АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 декабря 2008 года  Дело N А43-20061/2008

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мукабенова Игоря Юрьевича

при ведении протокола судебного заседания судьей Мукабеновым И.Ю.,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: Грачев А.М., доверенность в деле,

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

ОАО «Мельинвест», г. Нижний Новгород, (далее – заявитель, общество) о признании недействительными решений о корректировке сведений по результатам проверки грузовых таможенных деклараций №№ 10408090/070608/П004206 и 10408090/260608/0004636, принятых Нижегородской таможней (далее – таможня, ответчик) и выраженных в уведомлениях б/н от 07.06.2008 и от 30.06.2008.

Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте проведения судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил. В связи с этим и на основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрение дела проведено в отсутствие представителя указанного участника процесса.

Представитель заявителя в ходе рассмотрения дела поддержал заявленные требования.

Представитель таможни в отзыве на заявление, а также в ходе судебного разбирательства пояснил, что считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Изучив материалы дела, суд считает необходимым частично удовлетворить заявленные требования в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и не отрицается сторонами, 07.04.2008 между обществом и компанией «Силосы Кордоба, Лтд» (Испания) был заключен контракт № 612 (л.д. 19-24) на поставку двух силосов с аксессуарами для хранения зерна.

07.06.2008 обществом на Московский таможенный пост (сфера деятельности Нижегородской таможни) была подана грузовая таможенная декларация (ГТД)  № 10408090/070608/П004206 (л.д. 18), согласно которой заявитель ввез на территорию РФ товар – оборудование для хранения зерновых: силос с плоским дном, модель 22.92/12 (зав. № 3829, 3830) внутр. объем 6554 куб.м. с аксессуарами, не в полной комплектации, из оцинкованной стали, в разобранном виде, 2 шт. Данный товар был классифицирован обществом по товарной субпозиции ТН ВЭД 8437800000 «Машины для очистки, сортировки или калибровки семян, зерна или сухих бобовых культур; оборудование для мукомольной промышленности или для обработки зерновых или сухих бобовых культур, кроме оборудования, используемого на сельскохозяйственных фермах. Оборудование прочее» со ставкой ввозной таможенной пошлины 0 %.

В ходе проверки ГТД № 10408090/070608/П004206 таможней было выявлено несоблюдение условий выпуска товаров, выразившихся, по ее мнению, в заявлении недостоверного кода ТН ВЭД и неправильным исчислением в связи с этим таможенных платежей. Таможня указала на необходимость применения кода ТН ВЭД 7309009000 и предложила уплатить таможенные платежи в размере 754.824,88 рублей. Решение таможни о корректировке кода было выражено в уведомлении от 07.06.2008 (л.д. 14). Кроме того, ответчиком было выдано требование от 07.06.2008 (л.д. 12) об уплате указанной суммы таможенных платежей в связи с неверным определением кода товара.

Все действия, которые предписывались обществу уведомлением и требованием от 07.06.2008 были заявителем выполнены, после чего товар был выпущен таможней в свободное обращение.

26.06.2008 обществом на Московский таможенный пост (сфера деятельности Нижегородской таможни) была подана ГТД № 10408090/260608/0004636 (л.д. 16, 17), согласно которой заявитель ввез на территорию РФ товар – оборудование для хранения зерновых – часть комплекса для хранения зерновых, с системами выгрузки и аэрации: 6 ярусов для силоса с плоским дном модель 22.92/12 (зав. № 3829, 3830), внутр. объем 6554 куб.м., с аксессуарами, из оцинкованной стали, в разобранном виде, 2 шт.; система вентиляции силоса модель 22.92/12 – 2 шт.; вентилятор мод. CMR 2271 – 4 шт.; транспортный мост дл. 48 м., шир. 1, 616 м. с опорами – 1 шт.; зачистной шнек модель S-210 – 2 шт. Данный товар был классифицирован обществом также по товарной субпозиции ТН ВЭД 8437900000 со ставкой ввозной таможенной пошлины 0 %.

В ходе проверки ГТД № 10408090/260608/0004636 таможней было выявлено несоблюдение условий выпуска товаров, выразившихся, по ее мнению, в заявлении недостоверного кода ТН ВЭД и неправильным исчислением в связи с этим таможенных платежей. Таможня указала на необходимость применения к ввезенному товару (частям силоса) кодов ТН ВЭД 7308909900, 8414598000, 7326909300, 7307910000, 8428399000 и предложила уплатить таможенные платежи в размере 474.786,61 рублей. Решение таможни о корректировке кода было выражено в уведомлении от 30.06.2008 (л.д. 15). Кроме того, ответчиком было выдано требование от 30.06.2008 (л.д. 13) об уплате указанной суммы таможенных платежей в связи с неверным определением кода товара.

Все действия, которые предписывались обществу уведомлением и требованием от 30.06.2008 были заявителем выполнены, после чего товар был выпущен таможней в свободное обращение.

Считая, что таможня ошибочно изменила код ТН ВЭД в двух вышеуказанных случаях ввоза обществом товаров, и, полагая, что в обоих случаях заявитель первоначально правильно указал товарные субпозиции ТН ВЭД, по которым необходимо было проводить классификацию ввезенных товаров, общество обжаловало решения ответчика о корректировке сведений, формализованные в уведомлениях от 07.06.2008 и от 30.06.2008. При этом заявитель отмечает, что 26.06.2008 по ГТД № 10408090/260608/0004636 им был осуществлен ввоз частей силосов, которые были перемещены через таможенную границу РФ ранее по ГТД  № 10408090/070608/П004206. Поэтому для этих частей подлежит применению код ТН ВЭД 8437900000.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие не соответствуют закону.

На основании правоположений пунктов 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ оспариваемые ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц могут быть признаны недействительными (незаконными) при совокупности двух условий: 1. если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и 2. нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании пункта 1 статьи 124 Таможенного кодекса РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) (глава 15) по выбору декларанта.

В соответствии со статьей 40 этого кодекса товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В случае установления нарушения правил классификации товаров, при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.

Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащего описанию. Процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (указанием определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).

Согласно положениям статей 39, 40, 127 и 144 Таможенного кодекса РФ лицо, перемещающее товар, либо декларант (таможенный брокер) обязаны уплатить сумму таможенных платежей в размере, соответствующем правильному коду ТН ВЭД.

Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 718 утвержден Таможенный тариф Российской Федерации, которым предусмотрены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее – ОПИ ТН ВЭД). Классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам. Для юридических целей при классификации прежде всего значимы наименования субпозиций и примечания, имеющие отношение к субпозициям. Лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД).

В соответствии с правилом 3 (а) ОПИ ТН ВЭД в случае, если в силу правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается  той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями более общего описания.

На основании правила 4 ОПИ ТН ВЭД товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями названных правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.

В товарной позиции 730900 ТН ВЭД классифицируются резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л., с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования. В подсубпозиции 7309009000 классифицируются емкости для твердых веществ.

В товарной позиции 8437 классифицируются машины для очистки, сортировки или калибровки семян, зерна или сухих бобовых культур; оборудование для мукомольной промышленности или для обработки зерновых или сухих бобовых культур, кроме оборудования, используемого на сельскохозяйственных фермах. В подсубпозиции 8437800000 классифицируется оборудование прочее.

Согласно пояснениям к ТН ВЭД, подготовленным ГТК России, а именно пояснениям к товарной позиции 7309 ТН ВЭД, указанные в ней контейнеры обычно устанавливаются в качестве стационарных приспособлений для хранения или для производственных целей, например, на фабриках, химических заводах, красильнях, газовых заводах, пивоваренных заводах, на перегонных и рафинировочных заводах и в меньшей степени в жилых домах, магазинах и т.д. В данную товарную позицию включаются емкости для любого материала, кроме сжатого и сжиженного газа. Емкости для подобного газа включаются в товарную позицию 7311 ТН ВЭД независимо от их вместимости. Контейнеры, оснащенные механическим и термическим оборудованием, таким как мешалки, охлаждающие или нагревательные змеевики или электрические элементы, включаются в группу 84 или 85. Однако емкости, которые просто оборудованы кранами, клапанами, уровнемерами, предохранительными клапанами, манометрами и т.п., остаются в данной товарной позиции.

Следовательно, оценочным критерием, позволяющим отнести емкость для хранения вещества (контейнер) к товарной позиции 84 или 73, является факт наличия или отсутствия в нем механического или термического оборудования, которое оказывает какое-либо воздействие на хранимое вещество или условия его хранения.

Из материалов дела усматривается, что ввезенный по ГТД  № 10408090/070608/П004206 товар (силосы) содержит систему вентиляции и аэрации, которая служит для проветривания, охлаждения, активного вентилирования, подсушивания или сушки зерна. Поэтому отнесение указанного товара к товарной позиции 7309 является ошибочным.

Ссылка таможни на письмо ФТС РФ от 30.11.2007 о необходимости классификации названного товара по коду 7309009000 ТН ВЭД не может быть принята судом во внимание, так как данное письмо носит рекомендательный характер.

В связи с этим, решение таможни о корректировке сведений по результатам проверки ГТД № 10408090/070608/П004206, выраженное в уведомлении от 07.06.2008 является незаконным.

