• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 января 2012 года  Дело N А40-705/2011

резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2012

постановление в полном объеме изготовлено 16.01.2012

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Катунова В.И.,

судей: Банина И.Н., Семикиной О.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Лущицким Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца - открытого акционерного общества «Автотранспорт» на решение Арбитражного суда города Москвы от 01.09.2011 по делу №А40-705/11-125-40, принятое судьёй Смысловой Л.А.

по иску открытого акционерного общества «Автотранспорт» (ОГРН 1026600727735, Свердловская обл., г. Верхняя Пышма, ул. Советская, д. 2) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9), третье лицо - Свердловская область в лице Министерства финансов Свердловской области (ОГРН 1026605256589, Свердловская область, г. Екатеринбург, Ленина пр-кт, 34), о взыскании убытков,

при участии в судебном заседании:

от истца: Кемишев А.Н. по доверенности №544 от 01.10.2011;

от ответчика: Королева Е.С. по доверенности № 01-06-08/183 от 31.12.2009;

от третьего лица: не явился, извещен,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.09.2011 открытому акционерному обществу «Автотранспорт» отказано в удовлетворении иска о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества «Автотранспорт» убытков в размере 29.016.010 руб. 00 коп. в связи с предоставлением льгот по перевозке отдельных категорий граждан.

В обоснование вынесенного решения суд первой инстанции указал, что Министерство финансов РФ и Свердловская область в полном объеме выполнили свои обязательства перед истцом по воз­мещению убытков, связанных с бесплатным (льготным) проездом в 2007 году, принятых на себя в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» и постановлением Правительства Свердловской области №1178-ПП.

Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение.

В апелляционной жалобе приводит доводы о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права (ст. 15, п.5 ст.790 Гражданского кодекса РФ), неправильно применены правовые позиции ВАС РФ по данной категории споров; выводы в решении не соответствуют обстоятельствам дела; неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; не доказаны имеющие значение для дела обстоятель­ства, которые суд посчитал установленными.

Ответчик представил письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых возражает против доводов жалобы, просил оставить ее без удовлетворения.

Рассмотрев дело в отсутствие третьего лица в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, поддержавших свои доводы и требования, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, истец, являясь организацией общественного транспорта, осуществлявшей перевозки граждан, в 2007 году при реализации проводимых органами государственной власти Российской Федерации и Свердловской области мероприятий по обеспечению федеральным льготникам равной с областными льготниками доступности услуг общественного транспорта предоставлял федеральным льготникам право проезда на своем автобусном транспорте в городском пассажирском сообщении на основании единого социального проездного билета.

В связи с предоставлением права льготного проезда на своем автотранспорте истец не дополучил от потребителей - федеральных льготников плату за проезд в общей сумме 29.016.010 руб. 00 коп.

Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация тем самым в силу пункта 5 ст.790 Гражданского кодекса РФ приняла на себя и обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.

Постановлением Правительства Свердловской об­ласти №1054-ПП от 15.12.2006 федеральным льготникам, проживающим в Свердловской облас­ти, в 2007 году обеспечен бесплатный проезд на общественном транспорте в порядке, предусмот­ренном областным законодательством для областных льготников.

На территории Свердловской области в 2007 году нормативным актом, определяющим порядок возмещения транспортным организациям компенсационных рас­ходов, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан, являлось постановление Правитель­ства Свердловской области № 1178-ПП.

Установив, что по постановлению Правительства Свердловской области №1178-ПП воз­мещение расходов транспортным организациям по финансовому показателю предполагает учет фактических, документально подтвержденных расходов транспортной организации по пассажир­ским перевозкам с использованием официальных сведений о количестве жителей муниципального образования и количестве льготной категории граждан по данным уполномоченных госорганов, что постановление №1178-ПП не обжаловалось заинтересованными лицами и не признано в установленном порядке недействительным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец имеет право на возмещение своих расходов исключительно в порядке, установленном действую­щим законодательством Свердловской области, а доказательств того, что истец понес убытки в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, не представлено.

Также суд первой инстанции исходил из того, что истец не вправе был опреде­лять размер своих убытков расчетным методом, так как правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по делам №12479/07 и 1476/07 указывает на возможность использования расчетного метода только в отсутствие порядка возмещения транспортными организациями расходов.

Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Министерство финансов РФ и Свердловская область в полном объеме выполнили все свои обязательства перед истцом по воз­мещению убытков, связанных с бесплатным (льготным) проездом в 2007 году, принятых на себя в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» и постановлением Правительства Свердловской области №1178-ПП.

Следует признать, что выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых тре­бований не соответствуют ст. 15, п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса РФ и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ по данной категории споров.

Правовые позиции Высшего Арбитражного Суда РФ по данной категории споров выраже­ны в постановлениях Президиума от 23.04.2007 №1476/07, от 05.02.2008 №16069/07, от 05.02.2008 №12479/07, от 23.06.2009 №2992/09, от 25.01.2011 №9621/10, от 26.04.2011 №17828/10.

Перечень указанных правовых позиций содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.07.2011 №ВАС-5481/11 МО от 12.01.2011, которым отменено постановление Федераль­ного арбитражного суда Московского округа от 12.01.2011, направившее однотипное дело №А40-126213/09-102-943 на новое рассмотрение в суд первой инстанции:

под расходами предприятий общественного транспорта понимается не полученная с пассажиров, которым предоставлены льготы, провозная плата;

наличие либо отсутствие договора не лишает транспортную организацию права требовать полного возмещения расходов в соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации;

ввиду отсутствия на законодательном уровне, в том числе в конкретном субъекте Российской Фе­дерации, способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их ко­личества, возможно использование расчетного метода;

при определении публично-правового образования, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, учитываются сведения федерального и регионального ре­гистра льготников;

финансирование льготы для льготников федерального регистра является расходным обязательством Российской Федерации;

согласно установленным для предприятия тарифам на перевозку компенсация ему расходов исходя из цены льготных билетов не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.

Согласно вышеизложенному, использование истцами - транспортными организациями расчетного метода Высший Арбитражный Суд РФ обусловливает отсутствием на законодательном уровне, в том числе в конкретном субъекте Российской Федерации, способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества.

В Свердловской области способ расчета размера неполученной платы от льготных катего­рий пассажиров и их количества нормативно не установлен.

Расчетная формула из постановления Правительства Свердловской области от 28.12.2004 №1178-ПП, согласно которой истцу была определена сумма компенсации расходов за перевозку федеральных льготников, содержит следующие показатели:

Общий плановый объем расходов; Финансовый показатель на организацию транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании; Количество граждан, пользующихся мерами социальной поддержки; Индекс-дефлятор; Фактические отчетные расходы транспортных организаций по перевозке пассажиров за последний отчетный год; Численность постоянного населения муниципального образования; Удельный вес транспортной организации в общем объеме перевозок по муниципальному образова­нию.

На основании вышеуказанных показателей определить размер не полученной истцом с потребителей провозной платы нельзя, так как на наличие способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров должны указывать два обязательных показателя расчета: «размер провозной платы» и «количество потребителей», каковых в расчетной формуле компенсации расходов не имеется.

Нормативно установленного способа расчета количества льготных категорий пассажиров, перевезенных транспортной организацией, ни на уровне законодательства Российской Федерации, ни на уровне законодательства субъекта Российской Федерации не имеется, поэтому ис­тец правомерно определил, что потребителем его услуг в спорном правоотношении являлось не все постоянное население муниципального образования, и не все граждане, пользующиеся мерами социальной поддержки, а только федеральные льготники, получившие единые социальные про­ездные билеты (ЕСПБ), и лица, сопровождающие получивших ЕСПБ детей-инвалидов и инвали­дов 1-й группы.

В расчете иска вышеуказанные обязательные показатели содержатся, и они подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, которые суд первой инстанции не оценил надлежащим образом.

Доказательств того, что выделенные бюджетом Российской Федерации бюджету Свердловской области средства субвенций на равную доступность услуг общественного транспор­та, и выделенные бюджетом Свердловской области истцу средства компенсации расходов на пере­возку федеральных льготников возместили расходы истца в размере не полученной с потребите­лей - федеральных льготников провозной платы, в материалах дела не содержится.

В спорном правоотношении истцу возмещены расходы, предусмотренные постановлением Правительства Свердловской области №1178-ПП, а не расходы, право на возмещение которых ис­тец имеет согласно пункту 5 ст. 790 Гражданского кодекса РФ и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ (пункт 16 постановления Пленума ВАС РФ №23 от 22.06.2006, постановления Президиума ВАС РФ от 23.04.2007 №1476/07, от 05.02.2008 №16069/07, от 05.02.2008 №12479/07, от 23.06.2009 №2992/09, от 25.01.2011 №9621/10, от 26.04.2011 №17828/10, от 25.07.2011 №ВАС-5481/11).

Отказ в иске, основанный на выводе суда о необходимости определения размера расходов истца на перевозку федеральных льготников в порядке и размере, установленном нормативным правовым актом Свердловской области, Высший Арбитражный Суд РФ признал незаконным и не соответствующим практике ВАС РФ, в связи с чем вынес по этим делам определения об отказе в передаче дел в Президиум ВАС РФ с возможностью пересмотра по новым обстоятельствам.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права (ст. 15, п.5 ст.790 Гражданского кодекса РФ).

На основании изложенного и ст. ст. 15, 789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 01.09.2011г. по делу №А40-705/11-125-40 отменить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636) за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества «Автотранспорт» (ОГРН 1026600727735) убытки в размере 29.016.010 (двадцать девять миллионов шестнадцать тысяч десять) руб. 00 коп. в связи с предоставлением льгот по перевозке отдельных категорий граждан, расходы по госпошлине по иску в размере 125.815(сто двадцать пять тысяч восемьсот пятнадцать) руб. и госпошлине в размере 2.000 (две тысячи) руб. по апелляционной жалобе.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течении двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

     Председательствующий
    В.И. Катунов

     Судьи
    И.Н. Банин

     О.Н. Семикина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А40-705/2011
Принявший орган: Девятый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 16 января 2012

Поиск в тексте