• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 15 апреля 2009 года  Дело N А09-950/2009

в составе: судьи Малюгова И.В.

при ведении протокола судебного заседания судьёй Малюговым И.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Учредителя ООО «Капитель» Беликовой Е.Ю.

к МИФНС РФ № 4 по Брянской области

об оспаривании действий налогового органа

при участии в заседании:

от заявителя – Сляднев А.В.- представитель ( доверенность в деле), Володина М.И.- представитель ( доверенность в деле)

от ответчика- Виноградова Т.Н.- юрисконсульт ( доверенность № 4 от 11.01.2009г.)

Заявитель- учредитель общества с ограниченной ответственностью «Капитель» (далее- общество, ООО «Капитель») Беликова Елена Юрьевна (далее – заявитель, учредитель), обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ №4 по Брянской области (далее – ИФНС, ответчик, налоговый орган) о признании незаконным действий должностных лиц ИФНС, выразившихся в отказе выдать документы, подтверждающие факт внесения записи в государственный реестр, на руки.

Беликовой Е.Ю. заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления о признании незаконным действий должностных лиц налогового органа.

В обоснование заявленного ходатайства Беликова Е.Ю. указывает, что обращалась с жалобами в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области и Федеральную налоговую службу России.

Согласно ч.4 ст.198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий ( бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

При разрешении вопроса о восстановлении пропущенного срока, суд принимает во внимание положения Федерального закона от 30.03.98г. № 54-ФЗ «О ратификации конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней», согласно которым Российская Федерация признает обязательными юрисдикцию Европейского суда по правам человека и решения этого суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 04.11.50г. (далее – Конвенция), закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите. Конвенцией запрещен отказ в правосудии, а также закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность на рассмотрение своего дела в суде – органе государственной системы правосудия.

Учитывая изложенное, а также позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград, суд находит причины пропуска срока уважительными и считает возможным восстановить срок для обжалования в судебном порядке действий должностных лиц налогового органа

ИФНС требования заявителя не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление.

Заслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее:

24 сентября 2008 г. учредитель представил в ИФНС документы для государственной регистрации ООО «Капитель».

30 сентября 2008г. налоговым органом была внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о создании общества.

1 октября 2008г. Беликова Е.Ю. направила руководителю ИФНС заявление с просьбой о выдаче на руки документов, подтверждающих государственную регистрацию ООО «Капитель».

Документы были направлены ответчиком 02.10.2008г. и получены заявителем 06.10.2008г.

Полагая, что действия ИФНС, выразившиеся в отказе выдать документы, подтверждающие факт внесения записи в государственный реестр, на руки не соответствуют положениям ФЗ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, учредитель ООО «Капитель» обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Позиция заявителя основывается на том, что налоговый орган безосновательно и в нарушение как Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», так и Приказа ФНС от 14.08.2008г. № ММ-3-4/362 @ отказал ей в выдаче документов на руки; в течение 6 дней вновь созданное общество не имело возможности инициировать процедуру регистрации своего недвижимого имущества и права аренды на землю, что создало препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности общества

Суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.13 Федерального Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ( Далее- Закон № 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.

В силу ст.8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Статьей 11 Закона № 129-ФЗ установлено, что решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 01.01.05 Приказа ФНС РФ от 14.08.2008 N ММ-3-4/362@ «Об утверждении единого стандарта обслуживания налогоплательщиков» направление ( выдача)выписки из единого государственного реестра юридических лиц осуществляется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации, вместе с соответствующим свидетельством.

Как следует из материалов дела, запись о создании ООО «Капитель» была внесена в ЕГРЮЛ 30.09.2008г.

02.10.2008г. документы были направлены налоговым органом в адрес заявителя.

ИФНС был отправлен ответ от 13.10.2008г. (л.д.5) на заявление Беликовой Е.Ю. от 01.10.2008г., в котором сообщается, что отдел регистрации налогоплательщиков 01.10.2008г. передал соответствующий пакет документов в отдел общего и хозяйственного обеспечения для отправки документов по почте. 02.10.2008г. отделение почтовой связи приняло от ИФНС реестр документов.

Таким образом, работниками ИФНС документы были направлены в адрес заявителя с нарушением срока 1 день и получены учредителем через 6 дней.

Вместе с тем, из имеющихся материалов дела не усматривается, что ИФНС отказала заявителю в выдаче документов на руки.

Как следует из материалов дела, Беликова Е.Ю. обратилась в налоговый орган с заявлением о выдаче документов на руки не заблаговременно, а на следующий день после дня регистрации, то есть в последний день для отправки ( вручения) документов.

Между тем из ответа ИФНС не следует об отказе в выдаче документов на руки, а напротив указывается, что в силу установленного в учреждении порядка документооборота, документы в день поступления заявления Беликовой Е.Ю. уже были переданы в соответствующее подразделение для их отправки заявителю.

Согласно ст.201 АПК РФ основанием для признания незаконным действий ( бездействия) государственных органов является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанными действиями (бездействия) прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, как следует из содержания приведенных выше норм, для признания незаконным действий (бездействия) незаконным необходимо одновременное соблюдение следующих двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя или других лиц. Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Вместе с тем, заявителем не представлены бесспорные доказательства, свидетельствующие о том, что действия ответчика по отправке по почте документа, подтверждающего внесение записи в ЕГРЮЛ, который получен заявителем через шесть дней, способствовали созданию препятствий для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, что повлекло нарушение его прав и охраняемых законом интересов.

Доводы, приведенные заявителем в подтверждение нарушений его прав и законных интересов, не подтверждены соответствующими доказательствами, а поэтому не могут быть признаны судом как обоснованные.

При таких обстоятельствах, требования заявителя не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 167170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление учредителя общества с ограниченной ответственностью «Капитель» Беликовой Елены Юрьевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Брянской области о признании действий налогового органа, выразившихся в отказе выдать документы на руки незаконными оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула).

СУДЬЯ И.В. МАЛЮГОВ

Решение вступает в законную силу 12.05.2009г

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А09-950/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Брянской области
Дата принятия: 15 апреля 2009

Поиск в тексте