АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 18 мая 2009 года  Дело N А43-7974/2009

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Сандовой Е.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чепурных М.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Центральной акцизной таможни о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Нижегородский ювелир» (далее – общество) 11 090 772, 95 рублей, в том числе  задолженности по уплате таможенных платежей в размере 9 254 421,84 рублей и пени за просрочку уплаты таможенных платежей в размере  1 836 351,11 рублей  в соответствии с требованием от 13.11.2008 года № 10009000/629,

при участии представителей сторон:

от заявителя:  Мисниковой Н.Н. по доверенности от 02.03.2009 №07-16/4274;

от ООО «Нижегородский ювелир»:  не явились,  извещены,

установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилась Центральная акцизная таможня с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Нижегородский ювелир» 11 090 772, 95 рублей, в том числе  задолженности по уплате таможенных платежей в размере 9 254 421,84 рублей и пени за просрочку уплаты таможенных платежей в размере  1 836 351,11 рублей  в соответствии с требованием от 13.11.2008 года № 10009000/629 по основаниям, изложенным в заявлении и в судебных заседаниях.

Представитель ООО «Нижегородский ювелир», извещенный надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание также не явился, отзыв с правовым и документальным обоснованием позиции по делу суду не представил. Дело рассмотрено в его отсутствие по правилам ст.ст. 123, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в деле материалам.

Как следует из материалов дела, ООО «Нижегородский ювелир» (заказчик) заключило с турецкой компанией «Istor Altin Mucevherat Paz. Ith. ve Iht. LTD. Sti» (переработчик) контракт от 02.05.2006 г. № 003 Н на переработку драгоценных металлов, а именно: изготовление  продукции (согласно приложению 2 к контракту общий вес изделий составляет 86872,30 гр., в том числе золота 585 пробы 83752,30 (золота в чистоте 48995,10 гр.) вставки 3120,00 гр., стоимостью 30698947,37 рублей) -  ювелирных изделий  из золота 585 пробы со вставками из полудрагоценных, недрагоценных и культивированных камней, перламутра, каучука, кожи, шелковой ткани и без вставок (код товара по ТН ВЭД России 7113 19 000 0) в количестве и по номенклатуре, согласованными на каждую отдельную партию поставок из сырья заказчика (согласно приложению 1 к контракту в количестве  50 000,00 гр. в том числе в чистоте 49995,00 гр., общей стоимостью золота 28658133,90 рублей) – металла российского производства (аффинированное золото в виде мерных слитков или пластин 999,9 пробы, код товара по ТН ВЭД России 7108 12 0000).

23.08.2006г. Нижегородской таможней было принято решение о выдаче ООО «Нижегородский ювелир»  разрешения на переработку товаров вне таможенной территории № 10408000/23086/61/4.

Разрешением было предусмотрено помещение под указанный таможенный режим  товар – аффинированное золото 999,9 пробы в виде слитков и пластин, код товара по ТН ВЭД России 7108 12 000 0, вес 50000,00 гр., стоимостью 28 658 123,90 руб.

Согласно разрешению продуктами переработки являются ювелирные изделия из золота 585 пробы с полудрагоценными, недрагоценными и культивированными камнями, культивированным жемчугом, каучуком, перламутром, кожей, шелковой тканью и без вставок , код товара по ТН ВЭД России 7113 19 000 0, вес 86872,30 гр., в том числе золота 585 пробы 83752,30 гр. (золота в чистоте 48995,10 гр.) вставки 3120,00 гр., стоимостью 30698947,37 рублей.

В соответствии с приказом ФТС России от 06.07.2007 г. № 819 «О перерегистрации в Центральной акцизной таможне разрешений на переработку товаров вне таможенной территории драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы», разрешение № 10408000/23086/61/4, выданное Нижегородской таможней, перерегистрировано Центральной акцизной таможней и ему присвоен регистрационный №10009000/23086/21/51.

07.06.2008г. ФТС России вынесено решение № 10000000/070608/49 об отмене по результатам ведомственного контроля решения Нижегородской таможни о выдаче разрешения на переработку товаров вне таможенной территории №10408000/23086/61/4.

Основанием для принятия решения ФТС России от 07.06.2008г. №10000000/070608/49 об отмене по результатам ведомственного контроля решения Нижегородской таможни о выдаче разрешения на переработку товаров вне  таможенной территории №10408000/23086/61/4 явилось то, что согласовать заявленные декларантом нормы выхода продуктов переработки и срок переработки  товаров, а также идентифицировать вывезенные товары в продуктах переработки не представляется возможным.

Однако, переработанный в Турции товар ввезен  на таможенную территорию Российской Федерации  и выпущен в свободное обращение таможенным органом 08.11.2006 года, 31.01.2007 года, 02.04.2007 года, 09.08.2007 года. Из указанного решения не следует, а также отсутствуют доказательства того, что таможенным органом товар выпущен в свободное обращение без его идентификации с вывезенным товаром. Поскольку указанное решение принято спустя более года (по трём ГТД) с того момента, как товар выпущен в свободное обращение, а по другому спустя 9 месяцев, то понятно, что, действительно, его уже невозможно идентифицировать. Однако утрата возможности идентифицировать наступила не по вине ООО «Нижегородский ювелир», а по вине таможенного органа. Как следует из описательной части решения, оно принято в порядке ведомственного контроля. То есть, в соответствии со статьей 412 Таможенного кодекса Российской Федерации, влечет правовые  последствия для нижестоящих таможенных органов или  нижестоящих должностных лиц таможенных органов, и не  может влечь каких-либо последствий для декларанта.

Вместе с тем, в выставленном 13.11.2008 г. Центральной акцизной таможней ООО «Нижегородский ювелир» требовании об уплате таможенных платежей №10009000/629 на сумму 9 254 421,84 руб. и пени в размере 1 836 351,11 руб., в качестве правового основания для  их предъявления указано на данное решение.

Нормами арбитражного процессуального законодательства установлено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли законные основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (пункт 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, в силу части 4 названной статьи, возложена на заявителя.

Изучив материалы дела, заслушав доводы заявителя, проверив соблюдение таможенным органом порядка взыскания, а также правильность расчета и размера заявленной суммы, арбитражный суд считает, что отсутствуют законные основания для взыскания  указанной в требовании сумм задолженности, поскольку выставленное требование не имеет правовых оснований.

Вынесенное ФТС России в рамках ведомственного контроля нижестоящего таможенного органа решение не может служить правовым основанием для выставления требования об уплате таможенных платежей и, соответственно, взыскания с юридического лица таможенных пошлин и налогов за товары, перемещенные через таможенную границу на основании соответствующего разрешения, поскольку принятое в порядке ведомственного контроля решение вышестоящего таможенного органа не может создавать негативные правовые последствия для третьих лиц, не участвующих в ведомственных правоотношениях.

Таможенный контроль в отношении общества не проводился.

Отмена выданного обществу разрешения на переработку товаров вне таможенной территории, произведенная по результатам ведомственного контроля Нижегородской таможни, не свидетельствует о несоблюдении обществом условий помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории и возникновении у него обязанности уплатить таможенные пошлины, налоги в общем порядке.

В соответствии с п. 4 ст. 207 Таможенного кодекса Российской Федерации полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется при ввозе продуктов переработки по истечении срока переработки, а также при несоблюдении других требований и условий параграфа 3 главы 19 Таможенного кодекса Российской Федерации либо подтверждении их ненадлежащим способом.

Факт нарушения обществом режима переработки товаров, являющегося в силу названной нормы Кодекса основанием для неприменения льготного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов, недобросовестность общества при получении разрешения на переработку не установлен.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что вынесенное ФТС России в рамках ведомственного контроля решение нижестоящего таможенного органа - Нижегородской таможни, не может служить правовым основанием для выставления требования об уплате таможенных платежей и, соответственно, взыскания с юридического лица таможенных пошлин и налогов за товары, перемещенные через таможенную границу на основании соответствующего разрешения.

Учитывая изложенное, заявление Центральной акцизной таможни предъявлено необоснованно и удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-182, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Центральной акцизной таможни о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Нижегородский ювелир» 11 090 772, 95 рублей, в том числе  задолженности по уплате таможенных платежей в размере 9 254 421,84 рублей и пени за просрочку уплаты таможенных платежей в размере  1 836 351,11 рублей  в соответствии с требованием от 13.11.2008 года № 10009000/629 заявителю отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке.

Судья     Сандова Е.М.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка