ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 2011 года  Дело N А27-2747/2011

Постановление изготовлено в полном объеме  22 ноября 2011 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего  Черноусовой О.Ю.

судей  Маняшиной В.П.

Отческой Т.И.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области города Кемерово на решение от 27.05.2011 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) и постановление от 15.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И.,  Колупаева Л.А., Музыкантова М.Х.) по делу № А27-2747/2011 по заявлению закрытого акционерного общества «Техним-Торг» (109469, город Москва, улица Братиславская, 32, ИНН 7723323165,  ОГРН 1027723008840) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области города Кемерово (650000, Кемеровская область, город Кемерово, улица Ноградская, 5, 312, ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799) о признании незаконным решения.

Другое лицо, участвующее в деле: федеральное государственное учреждение «Кемеровская межобластная ветеринарная лаборатория».

Суд установил:

закрытое акционерное общество «Техним-Торг» (далее -  ЗАО «Техним-Торг», общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области города Кемерово (далее - управление, УФАС по Кемеровской области, антимонопольный орган) от 09.02.2011 о признании общества уклонившимся от заключения государственного контракта на поставку оборудования и о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года и обязании управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исключения из реестра недобросовестных поставщиков сведений относительно ЗАО «Техним-Торг».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное учреждение «Кемеровская межобластная ветеринарная лаборатория» (далее - ФГУ «Кемеровская межобластная ветеринарная лаборатория»).

Решением от 27.05.2011 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 15.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, УФАС по Кемеровской области просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению управления выводы судов о том, что факт несвоевременного направления победителем проекта контракта не может рассматриваться в качестве безусловного основания для признания такого лица уклонившимся от заключения контракта не соответствует положениям части 2 статьи 19, части 6 статьи 47 Федерального закона  от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ).

Кроме того, УФАС по Кемеровской области указывает на отсутствие у него оснований для предложения участнику размещения заказа заключить контракт непосредственно на заседании комиссии, поскольку факт уклонения от заключения контракта был подтвержден документально.

В отзыве на кассационную жалобу ЗАО «Техним-торг» просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

ФГУ «Кемеровская межобластная ветеринарная лаборатория» отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представило.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, суд кассационной  инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании обращения ФГУ «Кемеровская межобластная ветеринарная лаборатория» управлением проведена проверка и вынесено решение от 09.02.2011 о признании ЗАО «Техним-Торг» уклонившимся от заключения государственного контракта на поставку оборудования: комплекс универсальный спектрометрический на основе сцинтилляционных детекторов УСК «Гамма-плюс», и включении общества в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта сроком на два года.

Основанием для признания ЗАО «Техним-Торг» уклонившимся  от заключения государственного контракта на поставку оборудования явился факт направления в адрес заказчика проекта государственного контракта после истечения установленного законом срока.

Не согласившись с решением управления, общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия доказательств факта уклонения  ЗАО «Техним-Торг» от заключения контракта.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правомерными и соответствуют материалам дела.

Из положений части 2 статьи 42, частей 2, 6, 7.1 статьи 47 Закона  № 94-ФЗ заказчик вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ услуг. Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом, в день его подписания размещается на официальном сайте. Заказчик, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней со дня подписания указанного протокола передают победителю в проведении запроса котировок один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в котировочной заявке. В случае, если победитель в проведении запроса котировок, не представил заказчику подписанный контракт, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта. При этом контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола.

Материалами дела подтверждается, что протокол размещения и оценки котировочных заявок опубликован на официальном сайте заказчика 29.12.2010. Соответственно срок для заключения контракта по настоящему делу истек 18.01.2011.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что контракт был подписан и направлен обществом по электронной почте 18.01.2011 и получен ФГУ «Кемеровская межобластная ветеринарная лаборатория» в тот же день 18.01.2011 в 18 часов 52 минуты (после окончания рабочего дня в организации.

Согласно части 2 статьи 19 Закона № 94-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта.

В силу части 8 статьи 19 Закона № 94-ФЗ в случае поступления сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, в течение десяти рабочих дней уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта. В случае подтверждения факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня подтверждения указанного факта.

Уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти является Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы (часть 1 статьи 19 Закона № 94 - ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94, от 30.06.2004 № 331), к полномочиям которой также отнесено ведение реестра недобросовестных поставщиков.

Правительство Российской Федерации постановлением от 15.05.2007 № 292 утвердило Положение о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее -  Положение № 292).

Согласно подпункту «д» пункта 7 Положения № 292 в случае уклонения победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного или муниципального контракта заказчик не позднее 3 дней с даты заключения государственного или муниципального контракта с участником размещения заказа, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов заключается контракт при уклонении победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, направляет в уполномоченный орган: иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного или муниципального контракта.

В случае непредставления заказчиком документов, предусмотренных в том числе, подпунктом «д» пункта 7 Положения № 292, уполномоченный орган в течение 10 дней с даты поступления от заказчика сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта осуществляет проверку факта уклонения от заключения контракта победителя конкурса (аукциона) (пункт 12 Положения № 292).

Следовательно, при поступлении сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного контракта антимонопольный орган должен установить факт уклонения данного лица от заключения государственного контракта с заказчиком (обстоятельства, свидетельствующие о намерении отказаться от заключения), и только в случае подтверждения указанного факта он осуществляет размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что при признании общества уклонившимся от заключения государственного контракта управление ограничилось лишь констатацией факта несвоевременного направления контракта, без выяснения наличия обстоятельств подтверждающих факт отказа общества от заключения государственного контракта.

В рассматриваемом случае представление ЗАО «Техним-Торг» подписанного проекта контракта с нарушением установленного срока на  1 час 52 минуты при отсутствии иных обстоятельств, свидетельствующих об уклонении участника от заключения государственного контракта, не может являться безусловным основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.

Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

п о с т а н о в и л:

решение от 27.05.2011 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 15.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-2747/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
    О.Ю. Черноусова

     Судьи
    В.П. Маняшина

     Т.И. Отческая

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка