• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 16 марта 2011 года  Дело N А43-28644/2010

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Трошиной Наталии Владимировны,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Морозовой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Муниципального унитарного предприятия «Павловское пассажирское автопредприятие», г. Павлово Нижегородской области

к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва в лице Управления федерального казначейства по Нижегородской области, г. Нижний Новгород

с участием третьих лиц: Департамента транспорта Нижегородской области, г. Нижний Новгород и Министерства социальной политики Нижегородской области, г. Нижний Новгород

о взыскании 1158963 рублей 85 копеек

при участии в судебном заседании:

от истца: Пачурина М.А. - представителя по доверенности от 26.01.2011;

от ответчика: Картышова А.А. - представителя по доверенности 28.01.2011;

от третьих лиц:

от Департамента транспорта Нижегородской области: представитель не явился (надлежащим образом извещено);

от Министерства социальной политики Нижегородской области: представитель не явился (ходатайство о рассмотрении спора в отсутствие его представителя).

Установил: Муниципальное унитарное предприятие «Павловское пассажирское автопредприятие», г. Павлово Нижегородской области обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва в лице Управления федерального казначейства по Нижегородской области, г. Нижний Новгород о взыскании 1158963 рублей 85 копеек убытков, причиненных в 2009 году связи перевозкой автомобильным транспортом льготных категорий граждан на основании единых социальных проездных билетов.

Определением суда от 20.01.2011по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, были привлечены Департамент транспорта Нижегородской области, г. Нижний Новгород и Министерство социальной политики Нижегородской области, г. Нижний Новгород.

Министерство социальной политики Нижегородской области отзывом сообщило, что не участвовало в финансировании МУП «Павловское пассажирское автопредприятие» в 2009 году, не осуществляло сверку расчетов и не располагает списками льготных категорий граждан Павловского района Нижегородской области.

В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования.

Ответчик в судебном заседании и отзывом на иск исковые требования отклонил, указав, что Постановлением Правительства Нижегородской области № 3 от 21.01.2005 «О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета» определен перечень категорий граждан, имеющих право на льготный проезд на городском и пригородном автомобильном транспорте, поэтому обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий граждан не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а возложено полностью на субъекты.

В силу указанного, Российская Федерация не принимала на себя расходные обязательства по установлению льгот по оплате проезда в общественном транспорте, а субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно вводить такие формы социальной поддержки граждан, в связи с чем у Российской Федерации не возникли обязательства компенсировать истцу его затраты по предоставлению льгот по проезду граждан.

Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей третьих лиц.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Федеральным законом от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 отдельным категориям граждан отменены льготы по проезду в транспорте общего пользования.

Одновременно закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Согласно статьям 3, 44, 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобольской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти Российской Федерации.

В целях исполнения федерального законодательства в части осуществления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по проезду транспортом общественного пользования на городских и пригородных маршрутах на территории Нижегородской области было принято Постановление Правительства Нижегородской области № 3 от 21.01.2005 «О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета». Данным Постановлением установлен единый порядок льготного проезда на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, в соответствии с которым на территории Нижегородской области на протяжении 2009 года действовал единый социальный проездной билет. Указанный билет реализовался гражданам, оказание мер социальной поддержки, которых относиться к ведению Российской Федерации.

Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан является гарантией, носящий компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан.

Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 №12-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.

Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, согласно договора №04-05-04/8 от 19.12.2008 об обеспечении транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Нижегородской области на 2009 год, заключенного с Департаментом транспорта Нижегородской области, Муниципальное унитарное предприятие «Павловское пассажирское автопредприятие» в 2009 году осуществляло социальные перевозки граждан автомобильным транспортом на основании единых социальных проездных билетов.

Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, производилась Муниципальным унитарным предприятием «Павловское пассажирское автопредприятие» в интересах публично-правового образования «Российская Федерация», поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников, является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из Федерального бюджета и относятся к расходным обязательствам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом №204 от 24.11.2008 «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», абзацами 3 и 4 части 1 ст.84 Бюджетного кодекса.

Российская Федерация согласно ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» выделяло бюджетам субъектов РФ субвенции на осуществление равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которых относятся к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ №802 от 25 декабря 2006 года (утратило силу 01.01.2010 в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1181) утверждены «Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

Согласно Приложения № 19 ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» на 2009 год межбюджетный трансферт Нижегородской области на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, составил 133043,7 тыс. рублей.

Факт предоставления истцом 2009 году льготного проезда автомобильным транспортом, включенным в федеральный и региональный регистр льготников, лицами, участвующими в деле не оспаривается.

В 2009 году истец предоставил льготный проезд 7 239 льготникам федерального значения, продав льготные проездные билеты, в том числе 1 918 билетов на городские маршруты и 5321 билетов на пригородные, что подтверждается письмом Департаментом транспорта и связи Нижегородской области, а также актом сверки расчетов между истцом и Департаментом транспорта и связи Нижегородской области.

Сумма выпадающих расходов по городским перевозкам за 2009 год составила 350 560 рублей 00 копеек, по пригородным перевозкам 1838573 рублей 70 копеек.

Таким образом, сумма выпадающих доходов, образовавшихся у муниципального унитарного предприятия «Павловское пассажирское автопредприятие» от перевозки льготных категорий граждан, социальная поддержка которых отнесена к полномочиям Российской Федерации, в 2009 году составила 2189133 рубля 70 копеек.

Объем субсидий, направленных из федерального бюджета на возмещение истцу выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан в 2009 году составил 1030169 рублей 85 копеек, что подтверждается письмом Департамента транспорта и связи Нижегородской области от 24.09.2010 (л.д. 18).

Таким образом, непрофинансированные выпадающие доходы составили 1158963 рублей 85 копеек.

Указанные обстоятельства и послужили Муниципальному унитарному предприятию «Павловское пассажирское автопредприятие» основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.

В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии с п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.06 № 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным после 01.01.2005 предоставлением потребителям по льготным ценам услуг, судам необходимо иметь в виду, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разграничивают полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливают принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.

На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны субъекта Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

С учетом изложенного довод ответчика о том, что предъявление иска к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ является неправомерным, подлежит отклонению.

На основании указанного, реальные убытки в сумме 1158963 рублей 85 копеек, возникшие у Муниципального унитарного предприятия «Павловское пассажирское автопредприятие», г. Павлово Нижегородской области в результате оказания в 2009 году услуг по перевозке автомобильным транспортом льготных категорий граждан подлежат взысканию за счет средств казны Российской Федерации.

При таком исходе дела при разрешении вопроса о распределении судебных расходов, суд исходит из тех обстоятельств, что требования истца удовлетворены, а публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования) не названы в ст.333.17 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве плательщиков государственной пошлины.

В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 24589 рублей 64 копейки возвращается истцу из федерального бюджета Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167, 168, 170, 171, 180, 319, 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия «Павловское пассажирское автопредприятие», г. Павлово Нижегородской области (ИНН 5252022315) 1158963 рублей 85 копеек убытков.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Возвратить Муниципальному унитарному предприятию «Павловское пассажирское аватопредприятие», г. Павлово Нижегородской области из дохода федерального бюджета Российской Федерации госпошлину в сумме 24589 рублей 64 копейки, уплаченную по платежному поручению № 402 от 08.12.2010.

Справку на возврат государственной пошлины выдать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд г.Владимир через Арбитражный суд Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда апелляционной инстанции или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

При направлении обращений в суд ссылка на ФИО судьи и шифр дела 47-871 обязательна.

Судья Н.В.Трошина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А43-28644/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Нижегородской области
Дата принятия: 16 марта 2011

Поиск в тексте