АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 24 сентября 2010 года  Дело N А43-17986/2010

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Садовской Г.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Садовской Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление

Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Чувашской республике  о привлечении автономной некоммерческой организации «Межрегиональный центр восстановительной медицины и реабилитации» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

с участием представителей:

заявителя: не явились, извещены надлежащим образом;

лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении: не явились, извещены надлежащим образом;

Установил

В Арбитражный суд Нижегородской области обратился Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Чувашской республике (далее-Заявитель, Административный орган) с заявлением о привлечении автономной некоммерческой организации «Межрегиональный центр восстановительной медицины и реабилитации» (далее-Организация, Ответчик) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее-КоАП РФ) по основаниям указанным в Заявлении.

В судебное заседание представители заявителя, ответчика не явились. Дело рассмотрено в его отсутствие по правилам статей 123, 156, 205 АПК РФ.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Общества, полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

22.07.2010 на основании приказа от 07.07.2010 №П21-262/10 Административным органом проведена внеплановая проверка деятельности Организации на предмет соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности. В ходе проверки выявлено, что Ответчик в Чебоксарском обособленном подразделении по адресу: г.Чебоксары, Московский проспект, д.19, корп.5, кв.25 осуществляет медицинскую деятельность без специального разрешения (лицензии)

Выявленное нарушение отражено в акте проверки от 22.07.2010

Усматривая в действиях ответчика признаки правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом Заявителя в пределах, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочий, составлен протокол об административном правонарушении от 22.07.2010. Данный протокол составлен в отсутствии законного представителя Общества.

На основании части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Заявитель обратился с соответствующим заявлением в суд.

Рассмотрев представленное Заявление суд счел его не подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Любые процессуальные действия, совершаемые в рамках соответствующего административного производства, предполагают непременное участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав и обязанностей.

Положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, составление протокола об административном правонарушении производится в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Ему должны быть разъяснены права и обязанности, предусмотренные названным кодексом, о чем делается запись в протоколе, а также предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, где он вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола.

В силу частей 1 и 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законным представителем является руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.

Из материалов дела усматривается, что на составлении протокола об административном правонарушении присутствовал начальник Чебоксарском обособленном подразделении организации Иванова Л.П.. Сведений свидетельствующих о том, что начальник обособленного подразделения вправе от имени Организации без доверенности представлять интересы Заявителя при составлении протокола об административном правонарушении, представленные материалы административного дела не содержат.

В силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Согласно позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 24 Постановления от 02.06.2004 №10 (в редакции Постановления от 26.07.2007 N 46), при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

Как следует из разъяснений Административного органа уведомление на составление протокола об административном правонарушении направлено по адресу: г.Н.Новгород, ул.Маршала Воронова, д.20А, оф.149, а также факсом. В тоже время, сведений свидетельствующих о получении Организацией данной корреспонденции материалы административного дела не содержат. Представленный факсовый отчет, не может являться  бесспорным доказательством, в виду того из его содержания нельзя сделать однозначный вывод о том, какой именно документ был направлен Ответчику. Сам, представленный текст уведомления на составления протокола от 19.07.2010 №И21-1084/10 также не содержит отметки о направлении его факсом, по причине отсутствия сведений о входящем номере и дате, лице принявшем факс (Ф.И.О., должность).

Письмом Административного органа от 14.09.2010 №И21-1452/10 указано, что при составлении протокола об административном правонарушении Ивановой Л.П. представлены среди прочего доверенность от 13.01.2010. В материала дела имеется также ещё одна доверенность на имя Ивановой Л.П. от 01.07.2010. Между тем, из содержания указанных доверенностей следует, что они носят общий и потому не могут служит подтверждением надлежащего извещения законного представителя Ответчика.

Согласно имеющемуся в материалах дела почтовому уведомлению (приложение №2 к письму 421-1357/2010 от 31.08.2010) почтовое отправление (письмо от 01.07.2010) получено 18.08.2010.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу ,что доказательств надлежащего извещения законного представителя Общества о дате и времени составления протокола, Административным органом не представлены.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Указанное нарушение носит существенный характер, поскольку не обеспечивает лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможности реализовать гарантии защиты, предусмотренные КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым отказать в удовлетворении требования о привлечении Организации к административной ответственности по части 2  статье 14.1 КоАП РФ .

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р  Е  Ш  И  Л  :

В удовлетворении требования Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Чувашской республике  о привлечении автономной некоммерческой организации «Межрегиональный центр восстановительной медицины и реабилитации» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации отказать.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течении 10-ти дневного срока со дня принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья   Г.А.Садовская

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка