• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 08 октября 2009 года  Дело N А43-27085/2009

Арбитражный суд Нижегородской области в составе: судьи Ланда Регины Матвеевны, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карасевой М.Р., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Нижнего Новгорода г. Нижний Новгород

к ответчику предпринимателю Трифонову Сергею Павловичу г. Нижний Новгород

о взыскании 257руб.60коп.

без участия сторон

установил: В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ГУ УПФ Российской Федерации в Советском районе города Нижнего Новгорода (далее заявитель, пенсионный орган) к предпринимателю Трифонову Сергею Павловичу г. Нижний Новгород (далее ответчик, предприниматель) о взыскании 257руб.60коп. штрафных санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Рассмотрение дела определением суда от 13.08.2009 было назначено в порядке упрощенного производства.

На основании части 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сторонам было предложено в пятнадцатидневный срок представить суду свои возражения по указанной процедуре.

Возражений от сторон о порядке рассмотрения спора по упрощенной процедуре не поступило. Ответчик в установленный судом срок отзыв на исковое заявление не представил.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 03.09.2009 ответчик зарегистрирован по адресу, по которому судом была направлена копия определения о рассмотрении дела.

Поэтому на основании подпункта 2 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик считается надлежащим образом извещенным о времени и месте разбирательства по делу.

В соответствии с частью 2 статьи 215, статьи 226, частью 4 статьи 228 названного выше Кодекса рассмотрение дела осуществляется в отсутствии сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Проверив материалы дела, суд считает, что требования истца подлежат отклонению по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела, пенсионным органом проведена проверка своевременности представления ответчиком в территориальный орган Пенсионного фонда сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 2008 год.

В ходе проверки выявлено, что ответчик не представил в установленный срок указанные сведения. По результатам проверки (акт проверки № 4/889 от 26.03.2009), пенсионным органом вынесено Решение № 4/889 от 15.04.2009 о привлечении предпринимателя к ответственности за несвоевременное представление сведений в виде взыскания штрафа в сумме 257руб.60коп.

Названные выше акт проверки и решение, пенсионным органом были направлены предпринимателю, что подтверждается реестрами заказных почтовых отправлений.

В названном выше решении пенсионный орган предложил предпринимателю уплатить сумму штрафа в добровольном порядке в срок до 04.05.2009.

Поскольку в указанный срок сумма штрафа уплачена не была, заявитель обратился за взысканием последней в судебном порядке.

Ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 24.03.2005, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 03.09.2009, представленной ИФНС по Советскому району г. Нижнего Новгорода по запросу суда.

В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2001 индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу 5 статьи 1 Закона индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», являются застрахованными лицами – физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

Закон об индивидуальном учете в подпунктах 1-8 пункта 2 статьи 6 устанавливает, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов; гражданство.

Пункт 1 статьи 10 определяет, что указанные сведения представляются в орган Пенсионного фонда в следующих случаях:

- при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

- при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;

- при снятии с учета в качестве страхователя;

- при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона;

- при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2-5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Пункт 2 статьи 10 Закона устанавливает порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из указанных случаев.

Следовательно, Закон об индивидуальном учете установил для физических лиц самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающий перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона ежегодная обязанность представлять до 01 марта сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.

Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории «страхователь» в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Однако, по настоящему спору эти обстоятельства истцом не доказаны и не подтверждены материалами дела. В связи с этим, предприниматель к страхователям, в смысле, придаваемом этому термину Законом об индивидуальном учете, не относится.

Следовательно, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно представлять до 1 марта сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предусмотренный пунктом 5 статьи 11 Закона об индивидуальном учете обязанность физических лиц самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии не обусловлена каким-либо сроком, а потому, за нарушение этой обязанности неприменима и ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 17 Закона.

Что касается вмененного ответчику нарушения срока представления ведомости уплаты страховых взносов, то перечень сведений, представляемых физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, является исчерпывающим, такие ведомости в нем не указаны.

Кроме того, необходимо отметить, что Федеральным законом № 27-ФЗ от 01.04.1996 для представления сведений физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, не установлен. Указанный срок (до 01 марта) определен в пункте 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее – Инструкция), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 318 от 15.03.1997 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования».

Поскольку положениями Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 не установлен порядок проведения проверок и привлечения к ответственности, то, руководствуясь частью 3 статьи 2 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пунктом 7 статьи 9 и статьей 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации, следует исходить из того, что привлечение страхователя к ответственности должно осуществляться страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Согласно пункту 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

Однако, в нарушение статьи 100, пункта 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации ни в акте проверки № 4/889 от 26.03.2009, ни в решении о привлечении к ответственности № 4/889 от 15.04.2009 не изложены надлежащим образом обстоятельства совершения правонарушения, а именно: не указано, за непредставление каких конкретно сведений и в качестве какого субъекта (страхователя или физического лица, самостоятельно уплачивающего взносы) предприниматель привлекался к ответственности, а также не отражены документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства указанного правонарушения; отсутствуют ссылки как в целом на действующее законодательство, которым установлена обязанность индивидуальных предпринимателей представлять сведения в Пенсионный фонд, так и на конкретные нормы, устанавливающие перечень и порядок представления таких сведений для той или иной категории страхователей и иных лиц.

Поэтому, со ссылкой на статьи 9, пункт 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996, индивидуальный предприниматель привлечен Пенсионным фондом к ответственности как страхователь.

Однако, указанными нормами Закона установлены порядок и перечень сведений, которые представляются страхователем о каждом работающем у него застрахованном лице, тогда как материалы проверки и материалы дела не содержат доказательств отсутствия или наличия у предпринимателя работающих у него застрахованных лиц.

На основании изложенного, обстоятельства совершения правонарушения, вменяемого предпринимателю, а также доказательств совершения последним правонарушения, его вины, отсутствуют, в связи с чем, заявленное требование о взыскании штрафа является не мотивированным и не подтвержденным документально, а потому, не подлежащим удовлетворению

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине полностью относится на заявителя.

Однако, учитывая, что на основании статьи 33337 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины, последняя взысканию в федеральный бюджет не подлежит.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Нижнего Новгорода о взыскании с предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица Трифонова Сергея Павловича (ИНН 526204781600) г. Нижний Новгород штрафных санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд г. Владимир через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа г. Нижний Новгород в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

СУДЬЯ Р.М. ЛАНДА

Карасева

419-39-55

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А43-27085/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Нижегородской области
Дата принятия: 08 октября 2009

Поиск в тексте