АРБИТРАЖНЫЙ СУД БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 18 февраля 2010 года  Дело N А09-11943/2009

Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Зенина Ф.Е.

при ведении протокола судебного заседания судьей Зениным Ф.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Управления автомобильных дорог Краснодарского края, г. Краснодар

к ОАО «Автоперевозки-1471», г. Брянск

о взыскании 5346 руб. 94 коп.

при участии в заседании:

от истца: не явился, извещен

от ответчика: Белов А.В., доверенность от 12.01.10 г. № 3

установил:

Управление автомобильных дорог Краснодарского края обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества «Автоперевозки-1471» 5346 руб. 94 коп. платы за провоз автомобильным транспортом тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Краснодарского края общего пользования, находящимся в государственной собственности Краснодарского края.

Истец в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Ответчик отклонил заявленные требования, сославшись на отсутствие законных оснований для их удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца в порядке, предусмотренном  ст. 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ответчик осуществлял перевозку грузов с использованием принадлежащих ему транспортных средств по дорогам Краснодарского края.

10.06.2007 г. сотрудниками стационарного пункта весового контроля СПВК № 2 были выявлены нарушения требований п. 2  (допустимые осевые и полные массы АТС) Приложения № 1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 08.08.1996 года № 1146. По факту выявленного правонарушения сотрудниками СПВК № 2 10.06.2007 г. был составлен акт № 021985 о нарушении порядка перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, согласно которому был допущен провоз груза с превышением допустимых весовых и (или) габаритных параметров, в результате чего автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края причинен ущерб на сумму 5346 руб. 94 коп.

Ответчик не оплатил сумму ущерба в размере 5346 руб. 94 коп., что послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 г. N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, с 01 января 1996 года введена плата с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящих тяжеловесные грузы по федеральным дорогам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.1996 г. № 1211 «Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы» Министерству транспорта Российской Федерации поручено утвердить по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации временные ставки платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам.

Конституционный Суд  Российской Федерации в Постановлении от 17.07.1998 № 22-П признал указанные подзаконные нормативные акты не противоречащими Конституции Российской Федерации.

Временные ставки платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам утверждены Министерством транспорта Российской Федерации в Положении о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам.

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 г. N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования", Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.1996 г. № 1211 «Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы» и Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденной приказом Минтранса РФ от 22.01.2004 г. N 18, обеспечения сохранности автомобильных дорог и безопасности дорожного движения, а также упорядочения деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, Постановлением Главы Администрации Краснодарского края от 07.07.2003 г. № 652 «Об утверждении ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края» утверждены ставки за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края.

Согласно п. 6.1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденной приказом Минтранса РФ от 22.01.2004 г. N 18, контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции.

Разделом 8 данной Инструкции предусмотрены обязанности перевозчиков крупногабаритных и тяжеловесных грузов. В частности, перевозчики таких грузов обязаны предоставлять по требованию инспектора ГАИ транспортные средства для проведения весового контроля.

Во исполнение указанных актов Положением о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации 30.04.1997 г., установлен размер, порядок исчисления и взимания платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы.

В соответствии с пунктом 5 указанного Положения предусмотренная плата взыскивается с владельцев и пользователей автомобильного транспорта.

В обоснование заявленных требований истец представил акт № 021985 от 10.06.2007 г. о нарушении порядка перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, и расчетный лист о компенсации затрат на ремонт дорог от 10.06.2007 г.

Изучив представленные документы, суд установил, что подписи водителя, управлявшего транспортным средством, в акте № 021985 от 10.06.2007 г. и расчетном листе о компенсации затрат на ремонт дорог от 10.06.2007 г. отсутствуют. В указанных документах имеются отметки о том, что водитель отказался от подписи в присутствии инспектора пункта весового контроля.

Согласно п. 6.2 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ работники ГАИ обязаны контролировать у водителей транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, наличие оформленных в установленном порядке разрешений на перевозку и пропусков, лицензий на пассажирские и грузовые перевозки автомобильным транспортом и соблюдение водителями правил перевозки грузов, включая выполнение изложенных в разрешениях требований перевозки грузов, соответствии указанному маршруту движения и сроки осуществления перевозок.

В целях обеспечения сохранности федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них и контроля за соблюдением грузоперевозчиками требований нормативных правовых актов и международных договоров РФ в области перевозок тяжеловесных грузов транспортными средствами по федеральным автомобильным дорогам Распоряжением Министерства транспорта РФ от 10.11.2002 г. N ИС-1004-р создана Служба весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ.

Пунктом 4.4 Положения о службе весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ, утвержденного Распоряжением Министерства транспорта РФ от 10.11.2002 г. N ИС-1004-р, Служба весового контроля наделена правом совместно с сотрудниками соответствующих контрольных органов проверять наличие у перевозчика специального разрешения на транспортировку тяжеловесного груза и соответствие его реквизитов реальным параметрам транспортного средства, выполнение требований, изложенных в разделе специального разрешения "Особые условия движения".

