АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 03 февраля 2011 года  Дело N А43-28185/2010

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Иванова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цигулевой Э.В.,

при участии представителей сторон:

от заявителя — главного специалиста-эксперта Полушкина А.И. (доверенность от 11 января 2011 года),

от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, (ответчика) — Лукиной О.В. (доверенность №29/04 от 29 апреля 2011 года),

рассмотрев 27 января 2011 года в открытом судебном заседании с объявлением резолютивной части судебного решения заявление

Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (заявителя) о привлечении к административной ответственности государственного предприятия Нижегородской области «Нижегородская областная фармация» г. Нижний Новгород (ответчика) по признакам совершения им административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), и приложенные к нему протокол и иные документы,

установил:

заявитель просит привлечь к административной ответственности государственное предприятие Нижегородской области «Нижегородская областная фармация» за оборот этилового спирта в форме закупок и поставок без соответствующей лицензии.

Признаки административного правонарушения выявлены в ходе проведения внеплановой проверки деятельности ответчика в сфере оборота этилового спирта. Указанная проверка проведена должностными лицами заявителя в период с 16 по 24 ноября 2010 года. Поводом к проведению такой проверки стала информация, содержащаяся в декларациях об объемах поставки этилового спирта за 1, 2, 3 кварталы 2010 года, представленных заявителю ОАО «Арзамасспирт». О проведении внеплановой проверки представитель ответчика был уведомлен 13 ноября 2010 года (отметка на тексте приказа от 12 ноября 2010 года №857).

В ходе проведения мероприятий внеплановой проверки должностными лицами заявителя было установлено, что ответчик имеет лицензию на право  хранения этилового спирта (из пищевого сырья) серии Б 095819, регистрационный номер 25104, сроком действия с 31 августа 2006 года по 31 августа 2011 года. Упомянутая лицензия предусматривает право осуществления деятельности по хранению этилового спирта, не являющегося собственностью лицензиата (ответчика), а именно — хранение на аптечных складах этилового спирта, закупленного организациями системы здравоохранения для своих нужд. Иных форм оборота этилового спирта лицензия не предусматривает.

Между тем, ответчик осуществляет закупку этилового спирта из пищевого сырья от своего имени и за свой счет у изготовителя —  ОАО «Арзамасспирт» на основании заключенного договора от 11 марта 2010 года №1101/10-03. Закупки этилового спирта подтверждаются приемными актами №Пн-Э-000065 от 22 июля 2010 года, №Пн-Э-000070 от 6 августа 2010 года, №Пн-Э-000081 от 20 сентября 2010 года, №Пн-Э-000085 от 14 октября 2010 года и №Пн-Э-000089 от 12 ноября 2010 года, а также соответствующими товарно-транспортными накладными. Факт закупки этилового спирта именно ответчиком также подтверждается декларациями об объемах поставки этилового спирта за 1, 2, 3 кварталы 2010 года, представленных заявителю ОАО «Арзамасспирт».

В последующем, приобретенный в собственность этиловый спирт поставлялся ответчиком организациям системы здравоохранения (больничным учреждениям) по заключенным договорам купли-продажи, исполнения которых подтверждается расходными накладными и платежными поручениями.

Упомянутые фактические обстоятельства, установленные в ходе проведения внеплановой проверки ответчика, отражены заявителем в акте внеплановой проверки от 24 ноября 2010 года №24-06-08/999.

Товарно-транспортные накладные и расходные накладные, подтверждающие факты закупок и поставок этилового спирта были изъяты должностными лицами заявителя в порядке ст.27.10 КоАП по протоколу изъятия от 24 ноября 2010 года. Обнаруженные у ответчика этиловый спирт и емкости для его хранения были арестованы должностными лицами заявителя в порядке ст.27.14 КоАП по протоколу ареста товаров и иных вещей от 24 ноября 2010 года. Нарушений процессуальных требований КоАП при применении упомянутых мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Полагая, что выявленные фактические обстоятельства подпадают под признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.17 КоАП, и что достаточные доказательства его состава собраны в ходе проведения внеплановой проверки ответчика, консультантом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции заявителя 24 ноября 2010 года составлен протокол об административном правонарушении в отношении ответчика. Полномочия упомянутого должностного лица заявителя на составление данного протокола установлены пп.«д» п.2 Перечня должностных лиц Росалкогольрегулирования, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 24 июля 2009 года №27.

Протокол об административном правонарушении составлен при допуске защитника ответчика — заместителя генерального директора Деньгиной И.Б., действующей на основании доверенности от 16 ноября 2010 года. Извещение о вызове законного представителя ответчика для участия в процедуре составления протокола об административном правонарушении по признакам ч.4 ст.14.17 КоАП ответчиком получено, что представитель ответчика в судебном заседании не отрицает.

Таким образом, нарушений требований ст.28.2 КоАП при составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено.

Вышеназванный протокол об административном правонарушении вместе с иными материалами дела об административном правонарушении направлен заявителем в арбитражный суд для рассмотрения по существу.

В судебном заседании представитель ответчика, не отрицая фактов совершения закупок и поставок этилового спирта, указал на наличие признаков крайней необходимости в деяниях ответчика, а также на то, что в отношении арестованного спирта, легально произведенного  ОАО «Арзамасспирт», необходимости в конфискации не имеется.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении государственного предприятия Нижегородской области «Нижегородская областная фармация», полномочия лица, возбудившего производство по делу об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, изучив материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.17 КоАП, исходя из следующего.

В силу абзаца второго п.3 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации право участника экономических отношений осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок.

Специальными положениями ст.18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» установлено, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции. При этом лицензии применительно к деятельности по производству и обороту этилового спирта, выдаются на: а) производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, и б) хранение этилового спирта.

Ответчик имеет лицензию на право хранения этилового спирта (из пищевого сырья) серии Б 095819, регистрационный номер 25104, выданную Федеральной налоговой службой сроком действия с 31 августа 2006 года по 31 августа 2011 года. Указанная лицензия устанавливает лишь право осуществлять хранение этилового спирта, без права осуществления иных форм оборота этилового спирта, под которыми п.16 ст.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» понимает закупку и продажу.

Материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что ответчик осуществлял деятельность по закупке этилового спирта и его последующей продаже (поставке) организациям системы здравоохранения. Право на занятие данными видами предпринимательской деятельности у ответчика отсутствовало

Таким образом, упомянутые деяния государственного предприятия Нижегородской области «Нижегородская областная фармация», не являющегося лицензиатом для осуществления деятельности по производству и продаже этилового спирта, подпадает под признаки объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.17 КоАП, устанавливающего административную ответственность, в том числе, за оборот этилового спирта без соответствующей лицензии.

Ответчик, имея возможность не нарушать требования вышеуказанных норм, не принял необходимых и своевременных мер по их соблюдению.   В силу чего, его деяние является виновным (ч.2 ст.2.1 КоАП).

В связи с чем, суд признает установленным состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.17 КоАП, в деянии государственного предприятия Нижегородской области «Нижегородская областная фармация».

Доводы представителя ответчика относительно наличия в деяниях государственного предприятия Нижегородской области «Нижегородская областная фармация» состояния крайней необходимости суд отклоняет за необоснованностью. Бесперебойное снабжение организаций системы здравоохранения этиловым спиртом возможно было организовать и без нарушения лицензионных требований и условий.

При назначении административного наказания суд принимает во внимание: обстоятельства данного дела; отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств; социально-значимый вид деятельности ответчика, поставляющего государственным и муниципальным лечебно-профилактическим учреждениям лекарственные средства и медицинскую технику; факт законности производства арестованного у ответчика этилового спирта.

Исходя из чего, суд назначает ответчику в качестве основного наказания административный штраф по низшему пределу санкции ч.4 ст.14.17 КоАП.

В связи с чем, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде ареста этилового спирта, наложенные по протоколу ареста товаров и иных вещей от 24 ноября 2010 года, подлежат отмене (снятию). Поскольку ответчик не может законно владеть этиловым спиртом, последний подлежит возврату производителю (ОАО «Арзамасспирт») с уведомлением заявителя и суда о таком возврате (отказе от договора поставки от 11 марта 2010 года №1101/10-03).

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. 167170, 176, 180182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Привлечь государственное предприятие Нижегородской области «Нижегородская областная фармация» (ИНН 5260136299; основной государственный регистрационный номер 1045207464015; место нахождения: 603001, г. Нижний Новгород, ул. Почаинская, д.14А) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначить ему административное наказание в виде взыскания штрафа в размере 50000рублей.

Арест на товары (продукцию), указанные в протоколе ареста товаров и иных вещей от 24 ноября 2010 года, снять. Государственному предприятию Нижегородской области «Нижегородская областная фармация» в течение месяца со дня вступления в силу настоящего решения возвратить спирт этиловый «Экстра», указанный в протоколе ареста товаров и иных вещей от 24 ноября 2010 года, в адрес производителя спирта этилового. Доказательства возврата спирта этилового «Экстра» (заверенные копии возвратных накладных) представить суду и заявителю непосредственно после возврата.

Административный штраф лицом, привлеченным к административной ответственности, (ответчиком) должен быть уплачен  не позднее тридцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу по следующим реквизитам:

УФК по Нижегородской области (МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу л/с 04321А22720)

ИНН 5262244282 / КПП 526201001

расчетный счет №40101810400000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области г. Нижнего Новгорода

БИК 042202001

Код дохода – 160 1 16 08000 01 0000 140

Назначение платежа — Денежные взыскания (штрафы за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции).

По истечении тридцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, в случае если арбитражному суду не будет представлено доказательство добровольной уплаты штрафа, направить настоящее решение в адрес Специализированного отдела по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по Нижегородской области.

Принудительное исполнение производится непосредственно на основании настоящего судебного решения (ч.4.2 ст.206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления судом апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-ти дней со дня принятия.

Судья         А.В. Иванов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка