• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 02 ноября 2009 года  Дело N А43-31600/2009

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мустафаева Гаджиява Ильясовича

при ведении протокола судебного заседания судьей Мустафаевым Г.И.,

рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приокском районе г.Н.Новгорода

к индивидуальному предпринимателю Абдуллаевой Садокат Яхшимуротовне, г.Н.Новгород

о взыскании штрафных санкций в сумме 386,40 руб.

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя;

от заинтересованной стороны: не явился;

Установил:

Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приокском районе г.Н.Новгорода (далее – заявитель, пенсионный фонд) о взыскании с индивидуального предпринимателя Абдуллаевой Садокат Яхшимуротовны, г.Н.Новгород (далее – предприниматель, ответчик) штрафа в сумме 386,40 руб. за не представление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заседание проведено в отсутствие участников процесса по имеющимся в деле доказательствам.

Изучив материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленного требования ввиду следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, заявителем проведена проверка своевременности представления ответчиком в исполнительный орган Пенсионного фонда сведений о работающих застрахованных лицах (индивидуальные сведения) за 2008 год, результаты которой нашли отражение в акте № 08-33/638 от 03.03.2009, на основании которого пенсионным фондом было вынесено решение № 08-34/638 от 20.04.2009 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений за 2008 год в виде взыскания штрафа.

Требование заявителя № 08-37/596 по состоянию на 20.04.2009 об уплате штрафа в размере 386,40. выставлено ответчику со сроком уплаты до 14.05.2009.

Поскольку в добровольном порядке штрафные санкции ответчиком уплачены не были, заявитель обратился с заявлением об их взыскании в судебном порядке.

В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон) индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу 5 статьи 1 Закона индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», являются застрахованными лицами – физическими лицами, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.

Закон об индивидуальном учете в подпунктах 1 – 8 пункта 2 статьи 6 устанавливает, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов; гражданство.

Пункт 1 статьи 10 Закона определяет, что указанные сведения представляются в орган Пенсионного фонда в следующих случаях:

при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;

при снятии с учета в качестве страхователя;

при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона;

при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 – 5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Пункт 2 статьи 10 Закона устанавливает порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из указанных случаев.

Следовательно, Закон об индивидуальном учете установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающий перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.

Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории «страхователь» в соответствии с названным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Однако в рассматриваемом случае эти обстоятельства заявителем не доказаны и не подтверждены материалами дела. В связи с этим предприниматель к страхователям в смысле, придаваемом этому термину Законом об индивидуальном учете, не относится.

Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно представлять до 1 марта сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Закона об индивидуальном учете обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком, соответственно за нарушение этой обязанности неприменима и ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 17 Закона.

Следует отметить, что Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» срок для представления сведений физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, не установлен. Указанный срок (до 1 марта) определен в пункте 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования».

Поскольку положениями Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ не установлен порядок проведения проверок и привлечения к ответственности, руководствуясь частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пунктом 7 статьи 9 и статьей 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации следует исходить из того, что привлечение страхователя к ответственности должно осуществляться страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

Однако в нарушение статьи 100, пункта 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации ни в акте об обнаружении факта несвоевременного представления индивидуальных сведений, ни в решении о привлечении страхователя к ответственности не изложены надлежащим образом обстоятельства совершения правонарушения, а именно: не указано, за непредставление каких конкретно сведений и в качестве какого субъекта (страхователя или физического лица, самостоятельно уплачивающего взносы) предприниматель привлекается к ответственности, а также не отражены документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства указанного правонарушения; отсутствуют ссылки на конкретные нормы, устанавливающие перечень и порядок представления сведений для той или иной категории страхователей и иных лиц.

Таким образом, со ссылкой на пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, предприниматель привлечен пенсионным фондом к ответственности как страхователь.

Между тем, указанной нормой Закона установлены порядок и перечень сведений, которые представляются страхователем о каждом работающем у него застрахованном лице, тогда как материалы проверки и материалы дела не содержат доказательств отсутствия или наличия у предпринимателя работающих у него застрахованных лиц.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии доказательств совершения предпринимателем вменяемого ему правонарушения, в связи с чем заявленное требование о взыскании с ответчика штрафа является немотивированным, и, следовательно, удовлетворению не подлежит.

Государственная пошлина в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ответчика.

При этом на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем расходы по государственной пошлине взысканию в федеральный бюджет не подлежат.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требования Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приокском районе г.Н.Новгорода о взыскании с индивидуального предпринимателя Абдуллаевой Садокат Яхшимуротовны 13.01.1982г.р., г.Н.Новгород, штрафных санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья Г.И.Мустафаев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А43-31600/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Нижегородской области
Дата принятия: 02 ноября 2009

Поиск в тексте