В соответствии с п. 1.6 данного Положения под стационарным пунктом весового контроля (СПВК) понимается место выполнения работниками дорожных организаций задач по осуществлению контроля за соблюдением грузоперевозчиками требований нормативных правовых актов и международных договоров РФ в области перевозок тяжеловесных грузов транспортными средствами по федеральным автомобильным дорогам, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное необходимыми техническими средствами и сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности.

Распоряжением Министерства транспорта РФ от 10.11.2002 г. N ИС-1004-р утвержден Регламент функционирования службы весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ.

Согласно п. 3.6 данного Регламента в случае отказа водителя транспортного средства устранить имеющиеся нарушения на месте инспектор-оператор СПВК составляет акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось. При выявлении нарушений требований, изложенных в п. 3.1 настоящего Регламента, водителями транспортных средств, осуществляющими международные, межрегиональные и местные перевозки, акт составляется в трех экземплярах.

Приложением N 1 к указанному Регламенту утверждена форма акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось. При этом графа о системе взвешивания транспортного средства в форме акта отсутствует.

Распоряжением Министерства транспорта РФ от 04.12.2002 г. N ОС-1078-р "О содержании информационных стендов стационарных пунктов весового контроля, расположенных на федеральных автомобильных дорогах" установлен перечень документов, размещаемых на информационных стендах пунктов весового контроля, расположенных на федеральных автомобильных дорогах, в который должны входить справочный листок с указанием месторасположения пункта весового контроля, адресов и телефонов вышестоящих дорожных органов управления, копии свидетельства о поверке весоизмерительного оборудования.

Таким образом, сведения о системе взвешивания и ее госповерки в установленном порядке в соответствии с Распоряжением Министерства транспорта РФ от 04.12.2002 г. N ОС-1078-р должны размещаться на информационных стендах пунктов весового контроля.

Как усматривается из акта № 021985 от 10.06.2007 г. о нарушении порядка перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, данный документ составлен работниками Службы весового контроля № 2 г. Славянск-на-Кубани на стационарном пункте весового контроля в рамках предоставленных Службе весового контроля полномочий и в соответствии с требованиями вышеназванных правовых норм.

В соответствии с п. 3.2 Регламента функционирования службы весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ при несогласии водителя транспортного средства с показаниями автоматизированных систем контроля весовых параметров, платформы которых установлены непосредственно на проезжей части дороги, транспортное средство направляется инспектором - оператором СПВК на специальную площадку, оборудованную весами для контрольного взвешивания, показания которых являются окончательными при определении весовых параметров.

В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Вопреки положениям ст. 65 АПК РФ истцом не представлено доказательств того, что работниками СПВК требования п. 3.2 Регламента соблюдены. Из представленного в материалы дела акта № 021985 от 10.06.2007 г. не усматривается его составление на основании сведений о контрольном взвешивании на автомобильных весах. Исходя из изложенного, суд полагает, что направление оператором СПВК транспортного средства ответчика на специальную площадку для контрольного взвешивания в нарушение п. 3.2 Регламента функционирования службы весового контроля не производилось.

Истец, заявляя требование о взыскании с ответчика платы за провоз тяжеловесных грузов, должен доказать сам факт осуществления последним провоза тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, с превышением установленных предельных значений осевых нагрузок и (или) полной массы грузовых автотранспортных средств, а также размер ущерба.

Как уже указывалось выше, в акте № 021985 от 10.06.2007 г. о нарушении порядка перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, подпись водителя транспортного средства отсутствует, контрольное взвешивание транспортного средства ответчика также не производилось в установленном порядке.

Вместе с тем, нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена нормами ст. 12.21.1 КоАП РФ. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о возбуждении по данному факту дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.21.1 КоАП РФ, суду не представлено.

Более того, расчет компенсации затрат на ремонт дорог (расчетный лист от 10.06.2007 г.) произведен исходя из возможного провоза груза по участку автомобильной дороги протяженностью 259 км. в отсутствие доказательств фактического прохождение транспортным средством ответчика участка дороги протяженностью 259 км.

Исходя из изложенного, все доводы истца, приведенные в обоснование заявленных требований, противоречат не только фактическим обстоятельствам дела, но и нормам закона и не подтверждены соответствующими доказательствами, в связи с чем в рассматриваемом случае отсутствуют законные основания для удовлетворения исковых требований.

Госпошлина по делу составляет 500 рублей.

Расходы по уплате госпошлины относятся на истца в соответствии со ст. 110 АПК РФ. Истец на основании с подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 180 АПК РФ, Арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Управления автомобильных дорог Краснодарского края, г. Краснодар, к открытому акционерному обществу «Автоперевозки-1471», г. Брянск, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка