• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2011 года  Дело N А45-14832/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2011 г.

Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2011 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи О.А. Скачковой,

судей Л.И. Ждановой, М.Х. Музыкантовой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.Г. Шкляр с использованием средств аудиозаписи,

при участии в заседании:

от заявителя - Е.А. Роппельт по доверенности от 10.05.2011, паспорт,

от лица, привлекаемого к административной ответственности - не явился (извещено),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу

на определение Арбитражного суда Новосибирской области от 11 октября 2011 г. делу № А45-14832/2011 о прекращении производства по делу (судья А.В. Хорошилов)

по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (630099, г. Новосибирск, ул. Октябрьская, д. 52)

к обществу с ограниченной ответственностью «Сибинвестпром-3» (ОГРН 1025404725730, 633011, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Линейная, д. 5/1)

о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) общества с ограниченной ответственностью «Сибинвестпром-3» (далее - лицо, привлекаемое к административной ответственности, Общество, ООО «Сибинвестпром-3»).

Определением суда от 11.10.2011 производство по делу № А45-8598/2011 прекращено.

Не согласившись с определением суда, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, направить материалы дела об административном правонарушении на новое рассмотрения.

В обоснование жалобы ее податель указывает, что Общество осуществляет оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС), то есть с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Подробно доводы Управления изложены в апелляционной жалобе.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить определение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. По мнению Общества, определение суда законно и обоснованно.

Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Управления поддержала доводы апелляционной жалобы по основаниям, в ней изложенным.

Общество о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции представителя не направило. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя Общества.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Управления, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективная сторона правонарушения состоит в ведении деятельности по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий.

Субъектами данного административного правонарушения являются юридические лица.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью.

Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Сибинвестпром-3» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, заявитель вменяет Обществу деятельность по производству вина и закупке виноматерилов, сведения о которых не зафиксированы в ЕГАИС, на что указано в протоколе об административном правонарушении от 19.08.2011, квалифицируя данные действия по части 4 статьи 14.17 КоАП РФ.

Вместе с тем, объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 4 14.17 КоАП РФ, состоит в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением условий, предусмотренных лицензией, что в силу статьи 65 и части 5 статьи 205 АПК РФ должен доказатьадминистративный орган.

Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела,ООО «Сибинвестпром-3» имеет лицензию Б 068647 на производство, хранение и поставки произведенных вин (из обработанных виноградных, плодовых виноматериалов, плодовых виноматериалов, плодовых виноматериалов собственного производства без добавления этилового спирта) с содержанием этилового спирта не более 15%, сроком действия до 19.11.2013.

Управлением при сопоставлении данных деклараций представленных ООО «Сибинвестпром-3» об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции) за 2 квартал 2011 года с аналогичными данными зафиксированными ООО «Сибинвестпром-3» в ЕГАИС, установлено несоответствие данных, отраженных в декларациях и данных ЕГАИС, а именно: согласно данных декларации объём закупки составляет 166,1219 тыс. дал., а по аналогичным данным, зафиксированным в ЕГАИС объём закупки составляет 0,0000 тыс. далл (согласно данных декларации объём производства составляет 158,1985 тыс. дал., а по аналогичным данным, зафиксированным в ЕГАИС объём производства составляет 0,0000 тыс. далл).

19.08.2011 в отношении Общества составлен протокол № 6-01-06/09-53/221 об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт совершения ООО «Сибинвестпром-3»административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.

Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции, действовавшей на 30.06.2011, далее - Закон № 171-ФЗ) под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ запрещен оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе.

Порядок учета и декларирования объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлен статьей 14 Закона № 171-ФЗ, согласно пункту 2 которой учет оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Закона № 171-ФЗ.

В силу пункта 2 статьи 8 Закона № 171-ФЗ оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона № 171-ФЗ порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определяется Правилами функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 № 522 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 7 Правил организация, осуществляющая производство и (или) оборот продукции, представляет по информационно-телекоммуникационным сетям заявку о фиксации в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в порядке, установленном Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается Обществом, что выявленным в ходе проверки нарушением выступило несоответствие данных, отраженных в представленных ООО «Сибинвестпром-3» декларациях, об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2011 года с аналогичными данными, зафиксированными в ЕГАИС.

В данном случае, в КоАП РФ имеется специальная норма, которая предусматривает административную ответственность за совершение вышеуказанных действий - статья 14.19 КоАП РФ, в силу которой нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

С объективной стороны данное правонарушение выражается в непринятии как должностным лицом, так и организацией необходимых мер по учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо в совершении действий, направленных на нарушение установленного порядка учета этой продукции, что не отрицалось Обществом в отзыве на апелляционную жалобу.

С учетом вышеизложенного, квалификация Управления действий ООО «Сибинвестпром-3» по части 4 статьи 14.17 КоАП РФ является неправомерной.

В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

Таким образом, зафиксированные в протоколе об административном правонарушении от 19.08.2011 № 6-01-06/09-53/221обстоятельства и представленные административным органом доказательства указывают на то, что действия ООО «Сибинвестпром-3» связаны с нарушением установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте, что позволяет квалифицировать данные нарушения по специальной статье 14.19 КоАП РФ.

Вместе с тем, в соответствии с правилами части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 14.19 КоАП РФ, арбитражным судам неподведомственны.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.19 КоАП РФ, рассматриваются органами, осуществляющими государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прекращает производство в арбитражном суде и возвращает протокол об административном правонарушении и прилагаемые к нему документы административному органу.

Таким образом, указанные обстоятельства являются основанием для вынесения определения о прекращении производства в арбитражном суде, которое влечет прекращение рассмотрения судом настоящего заявления административного органа и возвращение протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов в его адрес.

Вследствие вышеизложенного, у арбитражного суда первой инстанции имелись законные основания для прекращения производства по делу и возвращения материалов дела об административном правонарушении в адрес административного органа.

При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции определение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для его отмены, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение Арбитражного суда Новосибирской области от 11 октября 2011 г. делу № А45-14832/2011 о прекращении производства по делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

     Председательствующий
  О.А. Скачкова

     Судьи
  Л.И. Жданова

     М.Х. Музыкантова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А45-14832/2011
Принявший орган: Седьмой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 16 декабря 2011

Поиск в тексте