СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 ноября 2011 года  Дело N А45-14335/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2011 года

Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2011 года

Седьмой Арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего Усаниной Н.А.

судей: Бородулиной И.И., Хайкиной С.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой  Ю.А.

при участии от лиц, участвующих в деле:  без участия

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому  регулированию и метрологии

на определение Арбитражного суда Новосибирской области о прекращении производства по делу

от  30 сентября 2011 года по делу №А45-14335/2011  (судья Емельянова Г.М.)

по заявлению Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому  регулированию и метрологии

к  обществу с ограниченной ответственностью «Регион ОЙЛ»

(ОГРН 1095403009778, ИНН 5403232035)

о привлечении  к административной ответственности

У С Т А Н О В И Л:

Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому  регулированию и метрологии (далее - СМТУ Росстандарта)  обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении  общества с ограниченной ответственностью «Регион ОЙЛ» (далее - ООО «Регион ОЙЛ», Общество) к административной ответственности  по части 1 статьи 19.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 30 сентября 2011 года  производство по делу прекращено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Не согласившись с принятым судебным актом, Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому  регулированию и метрологии обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, принять по делу новый судебный акт;  по основаниям  неприменения судом закона, подлежащего применению: положений  пунктов 1, 32, 50 Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», в соответствии с которыми оценка соответствия топлива  установленным требованиям  осуществляется в отношении продукции, находящейся в обороте (относится как к производителям, так и к продавцам) на территории Российской Федерации - в форме государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего регламента.

ООО «Регион ОЙЛ» отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российскойне представило.

Стороны, надлежащим образом и своевременно извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле по имеющимся материалам  дела.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции считает его подлежащем отмене  с направлением дела на рассмотрение в арбитражный суд по существу, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи  14.4 , статьей  20.4 Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно за уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.

В данном случае, согласно протоколу об административном правонарушении ООО «Регион ОЙЛ» вменяется уклонение от представления документов и сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.

В соответствии со статьей 34 Федерального Закона  от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» на основании положений настоящего Федерального Закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе: требовать от изготовителя (продавца,  лица, выполняющего функции иностранного изготовителя)  предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие  продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом; осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением  требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу пункта  50 Технического регламента «О требованиях к автомобильному  и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 №118, государственный контроль (надзор) за соблюдением установленных указанным Регламентом требований к продукции, за исключением авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей, осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Пунктом 32 указанного Регламента оценка соответствия продукции на стадии изготовления осуществляется исключительно в форме обязательного подтверждения соответствия, а продукции, находящейся в обороте (нахождение продукции на стадиях транспортирования, хранения, оптовой и розничной торговли (пункт 3 Регламента)) на территории Российской Федерации - в форме государственного контроля (надзора) за соблюдением требований регламента.

Следовательно, осуществление Обществом деятельности по продаже нефтепродуктов (бензина)  является объектом надзора СМТУ Росстандарта.

Следуя материалам дела,  распоряжением от 22.07.2011г. №1653 СМТУ Росстандарта назначено проведение внеплановой выездной налоговой проверки юридического лица, с указанием перечня документов, которые необходимо представить проверяемому юридическому лицу, в том числе, документы о прохождении продукцией  обязательного подтверждения соответствия (сертификаты соответствия, декларации о соответствии), нормативной и технической документации на реализуемую продукцию.

Копия распоряжения вручена представителю ООО «Регион ОЙЛ» 25.07.2011г.

Телеграммой от 11.08.2011г. Общество уведомлено, что в случае непредставления документов до 15.08.2011г. необходимо обеспечить явку законного представителя для составления протокола по части  1 статьи 19.19 КоАП РФ.

Уклонение от представления документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора  по указанному распоряжению, явилось основанием для составления уполномоченным  должностным лицом административного органа протокола  об административном правонарушении от 15.08.2011г. в отношении ООО «Регион ОЙЛ» по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу, арбитражный суд сделал вывод о наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ,  рассмотрение дел о привлечении к ответственности, установленной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, в силу статьи 23.1 КоАП РФ неподведомственно арбитражному суду.

Частью 1 статьи 14.4 КоАП  РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продажи), использовании (эксплуатации), хранении , транспортировки либо утилизации продукции Обществу  не вменялись.

В отличие от объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью  1 статьи 19.19 КоАП РФ, выражающейся, в том числе, в уклонении от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора,  и посягающих на общественные отношения в сфере  порядка управления; объективная сторона правонарушения по части  1 статьи 14.4  КоАП РФ состоит в продаже товаров, выполнении работ либо оказании  населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Арбитражный суд, изменяя  квалификацию вменяемого ООО «Регион ОЙЛ» правонарушения с части 1 статьи 19.19 КоАП РФ на часть 1 статьи 14.4 КоАП РФ, исходил из того, что Общество не является субъектом административного правонарушения в части нарушения требований государственных стандартов, и не может быть таковым и по правонарушению за уклонение от представления необходимых сведений и документов.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт продажи Обществом товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.

Именно в целях установления обстоятельств реализации нефтепродуктов, находящихся в обороте, включающем нахождение продукции на всех стадиях транспортировки, хранения, оптовой и розничной реализации  и дальнейшего решения вопроса о соответствии продукции или связанными с ней процессами хранения и реализации обязательным требованиям технических регламентов (стандартов) и запрашивались документы СМТУ Росстандарта.

На данной стадии нарушение обязательных  требований государственных стандартов при реализации (поставке, продажи), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировки либо утилизации продукции Обществу  не вменялось.

Кроме того, судом не учтено, что в силу пункта  66 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ в компетенцию должностных лиц органов стандартизации, метрологии и сертификации входит составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 19.19 КоАП РФ.

Вопрос о наличии у СМТУ Росстандарта  полномочий на  проведение проверки и затребовании в ходе такой проверки документов и сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, и как следствие,  наличие оснований на составление протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа,  подлежащие установлению арбитражным судом при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности (часть 6 статьи 205 АПК РФ), судом  не исследовался и не разрешался.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что без исследования и дачи оценки наличия либо отсутствия у СМТУ Росстандара  полномочий на истребование документов или сведений, необходимых для  осуществления государственного контроля и надзора в соответствии с распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, а у Общества обязанности (наличие либо отсутствие таковой) по представлению документов; в том числе, без дачи оценки документам, подтверждающим факт реализации Обществом  нефтепродуктов (автомобильного бензина), а равно исходя из единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, изложенного Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 26.09.2006г. №2512/06,  арбитражный суд не вправе был изменять квалификацию вменяемого ООО «Регион ОЙЛ»  правонарушения и прекращать производство по делу по основаниям  пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Следовательно, выводы арбитражного суда относительно  наличия в деянии ООО «Регион-ОЙЛ»  состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, а также о распространении диспозиции части  1 статьи 19.19 КоАП РФ, устанавливающей ответственности за уклонение от представления необходимых документов только в случае нарушения требований государственных стандартов, являются преждевременными, не основанными на обстоятельствах  дела, и не обоснованными нормами материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям.

В связи с чем, у суда  первой инстанции не имелось правовых оснований  для прекращения производства  по делу.

В соответствии с пунктом 36 Постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009г. №36 «О применении Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном апелляционном суде»  при рассмотрении  жалоб на определение суда первой инстанции суд апелляционной инстанции  наряду с полномочиями, названными в статье 269 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, вправе направить конкретный вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 2 части 4 статьи 272 АПК РФ).

Как разъяснил Пленум ВАС РФ, применяя данную норму, следует иметь в виду, что на новое рассмотрение могут  быть направлены вопросы, разрешение которых относится к ведению суда первой инстанции и которые суд по существу  не рассматривал по причине  прекращения производства по делу, тогда как в полномочия  суда апелляционной инстанции входит  повторное  рассмотрение дела (часть 1 статьи 268 АПК РФ). В этих случаях, поскольку суд  первой инстанции не рассматривал вопросы  по существу и не устанавливал  обстоятельства, имеющие значение для правильного  разрешения спора, суд апелляционной инстанции  не имеет возможности осуществить повторное рассмотрение дела, как этого требует часть 1 статьи 268 Кодекса.

Учитывая изложенное,  определение суда первой инстанции о прекращении производства по делу подлежит отмене с направлением дела для рассмотрения по существу в арбитражный суд первой инстанции.

Руководствуясь статьей 156, частями 2, 3, пунктом 2 части 4 статьи 272, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

Определение Арбитражного суда Новосибирской области от 30 сентября 2011 года по делу №А45-14335/2011 отменить и направить дело на рассмотрение по существу в арбитражный суд Новосибирской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

     Председательствующий
  Н.А.Усанина

     Судьи  
   И.И.Бородулина

     С.Н.Хайкина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка