АРБИТРАЖНЫЙ СУД БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 08 августа 2008 года  Дело N А09-965/2008

Арбитражный суд в составе судьи  Кожанова А.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Кожановым А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ЗАО «Брянсквтормет», г.Брянск

к Финансовому управлению  администрации Брянской области

к Министерству финансов Российской Федерации

о взыскании 54 722 руб. 16 коп.

при участии в заседании:

от истца: Лощихина Г.В.- бухгалтер, дов. от 16.11.2007 г.;

от ответчика: Галушко Д.В.- гл. специалист, дов. от 09.01.2008 г. №07-07;

от ответчика: Ухов К.А.- представитель, дов. от 19.05.2008 г.

у с т а н о в и л :

Закрытое акционерное общество (далее – ЗАО) «Брянсквтормет», г. Брянск, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Финансовому управлению  администрации Брянской области о взыскании убытков от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг квартиросъемщиками за 2005-2006 годы и январь 2007 года в общей сумме 54 722 руб. 16 коп.

Определением суда от 21.04.2008 г., к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее Министрерство финансов РФ).

Определением суда от 21.04.2008 г., в порядке ст. 49 АПК РФ, суд принял от истца уточнение исковых требований.

Иск состоит из требований о  взыскании с Финансового Управления Брянской области 704 руб. 04 коп. убытков от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг за 2005-2006 года, январь 2007 года многодетным семьям; и взыскания  с Министерства финансов РФ – 54 018 руб. 12 коп. убытков за тот же период предоставления льгот ветеранам труда, ликвидаторам ЧАЭС, инвалидам 1, 2  и 3 групп на основании ст. ст. 1064, 1069, 1071 ГК РФ.

Определением от 20.06.2008 г., суд, в порядке ст. 49 АПК РФ, принял уменьшение иска на 92 руб. 10 коп. и принял от истца уточнение иска о взыскании с Финансового управления Брянской области 611 руб. 94 коп., с Министерства финансов  РФ 54 018 руб. 12 коп.

Истец обосновал исковые требования тем, что  ЗАО «Брянсквтормет» имеет на балансе жилые дома, расположенные в пос. Октябрьский Бежицкого района г.Брянска: №14,18,20 по ул.Народной, №31А,31Б,32,ЗЗА по ул.Катунина, №1,3,5,7 по пер. Коршунова, №2В,2Г по ул.Коршунова.

Население города Брянска является жильцами в квартирах этих домов и соответственно пользователями жилых помещений и коммунальных услуг.

Льготы по оплате коммунальных услуг предоставлены 4 категориям граждан: ветеранам пруда, многодетным матерям, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, в соответствии с законами РФ №5-ФЗ от 12.01.95г «О ветеранах», №181-ФЗ от 24.11.95 «О социальной защите инвалидов в РФ» , № 1244-1 от 15.05.91г. «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Указа президента РФ от 05.05.92г №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». Финансирование социальной поддержки многодетных семей соответствии со ст. 10 Закона Брянской области от 09.12.2004г № 83-з (отменен Законом Брянской области от 20.02.2008 г. №12-З «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Брянской области») осуществляется за счет областного бюджета, а финансирование соцподдержки ветеранов, граждан, подвергшихся воздействию радиации, и инвалидов осуществляется за счет средств федерального бюджета. Согласно приложенных расчетов сумма убытка от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг за 2005,2006 годы и январь 2007г составила: по многодетным семьям( скидка30%) - 704,04 руб., ветеранам труда (скидка 50%) - 22233,07руб. ликвидаторам аварии на ЧАЭС - 5602,93 руб. инвалидам 1 группы(скидка 50%) - 4637,43 руб. инвалидам 2 группы (скидка 50%) -2520,55руб. инвалидам 3 группы (скидка 50%) - 2100,39руб детям-инвалидам (скидка 50%) - 16923,75 руб итого: 54722,16руб.

В связи с тем, что обязанность доставлять льготы по оплате коммунальных услуг жильцам, имеющим на это право в соответствии с законами РФ №5-ФЗ от 12.01.95г «О ветеранах». №181-ФЗ от 24.11. 95 «О социальной защите инвалидов в РФ» , № 1244-1 от 15.05.91 г «О социальной защите граждан РФ подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской А ЭС», Указа президента РФ от 05.05.92г №431  «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», возложена на ЗАО «Брянсквтормет»,  предприятие ежегодно несет убытки в виде суммы этих льгот.

Отказ в возмещении убытков от предоставленных жильцам льгот послужил основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.

Истец поддержал заявленные требования о взыскании с ответчиков:

I. Финансового управления администрации Брянской области полученные нами убытки от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг за 2005- 2006 годы и январь 2007 года квартиросъемщикам-многодетным семьям- 704,04 руб., , всего 704,04 руб.

2. Министерства финансов РФ полученные нами убытки от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг за 2005- 2006 годы и январь 2007 года квартиросъемщикам ветеранам труда - 22233,07 руб., ликвидаторам аварии на ЧАЭС - 5602,93 руб., инвалидам 1 группы- 4637,43руб., инвалидам 2 группы -2520,55руб., инвалидам 3 группы - 2100,39руб., инвалидам 3 группы (скидка 50%) - 2100,39руб., всего в общей сумме -54018,12руб.

Ответчик Финансовое управление Брянской области иск отклонило по основаниям, что требования истца на возмещение убытков по Федеральному Закону № 181 -ФЗ от 24.11.95 г.«О социальной защите инвалидов в РФ», № 1244-1 от 15.05.91 года «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.95 года, безосновательны, поскольку, в соответствии с законодательством, в частности Постановлением администрации Брянской области № 322 от 10.05.2007 года «Об утверждении Положения о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС,  аварии  на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов» необоснованно, поскольку  финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в федеральном фонде компенсаций и поступающих в областной бюджет в виде субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Ссылка истца на статьи 1064, 1069 ГК РФ, также по мнению Финансового управления Брянской области , необоснованна:

- Во-первых, Финансовое управление Брянской области противоправных действий в отношении истца не совершало;

- Во-вторых, в силу статьи 59 Устава Брянской области органы исполнительной власти Брянской области осуществляют свои правомочия в соответствии со своей компетенцией, установленной в положениях об этих органах, которые утверждаются Губернатором Брянской области Финансовое управление Брянской области проверки льготников и обоснованность выставленных требований организаций, предоставляющих услуг населению, не осуществляет.

Ответственность публичного образования наступает только за противоправные действия (бездействие) органов государственной власти.

Свои вопросы истец обязан был регулировать с ГУ- отделами социальной  защиты  населения,  на  которые  Постановлением администрации  области  от  10  мая  2007  г.  N  325  «Об  утверждении положения о порядке финансирования и возмещения расходов для обеспечения мер социальной поддержки многодетных семей в части оплаты коммунальных услуг и бесплатного проезда» возложены обязанности по проведению расчетов с организациями - поставщиками коммунальных и транспортных услуг.

Ответчик Министерство финансов РФ иск отклонил, по основаниям, что  полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в бюджете, в виде субвенций.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.03.2005 №243 (с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2008 г.№151) определен порядок составления и представления сведений и списков лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

По всем категориям льготникам обязанность предоставления таких сведений возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ.

Финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в федеральном фонде компенсаций и поступающих в областной бюджет в виде субвенции па оплату жилищно-коммунальных услуг.

Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объема финансирования расходов на эти цели, предусмотренных в установленном порядке Министерству финансов Российской Федерации, и на основании ежеквартальных отчетов финансовых органов субъектов Российской Федерации о фактически произведенных расходах, (представляются в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом), а также данных о количестве граждан, которым предоставлены указанные льготы. Субвенции учитываются в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации.

Передача средств в порядке межбюджетных отношений из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты осуществляется органами Федерального казначейства па основании представляемых финансовыми органами субъектов Российской Федерации платежных поручений на перечисление субвенций в доходы местных бюджетов.

В соответствии со ст. 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Бюджетным Кодексом и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Финансовые органы субъектов Российской Федерации наряду с другими государственными органами, органами местного самоуправлении представляют необходимые сведения для своевременного и качественного составления проекта бюджета. Исходя из этого, уже на начало года было известно, будет осуществляться финансирование или нет.

Согласно Бюджетному кодексу финансирование новых видов расходов бюджетов или увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон (решение) о бюджете либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета.

На основании вышеизложенного Министерство финансов РФ считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, и просит отказать в иске ЗАО «Брянсквтормет».

Суд, рассмотрев материалы дела, полагает исковые требования ЗАО «Брянсквтормет» отклонить по следующим основаниям:

В соответствии с п.1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК).

Для взыскания убытков истец должен доказать в совокупности четыре условия: факт причинения убытков, виновное поведение стороны по договору (неисполнение обязательства), причинную связь между причиненными убытками и виновным поведением контрагента по договору, а также размер причиненных убытков.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Условиями применения этой ответственности на основании статьи 16 Кодекса являются: противоправность правового акта; наличие вины органа местного самоуправления в издании незаконного правового акта; наличие убытков; возникновение убытков непосредственно в результате действия незаконного правового акта (причинно-следственная связь). При отсутствии в спорном правоотношении какого-либо из названных элементов ответственность в виде взыскания убытков не может быть применена.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

3. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии с Постановлением Администрации Брянской области от 10.05.2007 № 322 «Об утверждении положения о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов», финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в федеральном фонде компенсаций и поступающих в областной бюджет в виде субвенции па оплату жилищно-коммунальных услуг.

Согласно п.14 Постановления ответственность за достоверность представляемых в Финансовое управлении Брянской области сведений и отчетных данных возлагается на управление социальной защиты населения Брянской области и ГУ- отделы социальной защиты населения городов (районов) области.

Истец не представил в суд доказательств о заключении договоров с ГУ- отделами социальной защиты населения городов (районов) области, Управлением социальной защиты населения Брянской области и организациями, участвующими в предоставлении гражданам мер социальной поддержке по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Доводы истца, что государство приняло на себя обязанность полного возмещения предприятиям расходов по предоставлению льгот, а финансовые органы субъекта РФ обязаны возместить понесенные истцом убытки независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие средства в бюджете, безосновательны.

Истец не подтвердил доказательствами, документами деяний со стороны ответчиков, противоречащих законам, нормативно-правовым актам.

При таких обстоятельствах исковые требования ЗАО «Брянсквтормет» о  взыскании с Финансового управления Брянской области 611 руб. 94 коп., с Министерства финансов  РФ 54 018 руб. 12 коп. убытков  необоснованны и удовлетворению не подлежат.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в силу ст.110 АПК РФ относятся на истца.

В соответствии со ст.333.22 Налогового кодекса РФ  при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату.

Руководствуясь ст. 110, 167-170,176,180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

ЗАО «Брянсквтормет» о  взыскании с Финансового управления Брянской области 611 руб. 94 коп. убытков- отказать.

ЗАО «Брянсквтормет» о  взыскании с Финансового управления Брянской области 92 руб. 10 коп. убытков- отказать

ЗАО «Брянсквтормет» о  взыскании с Министерства финансов  РФ 54 018 руб. 12 коп. убытков - отказать

Закрытому акционерному обществу «Брянсквтормет» выдать справку на возврат из бюджета РФ 2 руб. 75 коп. госпошлины, уплаченной по платежному поручению №239 от 07.02.2008 г.

Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья   А.А.Кожанов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка