ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2011 года  Дело N А27-1121/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  23 ноября 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме  23 ноября 2011 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего  Алексеевой Н.А.

судей  Роженас О.Г.

Чапаевой Г.В.

при ведении протокола помощником судьи Квитко Д.С.,

рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Кемеровской области на решение от 13.05.2011 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гуль Т.И) и постановление от 05.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Музыкантова М.Х., Хайкина С.Н.) по делу № А27-1121/2011 по заявлению открытого акционерного общества «Беловохлеб» (652600, Кемеровская область, город Белово, улица Советская, 175, ИНН 4202007662, ОГРН 1024200543267) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Кемеровской области (652600, Кемеровская область, город Белово, переулок Бородина, 28а, ИНН 4202007359, ОГРН 1044202010456) о признании недействительным решения.

В заседании приняли участие представители:

от открытого акционерного общества «Беловохлеб» - Волков Е.В. по доверенности от 31.12.2010, Немчин по доверенности от 31.12.2010;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Кемеровской области - Шевцова С.А. по доверенности от 21.10.2010,  Поздняков К.И. по доверенности от 16.10.2011.

Суд установил:

открытое акционерное общество «Беловохлеб» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недейственным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Кемеровской области (далее - инспекция) от 08.09.2010 № 5938 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» (далее - решение инспекции).

Решением суда от 13.05.2011 заявленное требование удовлетворено. Решение инспекции признано недействительным как противоречащее положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Постановлением от 05.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение от 13.05.2011 и постановление от 05.08.2011 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суды неправильно применили нормы материального права, неверно истолковав закон.

Податель жалобы указывает, что предусмотренные постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» (далее - постановление № 520) сведения о кадастровой стоимости земельных участков содержались в государственном земельном кадастре на 01.01.2009. В первичных налоговых декларациях по земельному налогу сумма налога была рассчитана обществом исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной названным постановлением.

В отзыве на кассационную жалобу общество, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.

Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене исходя из следующего.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год.

По результатам камеральной налоговой проверки инспекция установила наличие недоимки по земельному налогу в результате занижения обществом в 2009 году налоговой базы при его исчислении и приняла решение от 08.09.2010 № 5938 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 69 055 рублей 60 копеек. Этим же решением обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 345 278 рублей и начисленную сумму пени в размере 11 313 рублей 61 копейки.

Основанием для принятия такого решения явился вывод инспекции о том, что общество при исчислении земельного налога обязано было исходить из кадастровой стоимости земельных участков, установленной постановлением № 520.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 24.11.2010 № 943 решение инспекции оставлено без изменения.

Общество, не согласившись с решением инспекции, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия у инспекции оснований для принятия оспариваемого решения, поскольку налоговая база по земельному налогу за 2009 год не могла быть исчислена обществом исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением № 520, которое опубликовано в полном объеме в официальном источнике опубликования 13.08.2009.

При этом суды сочли, что опубликование 04.12.2008 в газете «Кузбасс» постановления № 520 без приложения к нему не может рассматриваться как публикация в полном объеме, поскольку сведения о кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Кемеровской области, порождающие правовые последствия, содержатся именно в приложении к названному постановлению.

Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что не порождает вступление постановления № 520 в законную силу его размещение на информационных порталах органов государственной власти Кемеровской области и на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, поскольку они не определены в качестве официальных источников опубликования для целей определения вступления актов в законную силу.

Между тем судами первой и апелляционной инстанций не было учтено следующее.

Согласно статьям 390, 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного  участка, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В силу пункта 1 статьи 393 Кодекса налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения такого рода мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.

На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту 14 статьи 396 Кодекса (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.

В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Кодекса Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков» установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», а также сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

Постановлением № 520 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Кемеровской области, применяемые с 01.01.2009, согласно приложению к названному постановлению. Указанным постановлением признано утратившим силу с 01.01.2009 распоряжение Администрации Кемеровской области  от 21.03.2003 № 261-р «О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области» (далее - распоряжение № 261-р).

Постановление № 520 было официально опубликовано без приложений в газете «Кузбасс» 04.12.2008, являющейся официальным источником опубликования нормативных правовых актов Коллегии Администрации Кемеровской области. Из текста опубликованного постановления следует, что оно подлежит размещению на информационном Интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области, Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области рекомендовано разместить сведения о кадастровой стоимости земельных участков на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в сети Интернет.

Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.

Размещение 18.12.2008 на информационном Интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области и на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в сети Интернет постановления № 520 в полном объеме подтверждает доведение его до сведения заинтересованных лиц.

Факт такого размещения постановления № 520 общество не оспаривает.

Таким образом, неопубликование в газете «Кузбасс» приложения к постановлению № 520 не влечет нарушения прав налогоплательщиков (граждан и организаций) на получение информации о кадастровой стоимости земельных участков. Публикация 04.12.2008 в газете «Кузбасс» постановления № 520 без приложения (но с указанием сайтов в сети Интернет, на которых названное постановление подлежит размещению в полном объеме) не может свидетельствовать о том, что данное постановление нельзя признать официально опубликованным.

Данная правовая позиция изложена постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (пункт 21).

Кроме того, относительно постановления № 520 данная правовая позиция нашла подтверждение в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2009 № 81-Г09-12, от 10.02.2010  № 81-Г09-26, от 16.06.2010 № 81-Г10-10.

Таким образом, экономические показатели, характеризующие кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2009, необходимые для определения налоговой базы по земельному налогу, доведены до сведения налогоплательщиков в срок до 01.03.2009.

Положения пункта 1 статьи 5 Кодекса не препятствовали налогоплательщику-организации определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2009 год самостоятельно в соответствии с главой 31 Кодекса на основе экономических показателей, содержащихся в постановлении № 520.

Следовательно, налоговая база по земельному налогу за 2009 год не могла быть исчислена обществом исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной распоряжением № 261-р, утратившим силу с 01.01.2009.

Инспекцией доказано наличие оснований для вынесения оспариваемого решения о доначислении земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельных участков, определенной до начала налогового периода 2009 года и утвержденной вступившим в силу 01.01.2009 постановлением № 520, начислении пеней и взыскании штрафа.

Таким образом, у судов отсутствовали основания для признания недействительным решения инспекции.

При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 13.05.2011 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 05.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-1121/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требования открытого акционерного общества «Беловохлеб» о признании недейственным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Кемеровской области от 08.09.2010 № 5938 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
    Н.А. Алексеева

     Судьи
    О.Г. Роженас

     Г.В. Чапаева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка