ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2011 года  Дело N А40-38730/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2011 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Н.И. Левченко,

судей В.Р. Валиева, Н.В. Лаврецкой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.М. Касатиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании  апелляционную жалобу

ЗАО «Бриз Альянс» на решение Арбитражного суда города Москвы от 11 октября 2011 года по делу № А40-38730/11-54-266, принятое судьей Т.Г. Голоушкиной,

по иску ЗАО «Бриз Альянс» (ОГРН  1027701009049, Москва, Б. Полуярославский пер., 18, стр. 3) к ФГУП «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)» (Москва, Покровский б-р, д.3, стр.7), ООО «Северо-Западная Логистическая Компания»(Санкт-Петербург, Б. Сампсониевский пр-т, 61, к. 2, литера А) третьи лица: Росимущество, ТУ Росимущества по Москве о признании недействительными торгов, договора купли-продажи недвижимости и применении последствий недействительности сделки

при участии в судебном заседании:

от истца: Чуприков Е.И. - доверенность от 01.12.2011

от ответчиков:  от ФГУП «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)» - Абдулкадырова Т.К., доверенность № 275 от 11.01.2011

от ООО «Северо-Западная Логистическая Компания» - Двенадцатова Н.И., доверенность № 365 от 21.06.2011

от третьих лиц: не явились, извещены

У С Т А Н О В И Л:

закрытое акционерное общество «Бриз Альянс» (далее - ЗАО «Бриз Альянс», истец) обратилось с исковыми требованиями к ответчикам: ФГУП «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)» (далее - ФГУП «ФТ-Центр») обществу с ограниченной ответственностью «Северо-Западная Логистическая Компания» (далее - ООО «Северо-Западная Логистическая Компания») о признании недействительными торгов ФГУП «ФТ-Центр» в форме аукциона 04 апреля 2011 года по продаже недвижимого имущества (нежилых помещений), закрепленного за ответчиком на праве хозяйственного ведения, общей площадью 232,2 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Большая Дорогомиловская, д.1 (1 этаж, пом. IVa, комн.1-9, антресоль 1, пом.IVa, комн.1-10); признании недействительным договора купли-продажи недвижимого имущества общей площадью 232,2 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, Большая Дорогомиловская, д.1 (1 этаж, пом. IVa, комн.1-9, антресоль 1, IVa, комн.1-10) заключенного ответчиком по результатам аукциона от 04.04.2011 года; применении последствия недействительности сделки в виде возврата всего полученного по сделке каждой из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества общей площадью 232,2 кв.м.

В обоснование исковых требований ЗАО «Бриз Альянс» сослалось на статьи 16, 18 пункта 8 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», статьи 166, 167 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указав, что истцу незаконно отказано в участии в аукционе по продаже недвижимого имущества, закрепленного за ФГУП «ФТ-Центр», который проведен 28 марта 2011г.

Как указал заявитель, 04.04.2011  представителю истца, явившемуся на аукцион, вручено уведомление об отказе в участии в аукционе со ссылкой на несоблюдение требований п. 3.3.1. Информационного сообщения о проведении аукциона, с которым он не согласен, так как, по его мнению, представлены документы в соответствии с предъявляемыми требованиями.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по г.Москве (ТУ Росимущества по г. Москве).

Решением суда первой инстанции от 11.10.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.

Истец, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение от 11.10.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Заявитель указывает на несоответствие выводов суда о нарушении ЗАО «Бриз Альянс» при подаче документов для участия в аукционе Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Информационного сообщения о проведении аукциона  обстоятельствам дела.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы.

Представители ответчиков против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.

Третьи лица, Росимущество и ТУ Росимущества по г. Москве, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, своих уполномоченных представителей для участия в судебном заседании не направили.

При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 12 по 14 декабря 2011 года.

Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей истца, ответчиков, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2011 подлежит отмене на основании следующего.

Как установлено судом апелляционной инстанции, в журнале «Государственное имущество» №11 (февраль 2011 года), на сайте в сети Интернет 25.02.2011 опубликовано Информационное сообщение о проведении аукциона по продаже недвижимого имущества (нежилых помещений): 1 этаж, пом. IVa,  комн. 1-9, антресоль 1, noм. IVa. комн. 1-10, общей площадью 232,2 кв.м, закрепленного за ответчиком на праве хозяйственного ведения и расположенного по адресу: г. Москва, Большая Дорогомиловская, д.1.

В соответствии с требованиями пункта 3.3.1 Информационного сообщения претендентами представляются следующие документы:

- нотариально заверенные копии учредительных документов с зарегистрированными изменениями и дополнениями;

- нотариально заверенные копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), подтверждающего государственную регистрацию юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и свидетельство об учете в статрегистре Росстата;

- надлежащим образом оформленные и удостоверенные документы, подтверждающие полномочия органов управления и должностных лиц Претендента (протокол об избрании на должность, а также приказ о вступлении в должность;

- надлежащим образом оформленное письменное решение соответствующего органа управления Претендента на совершение сделки, принятое в соответствии с учредительными документами Претендента и законодательством страны в которой зарегистрирован Претендент, с приложением соответствующих документов;

- оригинал полученной не ранее чем за шесть месяцев до даты подачи заявки выписки из ЕГРЮЛ или нотариально заверенная копия такой выписки.

Окончанием приема заявок на участие в аукционе с прилагаемыми к ним документами  указывалось 28.03.2011  в 14-00 по московскому времени.

Заявка подана истцом 28.03.2011 года в 10 часов 20 минут. Согласно описи документов истцом были поданы документы:

- заявка на участие в аукционе;

- опись документов; нотариально заверенная копия устава истца в действующей (новой) редакции;

- нотариально заверенная копия устава в редакции, утвержденной учредителями при создании ЗАО «Бриз Альянс»;

- копия протокола собрания акционеров Претендента по одобрению сделки купли-продажи недвижимого имущества, заверенная председателем и секретарем собрания;

- список зарегистрированных лиц в реестре владельцев именных ценных бумаг Претендента по состоянию 11.03.2011;

- платежное поручение с отметкой банка, подтверждающее оплату претендентом суммы задатка;

- Уведомление Претендентом Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве о намерении приобрести недвижимое имущество в соответствии с антимонопольным законодательством РФ с отметкой о принятии уведомления ФАС по Москве;

- Доверенность на представителя Претендента;

- нотариально заверенная копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ;

- нотариально заверенная копия свидетельства на учет в налоговом органе;

- нотариально заверенная копия свидетельства (информационного  письма) об учете в статрегистре Росстата;

- надлежаще заверенная копия протокола собрания акционеров об избрании генерального директора;

- надлежаще заверенная копия приказа о вступлении в должность генерального директора;

- нотариально заверенная копия выписки из ЕГРЮЛ;

- письмо, содержащее сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

- заверенная копия договора купли-продажи 49 акций ЗАО «Бриз Альянс», заключенный между Черемухиным Д.Г. и Сорокиной О.Г., в соответствии с которым право собственности на 49 акций перешло от Сорокиной О.Г. к Черемухину Д.Г.;

-  заверенная копия договора купли-продажи 50 акций ЗАО «Бриз Альянс», заключенный между Черемухиным Д.Г. и Михеевой Е.В., в соответствии с которым право собственности на 50 акций перешло от Михеевой Е.В. к Черемухину Д.Г.;

- письмо о составе учредительных документов для акционерного общества.

Уведомлением от 04.04.2011г. (л.д. 13) истцу сообщено о недопуске к участию в аукционе в соответствии с пункте 8 статьи 18 Федерального закона о 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и пункта 6.2 Информационного сообщения о проведении аукциона. Основанием отказа в допуске явилось не соблюдение ЗАО «Бриз Альянс» пункта 3.3.1 Информационного сообщения.

Согласно протоколу об итогах проведенного ФГУП «ФТ-Центр» аукциона от 04.04.2011, его победителем признано ООО «Северо-Западная Логистическая Компания».

По результатам проведенного аукциона между ФГУП «ФТ-Центр» (продавец) и ООО «Северо-Западная Логистическая Компания» (покупатель) был заключен договор купли-продажи недвижимости № 011П/2011.

Посчитав, что при проведении торгов допущены нарушения действующего законодательства, ЗАО «Бриз Альянс» обратилось в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, указав на нарушение пункта 3.3.1 Информационного сообщения ЗАО «Бриз Альянс», которым не были представлены изменения и дополнения к Уставу, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц по форме № 50003 согласно Постановлению Правительства Российской федерации от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», отказал в удовлетворении требований истца.

Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции ошибочными.

Согласно части 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения регулируется положениями статьи 23 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ; Закон).

В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 23 Федеральный закон № 178-ФЗ претендент не допускается к участию в продаже посредством публичного предложения, если им представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, либо оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации.

В силу пункта 15 статьи 23 Закона порядок продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения в части, не урегулированной настоящей статьей, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункт 6 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2002 № 549 к заявке прилагаются документы по перечню, указанному в информационном сообщении, а также опись прилагаемых документов в двух экземплярах, один из которых остается у продавца, другой, с отметками продавца, - у претендента.

В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Федерального закона № 178-ФЗ претендент не допускается к участию в продаже посредством публичного предложения по следующим основаниям:

1) представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, либо оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;

3) заявка на участие в продаже посредством публичного предложения подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий.

Перечень указанных оснований отказа претенденту в участии в продаже посредством публичного предложения является исчерпывающим (пункт 8 статьи 23 Федерального закона № 178-ФЗ).

Суд апелляционной инстанции считает оспариваемый отказ в допуске истца к участию в продаже посредством публичного предложения незаконным по следующим основаниям.

Как следует из описи и материалов дела истцом для участия в аукционе были представлены первоначальная редакция устава  и ее измененная редакция совместно со свидетельством о регистрации изменений в устав ЗАО «Бриз Альянс». Иные документы, которые не содержались в Информационном сообщении ФГУП «ФТ-Центр» требовать не вправе.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что действия ФГУП «ФТ-Центр» в части отказа истцу в допуске к участию в аукционе на право заключения договора купли-продажи спорного недвижимого имущества являются незаконными ввиду их несоответствия требованиям Федерального закона № 178-ФЗ, применительно к пункту 1 статьи 449 ГК РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.1993 № 32 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий», при разрешении споров следует иметь в виду, что с требованиями о признании недействительными результатов конкурса или аукциона (протокола конкурсной комиссии или протокола о результатах аукциона) могут обращаться в арбитражный суд не только участники конкурса или аукциона, но и лица, которым было отказано в участии в конкурсе (аукционе). При этом незаконный отказ в участии в конкурсе (аукционе) может служить основанием для признания результатов конкурса (аукциона) недействительными.

Суд апелляционной инстанции полагает недействительными торги, проведенные ФГУП «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)» в форме аукциона 04 апреля 2011 года по продаже недвижимого имущества (нежилых помещений) общей площадью 232, 2 кв.м, закрепленного за ответчиком на праве хозяйственного ведения и расположенного по адресу: г. Москва, Большая Дорогомиловская, д. 1 (1 этаж, пом. IVа, комн. 1-9, антресоль 1, пом. IVа, комн. 1-10), поскольку они проведены с нарушением закона.