ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 января 2012 года  Дело N А40-473/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 12.01.2012г.

Постановление изготовлено в полном объеме 16.01.2012г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Кольцовой Н.Н.,

судей:

Веклича Б.С., Румянцева П.В.,

при ведении протокола

помощником судьи Мальцевым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Общества с ограниченной ответственностью «Гранте»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.08.2011г.

по делу № А40-473/11-145-5, принятое судьей С.П. Петровским,

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Гранте» (ООО «Гранте») (ОГРН 1087746892507, 109028, г. Москва, Солянка, д.9, стр.1)

к Дагестанской таможне (367013, г. Махачкала, М.Юсупова, 24)

о признании незаконным и отмене постановления

при участии:

от заявителя:

Бирюков В.А. по дов. от 15.11.2011;

от ответчика:

не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

ООО «Гранте» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дагестанской таможни от 20.11.2010 г. по делу об административном правонарушении  № 10302000-523/2010, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.16.2 КоАП РФ.

Решением от 12.08.2011 г. арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходил из того, что вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.2 КоАП РФ, доказана.

Не согласившись с принятым решением, ООО «Гранте» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения по ч.3 ст.16.2 КоАП РФ.

В судебном заседании заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Через канцелярию суда от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, в котором указал на обязанность представления санитарно-эпидемиологического заключения на товар, классифицируемый в товарной позиции 2202 «напиток безалкогольный гранатовый».

Ответчик, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.

Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.

В соответствии со статьей 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч.7 ст. 210 АПК РФ.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.16.2 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

Согласно ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

На основании ст. 181 ТК в декларации на товары указываются следующие основные сведения: наименование, описание, классификационный код товаров о Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, таможенная стоимость и статистическая стоимость.

Статьей 187 ТК ТС установлено, что при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе: осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем; брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных ст. 155 ТК ТС; присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров; знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов, декларируемых им товаров; представлять в соответствии с настоящим Кодексом документы и сведения в виде электронных документов; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК ТС.

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТК ТС (ст. 183 ТК ТС).

Частью 3 статьи 16.2. КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 14.04.2010 г. ООО «Гранте» на Дербентском таможенном посту Дагестанской таможни по ГТД № 10302080/140410/0000974 в соответствии с таможенным режимом - "выпуск для внутреннего потребления" декларирован товар - «сок гранатовый, натуральный, прямого отжима, осветленный, без добавления сахара, число брикс - 15,5%, в стеклянных бутылках, емкостью 0,25 л. в количестве - 23 010 шт.; емкостью 0,75 л. в количестве - 16 616 шт.», поступивший в адрес общества из Азербайджанской Республики в ж/д вагоне № 91924649 согласно договору № 194 от 25.02.2010, заключенному с ЗАО «Азнар» (Республика Азербайджан, г. Геокчай).

ООО «Гранте» в ГТД № 10302080/140410/0000974 по указанному товару заявлен код ТН ВЭД товара - 2009 80 990 0.

Дагестанской таможней проведен таможенный досмотр указанного товара в объеме - 100 % с взятием образцов товара (пробы №№ 1,2,3,4), которые направлены в Экспертно-криминалистическую службу - региональный филиал Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Ростов-на-Дону (ЭКС р/ф ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону) для проведения идентификационной экспертизы.

16.04.2010 г. товар был выпущен в соответствии с таможенным режимом «выпуск для внутреннего потребления».

В ходе документального контроля ответчиком была проведена проверка правильности классификации товаров, заявленных в ГДТ № 10302080/140410/0000974, в результате которой, с учетом заключения эксперта от 09.06.2009 г. № 02-01-2010/0898, выявлена неверная классификация части товара № 1. В связи с чем таможенным органом принято решение от 02.08.2010 г. № 10302000-20-33/000025 о классификации части товара № 1 под наименованием «напиток безалкогольный гранатовый» по коду ТН ВЭД 2202901009.

Определением от 11.08.2010 в отношении ООО «Гранте» Дагестанской таможней возбуждено дело об административном правонарушении № 10302000-523/2010 и проведено административное расследование.

11.10.2010 г. по результатам проверки в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя заявителя  составлен протокол об административном правонарушении.

Постановлением от 29.11.2010 г. по делу об административном правонарушении № 10302000-523/2010 ООО «Гранте» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Довод заявителя о том, что товар, классифицируемый ответчиком в подсубпозиции 2202901009 ТН ВЭД ТС, неправомерно признан судом не относящимся к соковой продукции, в связи с чем у общества отсутствует обязанность по представлению санитарно-эпидемиологического заключения на товар «напиток безалкогольный гранатовый», является необоснованным и судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты  и ограничения.

В соответствии с пунктом 1 Решения Комиссии таможенного союза от 18.06.2010г. №319 «О техническом регулировании в таможенном союзе» утверждено «Положение о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию таможенного союза» (Приложение № 4), согласно пункту 2 которого подача таможенной декларации на продукцию (товары) должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений. К таким документам о соответствии относится, в том числе, сертификат соответствия и иные документы, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза (далее - Сторона), на территории которого товар помещается под таможенные процедуры.

Подпунктом «а» пункта 3 Положения установлено, что представление таможенным органам документов о соответствии и (или) сведений о таких документах производится для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ.

На основании п. 2 ст. 28 Федерального закона № 184-ФЗ заявитель обязан обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов и выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия.

Ввоз продукции (товаров), подлежащей обязательному подтверждению соответствия, на территорию РФ осуществляется в соответствии с положениями ст.29 Федерального закона РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ и пункта 3 Правил ввоза на таможенную территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 №53 «О ввозе на таможенную территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия».

Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ  для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что заключением товароведческой экспертизы от 09.06.2010 г. № 02-01-2010/0898 ЭКС р/ф ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону установлено, что представленные на исследование образцы товара № 3 -«сок гранатовый натуральный, в стеклянных бутылках, жидкость темно-красного цвета, емкостью 0,25л. Дата розлива - 24.12.2009» и № 4 - «сок гранатовый натуральный, в стеклянных бутылках, жидкость темно-красного цвета, емкостью 0,25л. Дата розлива - 21.12.2009» по отсутствию в составе характерных для плодов граната соединений группы природных антоцианов, по установленным физико-химическим показателям не соответствуют требованиям Федерального закона № 178-ФЗ от 27.10.2008 предъявляемым к соковой продукции и идентифицированы в соответствии с ЕТН ВЭД ТС как «напитки безалкогольные гранатовые», что не соответствует наименованию, заявленному в графе 31 ГТД № 10302080/140410/0000974.

Статьей 16 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ предусмотрено, что наряду с необходимостью выдачи санитарно-эпидемиологических заключений в отношении ввозимых товаров отдельные виды продукции, которые впервые ввозятся на территорию Российской Федерации и перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, до их ввоза на территорию Российской Федерации подлежат государственной регистрации.

В соответствии с п.1 Перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору, утвержденного письмом Роспотребнадзора от 22.01.2010 № 01/569-10-23 "О направлении информации" санитарно- эпидемиологическому контролю подлежат пищевые продукты (продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу), в том числе полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов (из следующих групп единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС): 02 -05, 07 - 09, 11 - 25, 27 - 29, 32 - 34, 35).

Учитывая, что спорный товар в товарной позиции 2202 ТН ВЭД - воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих и или вкусо-ароматических веществ, и прочие безалкогольные напитки, за исключением фруктовых или овощных соков товарной позиции 2009 требует наличия санитарно-эпидемиологического заключения и свидетельства о государственной регистрации, судом первой инстанции правомерно установлено, что, заявляя сведения о товаре в подсубпозиции 2202901009 ТН ВЭД ТС, ООО «Гранте» освобождает себя от обязанности получения и предоставления в таможенный орган санитарно-эпидемиологического заключения.

Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что ООО «Гранте» при подаче ГТД № 10302080/140410/0000974 не представило ответчику санитарно-эпидемиологическое заключение на товар - "напиток безалкогольный гранатовый" (пробы №№ 3,4), емкостью 0,25л в количестве 23 010 шт., код ТН ВЭД - 2202 90 100 9.

В связи с изложенным, довод заявителя об отсутствии обязанности по представлению санитарно-эпидемиологического заключения при ввозе на территорию РФ судом апелляционной инстанции отклоняется.

Довод заявителя о том, что при проведении экспертного исследования эксперт вышел за рамки своих полномочий судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку, как правомерно указано судом первой инстанции, присвоение конкретному товару классификационного кода в соответствии ТН ВЭД ТС экспертом не осуществлялась. Решение о классификации принималось уполномоченным таможенным органом на основании ч. 3 ст. 52 ТК ТС и ст. 24 Федерального закона РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

Суд апелляционной инстанции учитывает, что законность и обоснованность заключения эксперта от 09.06.2010 г. и классификационного решения таможни от 02.08.2010 г. подтверждена Постановлением ФАС СКО от 14.07.2011 г. делу № А15-2167/2010.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ООО «Гранте», помещая товар - "напиток безалкогольный гранатовый" под таможенный режим - "выпуск для внутреннего потребления, заявило недостоверные сведения о наименовании и коде ТН ВЭД декларированного товара, что послужило основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, совершив административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Вина ООО «Гранте» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, доказана и подтверждается ГТД № 10302080/140410/0000974, в которой по товару № 1 «сок гранатовый натуральный» заявлен код ТН ВЭД 2009 80 990 0; заключением эксперта № 02-01-2010/0898 от 09.06.2010; решением о классификации № 10302000-20-33/000025 от 02.08.2010г., протоколом об административном правонарушении от 11.10.2010 г.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч.3 ст.16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись основаниям, по которым у заявителя отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, ООО «Гранте» не представлено.