Применительно к товару, ввезенному обществом по ГТД № 10408090/260608/0004636, суд принимает во внимание, что он ввезен заявителем отдельно от товара, перемещенного через таможенную границу РФ по ГТД № 10408090/070608/П004206, и был заявлен к таможенному оформлению самостоятельно.

Приказом ГТК РФ от 23.04.2001 № 388 утверждена Инструкция о порядке классификации в соответствии с ТН ВЭД, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов (далее – Инструкция), которая определяет особенности порядка классификации, таможенного оформления и таможенного контроля машин, поставляемых в виде отдельных компонентов, в числе прочего помещаемых под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления.

В соответствии с пунктом 2 Инструкции классификация в соответствии с ТН ВЭД России машин, указанных в пункте 4 Инструкции, осуществляется ФТС России. От имени ФТС России классификационные решения принимаются структурным подразделением ФТС России, ответственным за принятие предварительных решений по классификации товаров. Для таможенного оформления по единому классификационному коду ТН ВЭД России машин, указанных в пункте 4 Инструкции, наличие классификационного решения ФТС России является обязательным. Получение классификационных решений, предусмотренных иными нормативными правовыми актами ФТС России, принятыми в установленном порядке, в отношении данных товаров не требуется.

Норма пункта 3 Инструкции устанавливает, что ее положения распространяются на любые машины (включая комбинацию машин), оборудование, механизмы, установки, аппараты или устройства группы 84, 85 или 90 ТН ВЭД, за исключением машин, предназначенных для бытовых целей.

Согласно пункту 4 Инструкции отдельные компоненты машины, представляемые для таможенного оформления несколькими партиями в течение установленного этой Инструкцией периода времени, могут классифицироваться как машины, оборудование, механизмы, устройства, установки, аппараты и т.п., в отношении которых установлена адвалорная ставка ввозной таможенной пошлины, по единому коду ТН ВЭД при выполнении следующих условий:

а) будучи собранными вместе, все компоненты, представленные к таможенному оформлению за период времени, установленный данной Инструкцией, образуют машину, предназначенную для выполнения четко определенной единой функции, указанной в какой-либо товарной позиции группы 84, 85 или 90 ТН ВЭД;

б) классификация компонентов машины по единому коду ТН ВЭД не противоречит положениям примечаний к Разделам и группам ТН ВЭД, текстам товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций ТН ВЭД, а также Основным правилам интерпретации ТН ВЭД;

в) одновременное представление отдельных компонентов для таможенного оформления фактически невозможно или экономически нецелесообразно из-за особенностей изготовления, транспортировки или монтажа;

г) все компоненты машины поставляются в адрес одного получателя по одному договору (внешнеторговому договору, включая договор лизинга, или иному договору, в соответствии с которым российские товары ввозятся на территорию особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) и помещаются под таможенный режим свободной таможенной зоны), условиями которого предусматривается поставка отдельных компонентов в определенный период времени, или без договора в случае ввоза товаров в уставный (складочный) капитал организации;

д) таможенное оформление всех компонентов осуществляется одним и тем же структурным подразделением таможни или таможенным постом;

е) срок, в течение которого предусмотрено осуществить таможенное оформление всех компонентов, составляет не более 6 месяцев с момента начала таможенного оформления первой партии;

ж) ввоз компонентов машины осуществляется в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления (включая товары, ввозимые в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации или по договору лизинга) или в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, применяемым на территории ОЭЗ.

Ввиду того, что ввезенные по ГТД № 10408090/260608/0004636 комплектующие для силоса не представляют собой единый товар, описанный в какой-либо товарной позиции ТН ВЭД, они должны классифицироваться в отдельных товарных позициях, что и было сделано таможней. Классификационное решение ФТС РФ, требующееся в соответствии с Инструкцией, у общества отсутствует.

При таких условиях, решение таможни о корректировке сведений по результатам проверки ГТД № 10408090/260608/0004636, выраженное в уведомлении от 30.06.2008 незаконным признано быть не может.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение заявленного требования распределяются между участниками процесса пропорционально удовлетворенным требованиям.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования открытого акционерного общества «Мельинвест», г. Нижний Новгород, удовлетворить частично.

Признать уведомление б/н от 07.06.2008, вынесенное Нижегородской таможней, о корректировке сведений по результатам проверки таможенной декларации  № 10408090/070608/П004206, представленной открытым акционерным обществом «Мельинвест», недействительным.

В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с Нижегородской таможни в пользу открытого акционерного общества «Мельинвест», г. Нижний Новгород, 2.000 рублей государственной пошлины за рассмотрение заявления.

Исполнительный лист выдать после вступления настоящего решения в законную силу.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Порядок обжалования решения установлен Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Судья    И.Ю. Мукабенов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка