АРБИТРАЖНЫЙ СУД БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 13 марта 2009 года  Дело N А09-965/2008

Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Матвеевой Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Матвеевой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску закрытого акционерного общества «Брянсквтормет», г. Брянск

к Финансовому управлению Брянской области, г. Брянск; Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва; Российской Федерации в лице Министерства финансов, г. Москва; Брянской области в лице финансового управления Брянской области, г. Брянск

третье лицо: филиал № 1 государственного учреждения «Отдел соцзащиты населения г. Брянска», г. Брянск

о взыскании 54630руб.06коп.

при участии в судебном заседании:

от истца: Лощихина Т.В. - гл. бухгалтер (доверенность №2290/11 от 16.11.07г.);

от ответчиков: Финансового управления администрации Брянской области – Галушко Д.В. гл. спец. (доверенность №07-04 от 12.01.09г.), от других ответчиков – не явились;

от третьего лица: Паришкова Ю.А. – гл. спец. (доверенность от 30.12.08г.)

установил:

Закрытое акционерное общество «Брянсквтормет» (далее - ЗАО «Брянсквтормет»), г. Брянск обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Финансовому управлению администрации Брянской области, г. Брянск о взыскании 54722руб.16коп. убытков.

Определением суда от 21.04.08г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации, г. Москва (т.1 л.д. 101).

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил взыскать 54630руб.06коп. убытков: с Финансового управления администрации Брянской области - 611руб.94коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг многодетным семьям за 2005 - 2006 годы и январь 2007 года; с Министерства финансов Российской Федерации - 54018руб.12коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот ветеранам труда, ликвидаторам ЧАЭС, инвалидам 1, 2 и 3 групп за тот же период (т.1 л.д. 134).

Уточнение судом принято.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 04.08.08г. по делу № А09-965/2008 в удовлетворении исковых требований ЗАО «Брянсквтормет» к Финансовому управлению администрации Брянской области о взыскании 611руб.94коп. убытков, к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 54018руб.12коп. убытков отказано (т.1 л.д. 159-164).

В арбитражном апелляционном суде дело не рассматривалось.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29.10.08г. решение суда первой инстанции от 04.08.08г. по делу № А09-965/2008 отменено, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области для нового рассмотрения (т.1 л.д. 201-204).

Определениями суда от 22.12.08г., 21.01.09г. к участию в деле привлечены в качестве третьего лица филиал № 1 государственного учреждения «Отдел соцзащиты населения г. Брянска», г. Брянск, в качестве ответчиков Российская Федерация в лице Министерства финансов, г. Москва, Брянская область в лице финансового управления администрации Брянской области, г. Брянск (т.2 л.д. 13, 26).

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил взыскать 54630руб.06коп. убытков: с Брянской области в лице финансового управления администрации Брянской области - 611руб.94коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг многодетным семьям за 2005 - 2006 годы и январь 2007 года; с Российской Федерации в лице Министерства финансов - 54018руб.12коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот ветеранам труда, ликвидаторам ЧАЭС, инвалидам 1, 2 и 3 групп за тот же период (т.2 л.д. 17), уточнил ответчика: Финансовое управление Брянской области (т.2 л.д. 44).

Уточнение судом принято.

Ответчик, Финансовое управление Брянской области, иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему (т.2 л.д. 8-11, 23, 24, 43).

Ответчики, Министерство финансов Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министерства финансов, Брянская область в лице финансового управления Брянской области, уведомленные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Дело рассмотрено в порядке, установленном ст. 156 АПК РФ, в отсутствие ответчиков, извещенных надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Как установлено судом из материалов дела, на балансе истца находятся жилые дома, расположенные в п. Октябрьский Бежицкого района г. Брянска, в том числе №№14, 18, 20 по ул. Народной, №№31А, 31Б, 32, 33А по ул. Катунина, №№1,3,5,7 по пер. Коршунова, №№2В, 2Г по ул. Коршунова. В данных домах проживают также граждане, имеющие льготы по оплате коммунальных услуг в соответствии с Федеральными законами от 12.01.95г. №5-ФЗ «О ветеранах», от 24.11.95г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом РФ от 15.05.91г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Указом Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (т.1 л.д. 14-29).

В период с 2005 по 2006 годы, а также в январе 2007 года ЗАО «Брянсквтормет» предоставлены данным категориям гражданам льготы по оплате коммунальных услуг.

Согласно представленным ЗАО «Брянсквтормет» расчетам сумма невозмещенных расходов за спорный период составила 54630руб.06коп., в том числе по многодетным семьям (скидка30%) – 611,94руб., ветеранам труда (скидка 50%) - 22233,07руб. ликвидаторам аварии на ЧАЭС - 5602,93 руб. инвалидам 1 группы(скидка 50%) - 4637,43 руб. инвалидам 2 группы (скидка 50%) -2520,55руб. инвалидам 3 группы (скидка 50%) - 2100,39руб детям-инвалидам (скидка 50%) - 16923,75 руб. итого: 54630руб.06коп. (т.1 л.д. 30-49, 81-99, 110-128, 137, приложение к делу).

Ссылаясь на невыполнение ответчиками своих обязательств по возмещению расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг в спорный период, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Брянской области в лице финансового управления Брянской области 611руб.94коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг многодетным семьям за 2005 - 2006 годы и январь 2007 года; с Российской Федерации в лице Министерства финансов - 54018руб.12коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот ветеранам труда, ликвидаторам ЧАЭС, инвалидам 1, 2 и 3 групп за тот же период.

Исковые требования подлежат удовлетворению частично в сумме 46296руб.67коп. по следующим основаниям.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ  лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава данного правонарушения, включающего наступление вреда (причинение убытков), противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя этими элементами, а также вину причинителя вреда.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Федеральными законами от 12.01.95г. №5-ФЗ «О ветеранах», от 24.11.95г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом РФ от 15.05.91г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Указом Президента Российской Федерации от 05.05.92г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» предоставлены гражданам льготы по оплате коммунальных услуг.

Возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также из числа ветеранов и инвалидов, должно быть произведено за счет средств федерального бюджета.

Указом Президента Российской Федерации от 05.05.92г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга было поручено установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

Следовательно, возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых многодетным семьям, должно быть произведено за счет средств областного бюджета.

В связи с тем, что обязанность государственных органов компенсировать заявленные истцом ко взысканию расходы возникает в силу закона, отсутствие у ЗАО «Брянсквтормет» в спорный период заключенного договора с соответствующими государственными учреждениями само по себе не может служить основанием для отказа в возмещении истцу фактически понесенных расходов в связи с выполнением федеральных законов, поскольку такой отказ противоречит требованиям положениям ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

Истец просит взыскать с Брянской области в лице финансового управления Брянской области 611руб.94коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг многодетным семьям; с Российской Федерации в лице Министерства финансов - 54018руб.12коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот ветеранам труда, ликвидаторам ЧАЭС, инвалидам 1, 2 и 3 групп.

Ответчиками размер льгот, предоставленных гражданам по оплате коммунальных услуг, не оспорен.

Вместе с тем, данные суммы содержат налог на добавленную стоимость.

Согласно п.2 ст. 154 Налогового кодекса РФ суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Поскольку реализация населению коммунальных услуг производится предприятиями с учетом установленных законодательством льгот, то нало­гооблагаемая база по НДС определяется исходя из фактической цены реа­лизации услуг без включения в нее полученных из бюджета сумм, которые направлены на погашение убытков предприятий, связанных с предостав­лением отдельным категориям граждан льгот в соответствии с законода­тельством.

Учитывая изложенное, положения ст. 15 ГК РФ, ЗАО «Брянсквтормет», оказывающее коммунальные ус­луги не может в принципе понести соответствующие расходы по уплате НДС и, следовательно, оно не должно требовать взыскания НДС в составе убытков, связанных с предоставлением льгот, установленных законодательством для отдельных категорий граждан.

Таким образом, с Брянской области в лице финансового управления Брянской области подлежит взысканию 518руб.60коп. (без НДС), с Российской Федерации в лице Министерства финансов - 45778руб.07коп. (без НДС) убытков.

Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине по иску и кассационной жалобе относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ государственная пошлина при цене иска 54630руб.06коп. составляет 2138руб.91коп.

Госпошлина по иску от суммы 46296руб.67коп. составляет 1812руб.64коп., от суммы 8333руб.39коп. – 326руб.27коп.; госпошлина по кассационной жалобе от суммы 46296руб.67коп. составляет 847руб.46коп., от суммы 8333руб.39коп. – 152руб.54коп.

В силу ст. 333.37 НК РФ ответчики освобождены от уплаты госпошлины.

Таким образом, истцу подлежит возврату из федерального бюджета РФ 2660руб.10коп. расходов по госпошлине, уплаченной по иску и кассационной жалобе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 169, 170 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично в сумме 46296руб.67коп.

Взыскать в пользу закрытого акционерного общества «Брянсквтормет», г. Брянск с Брянской области в лице финансового управления Брянской области, г. Брянск 518руб.60коп. убытков, с Российской Федерации в лице Министерства финансов, г. Москва 45778руб.07коп. убытков.

В остальной части и в иске к Финансовому управлению Брянской области, г. Брянск, Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва отказать.

Возвратить закрытому акционерному обществу «Брянсквтормет», г. Брянск из федерального бюджета Российской Федерации 2660руб.10коп. госпошлины, уплаченной по иску и кассационной жалобе.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в месячный срок.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка