АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 10 марта 2009 года  Дело N А43-403/2009

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Моисеевой Ирины Ивановны

при ведении протокола судебного заседания

судьей Моисеевой И.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «ЮВАТРАНС» к Государственному учреждению Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал № 26) о признании незаконными решений от 13.08.2008 № 2513, от 17.11.2008 № 3613, от 18.12.2008 № 6823 и действий государственного органа,

при участии:

от заявителя: Наугольнова Ю.М. директора (выписка из ЕГРЮЛ от 23.05.2008),

от ответчика: Трухиной Е.В. по доверенности от 04.05.2008 № 65,

(В судебном заседании 05.03.2009 года на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 10.03.2009 года.)

установил:

Филиалом № 26 Государственного учреждения Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее- ГУ НРО ФСС РФ, Фонд) проведены камеральные проверки Общества с ограниченной ответственностью «ЮВАТРАНС» (далее – ООО «ЮВАТРАНС», Общество, Страхователь) по вопросу своевременности представления Обществом расчетных ведомостей по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (Форма 4-ФСС РФ) по итогам за 1, 2, 3 кварталы 2008 года. В ходе проверки Фондом было установлено, что Общество не представило расчетные ведомости за 1, 2, 3 кварталы 2008 года, о чем составлены акты от 16.05.2008 № 3187, от 15.08.2008 № 5039, от 18.11.2008 № 6823.

Решением от 26.06.2008 № 3187 Фонд привлек Общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ) в виде взыскания штрафа в размере 1 000 руб. 00 коп.

Решениями от 26.09.2008 № 5039 и  18.12.2008 № 6823  Фонд привлек Общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Закона № 125-ФЗ за повторное совершение указанных деяний в течение календарного года в виде взыскания штрафа в размере 5 000 руб. 00 коп.

На основании указанных решений Фонд выставил Обществу требования от 26.06.2008 № 3187, 26.09.2008 № 5039, 18.12.2008 № 6823, в которых предложил в срок до 31.07.2008, 30.10.2008 и 06.02.2009, соответственно, уплатить в добровольном порядке начисленный штраф.

ООО «ЮВАТРАНС» в добровольном порядке данные требования не исполнил.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации Фондом были вынесены решения от 13.08.2008 № 2513 от 17.11.2008 № 3613 о взыскании штрафа по решениям №№ 3187, 5039 за счет денежных средств, находящихся на счетах ООО «ЮВАТРАНС», и выставлены в банк инкассовые поручения от 15.08.2008 № 2513, 21.11.2008 № 3613 для исполнения по списанию со счетов Общества штрафа.

Не согласившись с действиями Фонда по взысканию штрафа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решений от 13.08.2008 № 2513, от 17.11.2008 № 3613, от 18.12.2008 № 6823 и действий государственного органа незаконными.

В ходе рассмотрения дела заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил свои требования и просит признать недействительными решения о привлечении страхователя к ответственности от 26.06.2008 № 3187, 26.09.2008 № 5039, от 18.12.2008 № 6823 (протокол судебного заседания от 05.03.2009), поскольку указанные решения породили для заявителя правовые последствия в виде списания со счетов в банке ООО «ЮВАТРАНС» штрафных санкций.

Заявитель считает, что Фондом нарушен порядок привлечения страхователя к ответственности.

ГУ НРО ФСС РФ с требованиями заявителя не согласно по основаниям, изложенным в отзыве. По мнению Фонда, обжалуемые решения приняты в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает требования ООО  «ЮВАТРАНС» подлежащими  частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 24 Закона № 125-ФЗ страхователи в установленном порядке осуществляют учет случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний застрахованных лиц и связанного с ними обеспечения по страхованию, ведут государственную ежеквартальную статистическую, а также бухгалтерскую отчетность. Этой же нормой установлена обязанность страхователей ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять страховщику отчетность по форме, установленной страховщиком. Страхователь и его должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за непредставление или недостоверность статистической, а также бухгалтерской отчетности.

В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 19 Закона № 125-ФЗ нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей, а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере пяти тысяч рублей. В соответствии с пунктом 7 этой статьи привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации.

Следовательно при привлечении к ответственности страховщик пользуется правами и несет обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее –Кодекс), а страхователи наделяются правами налогоплательщиков (плательщиков сборов), установленными статьей 21 Кодекса.

Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок вынесения решения о привлечении к ответственности по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

В соответствии с названной статьей руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверки. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Перед рассмотрением материалов проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лица, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке.

Как видно из материалов дела, акты камеральных проверок от 16.05.2008 № 3187, 15.08.2008 № 5039, 18.11.2008 № 6823 были направлены Фондом в адрес Общества почтой 20.05.2008, 19.08.2008 и 26.11.2008, что подтверждается представленными в материалы дела списками отправленной корреспонденции №№ 27, 28, 26 с оттиском почтового штемпеля.

В актах Фонд предложил страхователю в случае несогласия с фактами, изложенными в них, а также выводами и предложениями проверяющего представить в Филиал № 26 письменные возражения по акту, указав дату, время и место рассмотрения возражений.

Однако возражений по актам от 16.05.2008 № 3187 и 15.08.2008 № 5039 страхователь не представил. В течение 10 дней со дня истечения срока указанного в акте на рассмотрение возражений директор Филиала № 26 принял решения о привлечении ООО «ЮВАТРАНС» к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Закона № 125-ФЗ.

Ссылку заявителя на тот факт, что акты им получены не были, поскольку направлялись ответчиком по ненадлежащему адресу, суд считает необоснованной.

Из представленных в материалы дела списков отправленной корреспонденции №№ 27, 28, 26 следует, что корреспонденция направлялась Обществу по адресу: г. Н. Новгород, ул. Заводской парк, 23А,19, который соответствует данным Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании заявитель пояснил, что изменения в учредительные документы в части места нахождения не вносил.

Кроме того, находясь по иному адресу, не указанному в учредительных документах, и не представляя сведений об изменении фактического местонахождения в регистрирующий орган, Общество знало о последствиях неполучения корреспонденции от государственного органа и сознательно их допускало, занимая позицию выборочного получения корреспонденции.

Это подтверждает и тот факт, что акт от 18.11.2008 № 6823 ООО «ЮВАТРАНС» был получен и представлены по нему возражения. Однако на рассмотрение возражений по акту страхователь не явился, и материалы камеральной проверки были рассмотрены в его отсутствие, о чем свидетельствует протокол о рассмотрении материалов проверки от 18.12.2008 № 6823.

Возражения страхователя Фондом приняты не были, и по результатам проверки решением от 18.12.2008 № 6823 ООО «ЮВАТРАНС» было привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 19 Закона № 125-ФЗ.

Довод заявителя о том, что Филиал № 26 ГУ НРО ФСС РФ не имеет полномочий по вынесению решений о привлечении страхователей к ответственности, судом не принимается в силу следующего.

В пункте 4.4. Положения о филиале ГУ НРО ФСС РФ, утвержденного Приказом от 29.12.2006 № 4959, установлено, что основной функцией Филиала отделения Фонда является принятие решений по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в частности, о привлечении страхователя к ответственности.

Ответчиком в материалы дела представлена доверенность № 134, которой ГУ НРО ФСС РФ, в лице управляющего Кузнецова А.П., действующего на основании Положения поручает директору филиала № 26  ГУ НРО ФСС РФ Загуменнову А.А. принимать решения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний о привлечении страхователей к ответственности.

Ссылка заявителя на тот факт, что согласно писем Министерства финансов Российской Федерации от 08.11.2006 № 03-11-04/3/458, 09.02.2007 № 03-11-04/3/42, являясь налогоплательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, у него нет обязанности по представлению расчетной ведомости по средствам ФСС (форма-4 ФСС), судом не принимается по следующим основаниям.

Письмами Министерства финансов Российской Федерации от 08.11.2006 № 03-11-04/3/458, 09.02.2007 № 03-11-04/3/42 разъяснено, что для организаций, являющихся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не предусмотрена обязанность подавать в налоговые органы «нулевые» декларации по налогам, от уплаты которых данные налогоплательщики освобождены (налог на прибыль, налог на имущество, единый социальный налог) в связи с применением данной системы налогообложения.

При этом следует отметить, что в соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не являются налогами. Исчисление и уплата этих взносов, а также представление отчетности по ним регламентируется Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Поэтому пункт 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации на обязанность по представлению отчетности по взносам в ФСС РФ не распространяется.

Следовательно, при представлении декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с пунктом 5 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 17 пункта 2 статьи 17, пунктом 1 статьи 24 Закона № 125-ФЗ организация обязана дополнительно представить:

- в налоговый орган – декларацию (утвержденную Приказом Минфина России от 27.02.2006 № 30н), или расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам (утвержденный Приказом Минфина России от 24.03.2005 № 48н);

- в территориальное отделение ФСС РФ - расчетную ведомость по средствам ФСС (форма-4 ФСС, утвержденная Постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 № 111).

Более того, до 2008 года ООО «ЮВАТРАНС» представлялись в Фонд расчетные ведомости по средствам ФСС РФ.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что ГУ-НРО ФСС РФ правомерно приняты решения от 26.06.2008 № 3187, 26.09.2008 № 5039, 18.12.2008 № 6823 о привлечении ООО «ЮВАТРАНС» к ответственности по пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Вместе с тем, одним из принципов привлечения лица к ответственности является принцип индивидуализации наказания, который выражается в том, что при наложении взыскания учитываются характер правонарушения, степень вины нарушителя, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации при назначении наказания за налоговые правонарушения судом устанавливаются и учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность в порядке, установленном статьей 114 Кодекса.

Исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит и суд в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет меру ответственности за конкретное налоговое правонарушение на основании объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые оценивает по своему внутреннему убеждению.

Согласно пункту 3 статьи 114 следует, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса за совершение налогового правонарушения.

Суд, исследовав представленные в дело доказательства, установил наличие обстоятельств, смягчающих ответственность Общества, а именно: сложная экономическая ситуация в стране, сложившаяся в связи с финансовым кризисом и повлекшая сокращение численности штата сотрудников организации, в том числе бухгалтера; отсутствие негативных последствий для бюджета, поскольку отчисления и выплаты произведены ответчиком своевременно в полном объеме, считает возможным применить указанную норму и уменьшить размер штрафных санкций по решению от 26.06.2008 № 3187 с 1 000 руб. 00 коп. до 500 руб. 00 коп., по решению от 26.09.2008 № 5039 с 5 000 руб. 00 коп. до 1 000 руб. 00 коп., по решению от 18.12.2008 № 6823 с 5 000 руб. 00 коп. до 1 000 руб. 00 коп.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу в размере 6 000 руб. 00 коп. (решения от 26.06.2008 № 3187, 26.09.2008 № 5039, от 18.12.2008 № 6823) относятся на заявителя. Поскольку заявителю в соответствии с пунктом 1 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации была предоставлена отсрочка по ее уплате, государственная пошлина с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить требования заявителя частично.

Признать недействительными:

- решение Государственного учреждения – Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал № 26) от 26.06.2008 № 3187 в части взыскания 500 руб. 00 коп. штрафа,

- решение Государственного учреждения – Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал № 26) от 26.09.2008 № 5039 в части взыскания 4 000 руб. 00 коп. штрафа;

- решение Государственного учреждения – Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал № 26) от 18.12.2008 № 6823 в части взыскания 4 000 руб. 00 коп. штрафа.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЮВАТРАНС» (ОГРН 1025204407777, ИНН 5263038236, 603003, г. Н. Новгород, ул. Заводской парк, 23 А, 19) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 руб. 00 коп.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном  Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья   И.И. Моисеева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка