АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 марта 2011 года  Дело N А43-289/2011

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи  Сандовой Елены Михайловны (вн. шифр 9-12), при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чепурных М.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Агропромышленная компания Нижегородец» (ОГРН 1035205270385, ИНН 5259036282) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (ИНН 5262121555, ОГРН 1035205784382) о признании незаконным невыполнение обязанности, предусмотренной пунктом 2 Распоряжения №394 «О приватизации земельного участка» от 30.08.2007  (в редакции изменений от 12 ноября 2008 года № 743), по заключению договора купли-продажи земельного участка и обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области заключить с ООО «Агропромышленная компания Нижегородец» договор купли-продажи земельного участка на основании Распоряжения №394 «О приватизации земельного участка» от 30.08.2007  (в редакции изменений от 12 ноября 2008 года № 743),

при участии представителей:

от заявителя: Семененко В.В. по доверенности от 24.12.2010 №АПК-Н/01/12/2010,

от ответчика: Кузьмина М.А. по доверенности №03/52 от 13.12.2010,

установил: В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ООО «Агропромышленная компания Нижегородец» с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о признании незаконным невыполнение обязанности, предусмотренной пунктом 2 Распоряжения №394 «О приватизации земельного участка» от 30.08.2007  (в редакции изменений от 12 ноября 2008 года № 743), по заключению договора купли-продажи земельного участка и обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области заключить с ООО «Агропромышленная компания Нижегородец» договор купли-продажи земельного участка на основании Распоряжения №394 «О приватизации земельного участка» от 30.08.2007  (в редакции изменений от 12 ноября 2008 года № 743).

Заявленное требование мотивировано тем, что решение о приватизации земельного участка уже принято (Распоряжение №394 от 30.08.2007) и затягивание ответчиком вопроса по заключению договора купли-продажи земельного участка нарушает предоставленное ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право заявителя как собственника недвижимости на приватизацию испрашиваемого земельного участка, а также нарушает права и законные интересы заявителя в осуществлении его предпринимательской деятельности. Подробно доводы заявителя изложены в заявлении и поддержаны его представителем в судебных заседаниях.

Ответчик с заявлением ООО «Агропромышленная компания Нижегородец» не согласен по основаниям, подробно изложенным в отзыве (том 2, л.д. 2 - 4), считает, что Территориальное управление не допускало не соответствующего закону бездействия, нарушающего права и законные интересы заявителя. Кроме того, отмечает, что Территориальное управление не обладает полномочиями по самостоятельному заключению договоров купли-продажи земельного участка.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Как следует из материалов дела, на земельном участке (земли поселений  с кадастровым номером 52:18:020107:0042), площадью 83604кв.м., расположенном по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Чаадаева, д.1,  находящемся у заявителя по договору аренды на 49 лет (с 27.04.2006 по 27.04.2055) №0273/18 от 27.04.2006,  находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие заявителю на праве собственности, а именно:    здание-подстанция №48 теплица завода (прочее), общая площадь 66,50кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права серия 52-АБ №585756);

здание-подстанция ПР-53 новая компрессор. (прочее), общая площадь 23,10кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права серия 52-АБ №585757);

здание теплицы с оцинкованными металлоконструкциями (нежилое), общая площадь 22924,30кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права серия 52-АА №808774).

Имея намерение приобрести указанный земельный участок в порядке ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность, заявитель 05.06.2007 обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области с заявлением вх.№6197 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 52:18:020107:0042, площадью 83604кв.м., расположенном по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Чаадаева, д.1, с приложением перечня необходимых документов.

На основании указанного обращения заявителя и в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Росимущества от 02.02.2005 №37, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области 30.08.2007 принято Распоряжение №394 «О приватизации земельного участка» и пунктом 2 указанного Распоряжения на Филиал Российского фонда федерального имущества по Нижегородской области возложена обязанность по заключению с  ООО «Агропромышленная компания Нижегородец» договора купли-продажи испрашиваемого заявителем земельного участка.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 №947-р с 01.08.2008 года специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» ликвидировано. Договор купли-продажи на момент ликвидации заключен не был. Во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 02.07.2008 №793, в связи с Приказами Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области от 27.06.2008 №117 и от 14.07.2008 №132 Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области переименовано в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области с передачей полномочий в сфере продажи федерального имущества на территории Нижегородской области, в том числе по заключению договоров купли-продажи земельных участков. споряжение Правительства РФ от 02.07.2008 №793, Приказ итории Нижегородской области, в том чмсле по зак

В связи с тем, что ответчик до сих пор не выполнил обязанность, предусмотренную пунктом 2 Распоряжения №394 от «О приватизации земельного участка» от 30.08.2007  (в редакции изменений от 12 ноября 2008 года № 743), по заключению договора купли-продажи земельного участка и, несмотря на издание указанного Распоряжения, дважды необоснованно возвращал заявителю документы на доработку, заявитель пришел к выводу о незаконном бездействии со стороны ответчика, нарушающем его права и охраняемые законом интересы, в связи с чем заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оспариваемые ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц могут быть признаны недействительными (незаконными) при совокупности двух условий: если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае суд установил необходимое одновременное наличие указанных выше условий судебной защиты.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Из материалов дела следует, что Общество является собственником трёх объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 52:18:020107:0042. Право собственности на здания подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации.

Заявитель при обращении 05.06.2007 к ответчику с заявлением о выкупе земельного участка представил необходимый комплект документов (вх.№6197).

По результатам рассмотрения представленных заявителем документов ответчиком 30.08.2007 было принято Распоряжение №394 «О приватизации земельного участка» и пунктом 2 указанного Распоряжения на Филиал Российского фонда федерального имущества по Нижегородской области (с 2008 года на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области) возложена обязанность по заключению с  ООО «Агропромышленная компания Нижегородец» договора купли-продажи испрашиваемого заявителем земельного участка.

Указанное Распоряжение никем не оспорено и не отменено и действует в настоящее время.

Однако, несмотря на издание указанного Распоряжения, договор купли-продажи с заявителем  до сих пор не заключен. С момента издания Распоряжения №394 «О приватизации земельного участка» от 30.08.2007 прошло более трех лет. Ответчик не исполняет обязанность, предусмотренную пунктом 2 Распоряжения №394 «О приватизации земельного участка» от 30.08.2007 (в редакции изменений от 12 ноября 2008 года № 743), по заключению договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, неправомерно запрашивает у заявителя дополнительные документы, тем самым, нарушая его права.

Так, требования ответчика, содержащиеся в письмах от 17.04.2009 №АБ-07/3358 (1 том, л.д.124-125) и от 10.06.2010 №АБ-07/9408 (1 том, л.д.136-138) о необходимости представления кадастрового паспорта земельного участка, содержащего информацию  о расположенных на нем зданиях, строениях, сооружениях, а также кадастровые паспорта объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке, являются незаконными, поскольку правоотношения по выкупу земельного участка между заявителем и ответчиком возникли до введения в действие Приказа Минэкономразвития России от 30.10.2007 года №370 (вступил в силу 21.12.2007) и вступления в законную силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (вступил в законную силу 01.03.2008).

Утверждение ответчика о том, что площадь земельного участка велика для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости, судом отклоняется, поскольку площадь испрашиваемого заявителем земельного участка как необходимая подтверждена договором №0273/18 аренды земельного участка от 27.04.2006 (договор зарегистрирован в ЕГРП), то есть уже на стадии передачи  заявителю в аренду земельного участка  площадью 83604 кв.м.  ответчиком было установлено, что именно указанная площадь необходима для  использования его по целевому назначению под тепличный комплекс. Иного ответчиком не доказано, каких-либо аргументов и доводов суду не представлено. При издании 30.08.2007 Распоряжения №394 «О приватизации земельного участка» площадь испрашиваемого земельного участка также не вызывала у ответчика сомнений.

Довод ответчика на необходимость проверки фактического использования земельного участка не основан на нормах права. Кроме того, с момента обращения Общества с заявлением к ответчику о предоставлении земельного участка в собственность (05.06.2007) и  вынесения Распоряжения №394 «О приватизации земельного участка» от 30.08.2007 у ответчика было  достаточно времени (более трех лет) для дополнительной проверки использования земельного участка.

Таким образом, законных оснований для истребования кадастрового паспорта, а также для возврата заявителю документов для доработки у ответчика не имелось. Предусмотренную пунктом 2 Распоряжения №394 «О приватизации земельного участка» от 30.08.2007 (в редакции изменений от 12 ноября 2008 года № 743) обязанность по заключению договора купли-продажи земельного участка ответчик на протяжении трех лет не выполняет, что безусловно свидетельствует о незаконном бездействии со стороны ответчика, нарушающее исключительное право заявителя как собственника объектов недвижимости на приватизацию земельного участка, а также создает препятствия и нарушает права и законные интересы заявителя в осуществлении его предпринимательской деятельности, в связи с чем, заявленное Обществом требование признается судом правомерным и подлежащим удовлетворению.

Довод Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на свою некомпетентность и отсутствие полномочий по продаже вышеназванного земельного участка судом отклоняется, поскольку сам ответчик подтвердил свои полномочия по заключению данных договоров купли-продажи в письме от 12.12.2008 (том 1, л.д.122). Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о приватизации земельных участков, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок, а также его реализации.

Кроме того, в соответствии с п.4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года №432, упомянутый федеральный орган исполнительной власти осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Согласно п. 4.1, 4.6 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 года №374, территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Пункт 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в числе прочего, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В целях восстановления нарушенных прав заявителя, предусмотренных ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым  обязать ответчика исполнить свою обязанность, установленную пунктом 2 Распоряжения №394 «О приватизации земельного участка» от 30.08.2007 (в редакции изменений от 12 ноября 2008 года № 743) по заключению договора купли-продажи земельного участка, и в 10-ти дневный срок со дня принятия настоящего решения подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи указанного земельного участка вместе с предложением о заключении такого договора.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины  в сумме 2000рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-182, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление ООО «Агропромышленная компания Нижегородец» (ОГРН 1035205270385, ИНН 5259036282) удовлетворить.

Признать незаконным невыполнение обязанности, предусмотренной пунктом 2 Распоряжения №394 «О приватизации земельного участка» от 30.08.2007 (в редакции изменений от 12 ноября 2008 года № 743), по заключению договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 52:18:020107:0042, площадью 83604,00кв.м, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, Московский район, ул.Чаадаева, д.1, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области  и обязать Территориальное управление исполнить свою обязанность и в 10-ти дневный срок со дня принятия настоящего решения подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи указанного земельного участка вместе с предложением о заключении такого договора.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Исполнительный лист выдать немедленно.

Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (ИНН 5262121555, ОГРН 1035205784382) в пользу ООО «Агропромышленная компания Нижегородец»  расходы по уплате государственной пошлине в сумме 2000рублей.

Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.

Судья    Е.М. Сандова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка