АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 09 февраля 2011 года  Дело N А43-28523/2010

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Назаровой Елены Алексеевны

протокол судебного заседания вел секретарь судебного заседания Голубева В.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по иску ОАО «Центр по перевозке грузов в контейнерах «Трансконтейнер»  г. Москва

к ЗАО Даймонд» г.Нижний Новгород

о взыскании 50812 рублей 00 копейки

при участии:

от истца – Томилина Л.Н. по доверенности от  27.01.2011 №НКП-49/2011;

от ответчика – Пашинцев Ю.В.по доверенности  от 10.12.2010

от третьего лица - не явился

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Центр по перевозке  грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» (далее - ОАО «ТрансКонтейнер») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к Закрытому  акционерному обществу «Даймонд» (далее ЗАО «Даймонд») о взыскании убытков в сумме  50812  руб. 00 коп.  Определением от 19.01.2010 года в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Открытое акционерное общество «Российский железные дороги» (далее - ОАО «РЖД»).  Ответчик, в материалы дела представил отзыв, которым требования истца отклонил.

ОАО «РЖД», извещенное в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание  не явилось, просило спор рассмотреть без участия своего представителя.

Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица по правилам частей 3, 5  статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением от 12.01.2011 было назначено предварительное судебное заседание.

Поскольку заявитель и ответчик, третье лицо не возразили против перехода рассмотрения дела в судебное заседание суда первой инстанции, на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд завершил предварительное заседание и приступил к судебному разбирательству в первой инстанции.

Как следует из материалов дела между ОАО «ТрансКонтейнер» (далее -Истец) и ЗАО «Даймонд» (далее -общество) заключен договор транспортной экспедиции от 06.07.2006 № НКП ГЖД  далее - Договор).

В  соответствии  с  п.  1.2.  Договора  Клиент  предоставил  ОАО "ТрансКонтейнер» заказ от 20.11.2009 № 3413816 на выполнение транспортно-экспедиционных услуг, в том числе предоставление контейнера для перевозки груза железнодорожным транспортом «изделия металлические бытового назначения.

В соответствии с пунктом 2.2.7. договора и ст. 18 Федерального закона от 10.01.2003г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - УЖТ) грузоотправители обязаны подготавливать грузы ,продукцию ее тару и упаковку для перевозки в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями, таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта,  качество перевозимой продукции, сохранность грузов, вагонов. контейнеров.

Пунктом 2.2.7. Договора предусмотрено, что Клиент обязан предъявлять к перевозке грузы в таре и упаковке, предохраняющей груз от порчи и повреждений в пути следования и во время перевалки. Загружать, размещать и закреплять в вагонах /или контейнерах в соответствии с Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте, Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах и другими нормативными документами.

Как следует из материалов дела исправный контейнер был подан грузоотправителю 24.11.2009 и принят им  без замечаний (приемо-сдаточный акт № 19662).

В соответствии со статьей  21 УЖТ погрузка грузов в контейнеры и выгрузка грузов из контейнеров в местах общего   пользования обеспечиваются грузоотправителями, грузополучателями. В  соответствии со ст.  18 УЖТ грузоотправители должны размещать груз в контейнере таким образом, чтобы обеспечить сохранность контейнера.

Учитывая,что погрузка груза в контейнер осуществлялась Клиентом, его представитель на  оборотной стороне железнодорожной накладной № ЭГ 730145 в графе 1. «Груз в контейнере  сделал отметку «Груз размещен и закреплен в соответствии с главой 12 Технических условий  правильно » и проставил свою подпись, таким образом, грузоотправитель подтвердил  правильность  расположения и крепления груза.

Контейнер с грузом был завезен 24.11.2009 на контейнерный терминал  ОАО «ТрансКонтейнер» на станцию Костариха Горьковской железной дороги и принят в соответствии  с пунктом 23.3 «Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом», утвержденных приказом МПС России от 18.06.03 № 28 - путем проведения  визуального осмотра коммерческого состояния, при осмотре никаких  замечаний  не выявлено. Далее контейнер был погружен на вагон № 94851300 и отправлен в адрес грузополучателя  Урбаевой Евдокии Спиридоновны - станция  назначения Тальцы Восточно-Сибирской железной дороги по железнодорожной  накладной ЭГ 730145.

При подаче вагона № 94851300 и одновременной выгрузке контейнера  № 5012235 на станции назначения Тальцы обнаружено, что у контейнера деформированы  две створки дверей, четыре штанги и четыре дверные петли. По  данному факту был составлен Акт общей формы ГУ-23 № 1/6582 от 06.12.2009г.

В соответствии с п. 2.5., 2.6. Главы 12 Технических условий МПС России от 2003г. № ЦМ-943 «Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах  и  контейнерах» (далее  -  Технические  условия)  при  размещении  в контейнерах,  металла в слитках, проката сортового, металла и металлических труб, листового  металла, шифера, гипсокартонных плит; плит ДВП, ДСП, фанеры; цилиндрических  грузов (например, барабанов, катушек) с расположением на образующую  грузов, погруженных насыпью и навалом; а также грузов, имеющих  выступающие части, могущие повредить стены и двери, торцовая стена и двери контейнера должны быть ограждены щитом на высоту погрузки в случаях, когда суммарная величина зазоров по длине или (и) по ширине контейнера между цельными единицами груза и между ними и стенками контейнера превышает 200 м.м. Щит должен состоять из двух стоек, устанавливаемых по углам контейнера, и горизонтальных досок, располагаемых вплотную друг к другу или с промежутками  величиной не более ширины доски. Толщина стоек и горизонтальных досок щита должна быть не менее 40 мм.  Крепление груза, исключающее возможность его перемещений внутри контейнера осуществляется заградительными щитами, которые выполняются в двух вариантах: с передачей продольных усилий от груза на угловые  стойки дверного проема; с передачей продольных усилий на боковые стенки контейнера.

При комиссионной проверке правильности размещения и крепления груза в контейнере установлено,  что  груз в контейнере погружен в нарушении гл. 12 Технических условий ,  вместо  ограждающего  щита  в  дверном  проеме установлень поддоны, груз не закреплен, в результате чего произошло смещение тяжелого груза в передней части контейнера, при этом деформировав двери, штанги и дверные петли. По данному факту в присутствии представителя грузополучателя был составлен акт общей формы ГУ-23 №1/6581 от  09.12.09г.,  акт о повреждении контейнера формы ВУ-25к  № 11 от 09.12.09г. и даны оперативные донесения в телеграфной форме:  № 120 от 09.12.2009 и № 131 от 09.12.2009.

В связи с невозможностью дальнейшей эксплуатации контейнера, контейнер направлен в Филиал ОАО «ТрансКонтейнер» - Депо по ремонту контейнеров  на Московской железной дороге на станцию Лихоборы, для проведения ремонта, о чем свидетельствует (железнодорожная накладная  № ЭГ730145.

Как следует из акта № 11 от 09.12.09г. расходы на проведение  ремонта крупнотоннажного контейнера № КБШО 12235 составили 21960 рублей. Провозная плата за перевозку контейнера в ремонт согласно ж.д. накладной№ЭЕ998792  составила 28852руб.

Поскольку повреждение контейнера произошло вследствие отклонений  при погрузке груза, допущенных в результате виновных действий работников  ответчика  в его адрес была предъявлена претензия № НКП-5/307 от 27.05.2010 . , которая оставлена без ответа и удовлетворения, что послужило поводом для обращения с настоящим иском.  Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы истца, суд считает  исковые требования истца подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих обстоятельств дела, норм материального и процессуального права.  Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.  В соответствии со статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).  В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).  В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований либо возражений.  Из содержания приведенных норм права следует, что при обращении с настоящим иском истец должен доказать факт причинения убытков, их размер, вину лица обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения ответчика, причинную связь между поведением ответчика и наступившим вредом.  В силу пункта 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.  Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом,обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.  Как определено в пункте 3 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.  Порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов, регулируются Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее - Закон).  В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.  Пунктом 4.9. Договора предусмотрено, что Клиент несет ответственность за повреждения переданных ему <<ТрансКонтейнером>> для перевозки грузов вагонов и/или контейнеров, допущенные по его вине. Размер стоимости определяется стоимостью ремонта поврежденных вагонов и/или контейнеров, включая расходы по их транспортировке на ремонтные предприятия.  Как установлено судом, подготовку, погрузку и опломбирование контейнера производил грузоотправитель –ЗАО «Даймонд».. ОАО «РЖД» получен к отправке контейнер № RZDU 5012235 в опломбированном и подготовленном к отправке состоянии. При доставке вагона и одновременной выгрузке контейнера на станции назначения Тальцы Восточно-Сибирской железной дороги установлено, что  деформированы двери, штанги и дверные петли контейнера.

Согласно Правил составления актов при перевозках железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 № 45 и статьей 119 Федерального закона № 18-ФЗ «Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации», обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами, предусмотренными в Правилах. Акт общей формы составляется на станциях для удостоверения обстоятельств, в том числе повреждения вагона, контейнера. Акт о повреждении контейнера составляется во всех случаях повреждения контейнера, в том числе при повреждении запорных устройств контейнера или устройств для постановки ЗПУ, подлежащего капитальному, плановому, текущему ремонту или исключению контейнера из инвентаря.

По факту повреждения контейнера составлен акт общей формы №1/6582 от 06.12.09г с указанием характера повреждения, подписанный представителями перевозчика.

Только после  вскрытия поврежденного 09.12.2010, контейнера представителями перевозчика при участии представителя грузополучателя -ИП Урбаевой Е.С были выявлены нарушения допущенные грузоотправителем - ЗАО «Даймонд» требований п. 2.5. Главы 12 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах от 27.05.2003г № ЦМ-943.

Согласно п. 7.2. Правил акт о повреждении контейнера составляется перевозчиком при участии представителя грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути не общего пользования, других юридических или физических лиц, виновных в повреждении контейнера.  После вскрытия поврежденного контейнера указанными выше лицами были выявлены нарушения грузоотправителем – ЗАО «Даймонд» подпункта 2.5. пункта 2 главы 12 «Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах» от 27.05.2003 г. № ЦМ-943, а именно установлено: при погрузке груз не был закреплен заградительными щитами, в связи с чем, произошло смещение тяжелого груза в передней части контейнера, приведшее к деформации двери, штанг, дверных петель и кулачков дверного запора.  ЗАО «Даймонд»» не представило доказательств отсутствия вины в повреждении контейнера и соблюдения при погрузке контейнера обязательных Технических условий.  Согласно квитанции о приеме груза провозная плата поврежденного контейнера от места обнаружения повреждений станции Тальцы Восточно-Сибирской железной дороги до депо по ремонту контейнеров филиала ОАО « <<ТрансКонтейнер>> » станция Лихоборы Московской железной дороги составила 28852  руб. 00 коп. В материалы дела ОАО « <<ТрансКонтейнер>> » представлена калькуляция стоимости ремонта контейнера № RZDU 5012235. Расходы по ремонту контейнера составили 21960  руб. 00 коп. По объему и виду выполненных работ, перечисленных в калькуляции, возражений ответчиком не заявлено.  Размер понесенных убытков, складывается из провозной платы в сумме 28852 рублей и ремонта контейнера в сумме 21960  руб. 00 коп.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.  Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу, что в рассматриваемом споре истец представил надлежащие доказательства возникших убытков.  Таким образом, требования о взыскании с ЗАО «Даймонд»» убытков в размере 50812  руб. 00 коп обоснованны и подлежат взысканию с ответчика.

Суд считает необоснованным довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку согласно ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. В силу 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которое определено его началом.

Событием, послужившим основанием для предъявления претензии  ответчику является акт общей формы 1/6581,составленный 09.12.2009,в котором установлена вина грузоотправителя в повреждении контейнера, деформация дверных створок, петель, штанг дверного запора) вследствие неправильного размещения и крепления груза,(требований 12 Технических условий),что могло быть определено только при вскрытии контейнера №5012235.

Как следует из материалов дела о нарушении права ответчиком  истцу стало известно -09.12.09,исковое заявление поступило в суд - 08.12.2010г, т.е. в пределах срока исковой давности.

Из статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Как следует из материалов дела истцом было заявлено требование о взыскании с ответчика судебных расходов в размере 800 рублей, понесенных за предоставление выписки из ЕГРЮЛ  истца и ответчика, факт несения расходов подтверждается платежным поручением № 00010716 от 16.11.2010 и № 6982 от 02.12.2010.

Учитывая изложенное заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина по иску составляет 2032  руб.  48 коп. и в  порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ответчика.  Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 171, 176, 180, 181, 182, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Закрытого акционерного общества «Даймонд» (ОГРН1025202275207 ) в пользу Открытого акционерного общества «Центр по перевозке  грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» (ИНН 7708591995) 50812 руб. 00 коп. убытков, а также 2032 руб. 00 коп. расходов по государственной пошлине,800 рублей судебных расходов.  Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Порядок обжалования решения установлен Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья   Е.А. Назарова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка