижению подлежащего возмещению НДС по декларации по налоговой ставке 0 процентов.

Ссылаясь на пункт 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция, считает, что выручка по внутреннему рынку должна исчисляться без учета НДС.

Налоговый орган указывает на необходимость применения сопоставимых показателей при определении пропорции сумм НДС, подлежащих включению в соответствующую налоговую декларацию в качестве налоговых вычетов, которыми являются суммы, отражающие стоимость товаров (работ, услуг) без учета НДС. При этом налоговый орган ссылается на постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2008 № 7185/08. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержали свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

В судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу представитель Общество указал, что с жалобой Инспекции не согласен, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение Арбитражного суда Кировской области - без изменения.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка в отношении ООО «ВФК» по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2007 по 31.12.2009.  В ходе проверки было установлено занижение Обществом налогового вычета по экспортным операциям, что в свою очередь привело к завышению вычета по НДС по внутреннему рынку за 1, 2, 3, 4 кварталы 2009 года в общей сумме 1 383 020 рублей.

Результаты проверки отражены в акте от 21.12.2010 № 27-36/188 (т. 1 л.д. 62-85).

Решением Инспекции от 28.01.2011 № 27-36/134 на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации в привлечении Общества к ответственности за неправильное исчисление НДС отказано. В лицевом счете налогоплательщика предложено отразить доначисленные суммы НДС (т. 1 л.д. 13-23).

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области от 15.03.2011 № 14-15/02653 решение Инспекции от 28.01.2011 № 27-36/134 оставлено без изменения, а жалоба Общества - без удовлетворения (т. 1 л.д. 50-55).

Не согласившись с решением налогового органа в части доначисления налога на добавленную стоимость, Общество обжаловало его в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 171, 172, пунктами 1, 2 статьи 173, пунктом 6 статьи 166, пунктом 10 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу, что расчет долей сумм НДС, приходящихся на экспорт и на внутренний рынок, произведенный Обществом не противоречит утвержденной налогоплательщиком учетной политике и нормам главы 21 Кодекса.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

Пунктами 1 и 2 статьи 171 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, и для перепродажи.

Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 173 Кодекса, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Пунктом 6 статьи 166 Кодекса установлено, что сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 Кодекса по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 статьи 166 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 173 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 Кодекса.

Пунктом 3 статьи 172 Кодекса установлено, что вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленной статьей 167 Кодекса.

В силу пункта 9 статьи 167 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 статьи 164 Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Согласно пункту 10 статьи 165 Кодекса порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

В соответствии с положениями статьи 11 Кодекса учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Как установлено пунктом 3 статьи 5 Закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Лица, составившие и подписавшие первичные документы, обеспечивают достоверность содержащихся в них данных (пункт 4 статьи 9 Закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

По мнению налогового органа в 2009 году налогоплательщик применял налоговые вычеты по НДС по экспортным операциям, в меньших размерах, тем самым, занижая налоговый вычет по экспортным операциям, в свою очередь, завышая вычет по НДС по внутреннему рынку в аналогичных суммах.

В ходе проверки установлено, что за 1 квартал 2009 года сумма «отложенного» НДС занижена на 242 250 рублей, тем самым завышен вычет по НДС по внутреннему рынку на 242 250 рублей; за 2 квартал 2009 года сумма «отложенного» НДС занижена на 231 079 рублей 16 копеек, завышен вычет по НДС по внутреннему рынку на 231 079 рублей 16 копеек; за 3 квартал 2009 года сумма «отложенного» НДС занижена на 399 065 рублей, завышен вычет по НДС по внутреннему рынку на 399 065 рублей; за 4 квартал 2009 года сумма «отложенного» НДС занижена на 510 625 рублей 34 копейки, завышен вычет по НДС по внутреннему рынку на 510 625 рублей 34 копейки.

Как следует из материалов дела, приказом Общества от 31.12.2008 № 146 утверждено Положение об учетной политике для целей налогообложения на 2009 год (т.1 л.д. 98). Согласно Положению общая сумма отложенного «входного» НДС за отчетный квартал определяется по формуле: НДС отл. = НДС вх. * %В. При этом для расчета удельного веса выручки по товарам, реализованным на экспорт, к общему объему выручки, берется выручка от продаж с учетом НДС (т. 1 л.д. 105).

Согласно пункту 30 Положения для определения сумм «входного» НДС по товарам (работам, услугам), использованным при производстве и реализации товаров на экспорт, на предприятии организован раздельный учет. Для этого на предприятии открыты счета бухгалтерского учета для учета НДС по экспортным операциям (счет 19.07); для учета расходов на продажу (счет 44.02.1); для учета выручки (счет 90.01.1), который предназначен для учета продукции, реализующейся как на экспорт, так и на территории Российской Федерации.

В подпункте 1 пункта 30 Положения Обществом определен учет «входного» НДС по счету 19.07 «НДС по товарам, реализованным по ставке 0% (экспорт)», из которого следует, что его размер определяется как произведение суммы «входного» НДС по всем приобретенным товарам к удельному весу выручки по товарам, реализованным на экспорт, к общему объему выручки. Для расчета удельного веса выручки по товарам, реализованным на экспорт, к общему объему выручки берется выручка от продаж с учетом НДС.

Суммы «входного» НДС по товарам (работам, услугам), прямо относящимся к реализации продукции на экспорт, учитываются в момент приобретения товаров на счете 19.07 «НДС по товарам, реализованным по ставке 0% (экспорт)». Суммы «входного» НДС по товарам (работам, услугам), по которым нельзя установить прямой связи с реализацией продукции на экспорт, учитываются на счетах 19.01, 19.03, 19.04 с последующим отнесением суммы на счет 19.07 «НДС по товарам, реализованным по ставке 0% (экспорт)». По факту подтверждения ставки 0% суммы «отложенного» НДС относятся на счет 68.22.2 «НДС к возмещению в связи с применением ставки 0%» и отражаются в книге покупок.

При расчетах пропорции (доли) экспортного «входного» НДС выручка от реализации товаров на экспорт облагается по налоговой ставке 0%, а выручка от реализации товаров на внутренний рынок по налоговой ставке 18%.

Таким образом, сумма реализованных товаров на экспорт определяется в отпускных ценах с учетом НДС по ставке 0 процентов. При этом увеличение или уменьшение расчетного процента никак не влияет на размер общей суммы «входного» НДС («входной» НДС по внутреннему рынку и «входной» НДС по экспорту), который в соответствии со статьями 171, 172 Кодекса налогоплательщик имеет право возместить. К вычету заявляется одна и та же сумма, изменяются только ее составляющие.

Порядок применения налоговых вычетов, установленный статьями 171, 172, 165 Кодекса Обществом соблюден.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выбранная Обществом методика ведения раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых НДС, не противоречит налоговому законодательству.

При этом суд, обоснованно с учетом отсутствия официальных разъяснений по поводу включения в стоимость товара суммы налогов для расчета пропорции, руководствовался пунктом 7 статьи 3 Кодекса, истолковав все неустранимые сомнения в пользу Общества.

Судом апелляционной инстанции признается несостоятельной ссылка Инспекции на Постановление Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 № 7185/08 поскольку в данном постановлении Президиум придя к выводу о том, что сопоставимыми в данном случае являются суммы, отражающие стоимость товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, учитывал осуществление предпринимательской деятельности с разными режимами налогообложения (общепринятая система и ЕНВД).

Учитывая изложенное, Арбитражный суд Кировской области правомерно признал недействительным решение налогового органа в обжалуемой налогоплательщиком части.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции не имеется.

Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 24.08.2011 принято на основании всестороннего, объективного и полного исследования обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела документов, с соблюдением норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 268 пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Кировской области от 24.08.2011 по делу №А28-2547/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову  - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий

     М.В. Немчанинова

     Судьи

     Т.В.   Хорова

     Л.И.   Черных

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка