АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 мая 2011 года  Дело N А43-3226/2011

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Назаровой Елены Алексеевны (шифр 31 – 90)

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Волошиной О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску

ТСЖ «Комфорт» г.Бор,ул.Ленина,д.161 (ОГРН 1035201047331,ИНН 5246024106)

к  инспекции ФНС России по Борскому району  Нижегородской области  о признании  не действительными  решений от 03.12.2010 №15957 и от 03.12.2010 №16511 .

при участии:

от истца –Батракова Т.Ю.по доверенности от 04.04.2011 №4,

от ответчика – Кузьмина Л.В.по доверенности от 11.01.2011 №03-11/000030,

Резникова С.Н. по доверенности от 01.04.2011 №03-11/004305

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья «Комфорт» (далее – ТСЖ «Комфорт» )  обратилось  в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, о признании недействительными решений инспекции ФНС России  по Борскому району Нижегородской  области (далее - инспекция) от 03.12.2010 №15957 и  №16511 .

Заявитель считает, что ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ. В связи с этим ТСЖ не  обязан исчислять  сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов.

Инспекция ФНС заявленные требования отклонила, сославшись на законность и обоснованность принятых решений.

В рассмотрении спора судом объявлялся перерыв до 13 мая до 9 часов, после перерыва рассмотрение спора было продолжено.

Изучив материалы дела, суд установил следующее:

ТСЖ представило в инспекцию, налоговую деклара­цию по налогу на добавленную стоимость за 1 и  2 кварталы 2010 года.

В соответствии со  статьями 31 и 88 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленных налоговых деклараций по на­логу на добавленную стоимость, в ходе которой налоговый орган  пришел к выводу о том, что  ТСЖ «Комфорт»оказывало услуги  гражданам по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, другие работы выполняемые собственными силами. По мнению налогового органа освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по содержанию и ремонту общего имущества,  выполняемых силами ТСЖ, законом не предусмотрено.

По ре­зультатам проверки  29.10.2010  составлены акты  № 10242 и  № 10241.

По результатам рассмотрения которых, заместителем начальника инспекции 03.12.2010  были приняты решения №15957 и №16511 о привлечении ТСЖ «Комфорт»» к налоговой ответственности за совершение на­логового правонарушения. Данными решениями ТСЖ предложено уплатить начисленный НДС в размере 18630 рублей по решению №15957 и НДС в сумме 12923 рублей по решению №16511.

В порядке статьи 140 НК РФ общество обратилось в Управление ФНС России по Нижегородской области с апелляционной жалобой на решения инспекции  от 03.12.2010 №15957 и №16511 .

Управление ФНС России по Нижегородской области своим решением от 04.11.2010   № 09-12/00312@ жалобу ТСЖ оставило без удовлетворения, а решения Инспекции  от 03.12.2010 №15957 и №16511  утвердило

Налогоплательщик не согласился с ненормативными актами налогового органа и обжаловал  их в арбитражный суд.

Суд, рассмотрев заявленные исковые требования, пришел к выводу, что они подлежат удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

Согласно пункту 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.

Пунктом 1 статьи 11 Кодекса  предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Как следует из ст. ст. 155, 161 - 163 Жилищного кодекса, организация признается управляющей организацией при осуществлении управления многоквартирным домом по договору управления многоквартирным домом. При этом многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижений целей управления многоквартирным домом деятельность.

Кроме того из толкования во взаимосвязи названных норм ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых  правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выполняя работы для членов ТСЖ,выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.

Учитывая изложенное, коммунальные услуги, а также работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, реализуемые организациями, ТСЖ, признаваемыми управляющими организациями этим многоквартирным домом в соответствии с Жилищным кодексом, юридическим лицам, собственникам помещений в данном многоквартирном доме, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 Кодекса.

В связи с этим ТСЖ не обязаны  представлять соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов.

Расходы по делу на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение от 03.12.2010 №15957  инспекции ФНС России  по Борскому району Нижегородской  области.

Признать недействительным решение от 03.12.2010 №16511 инспекции ФНС России  по Борскому району Нижегородской  области .

Взыскать с инспекции ФНС России  по Борскому району Нижегородской  области  государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Порядок обжалования решения установлен Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья     Е.А.Назарова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка