• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

РЕШЕНИЕ
 

от 19 апреля 2010 года  Дело N А40-114021/2009
 

Арбитражный суд г.Москвы в составе:

Председательствующего Л.В. Ласкина

судей: единолично

при ведении протокола судебного заседания Л.В. Ласкиным

при участии:

от заявителя: Струкова Д.В. по доверенности от 21.12.09 г. №Д-09/6231;

заинтересованного лица: Жуковой А.А. по доверенности от 24.11.09 г.;

третьего лица: не явился,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента имущества г. Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения от 22.05.2009г. №11/105/2009-339,

третье лицо: ЗАО «ВОСХОД»,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент имущества г. Москвы (далее также заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Москве о признании недействительным решения от 22.05.2009 № 11/105/2009-339 Управления Федеральной регистрационной службы по Москве об отказе в государственной регистрации договора аренды №1-976/08 от 12.11.2008, заключенного с ЗАО фирма «Восход», в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Малая Дмитровка, д. 16, стр. 2 площадью 126,1 кв.м., а также возложении обязанности на Управление осуществить государственную регистрацию указанного договора аренды №1-976/08 от 12.11.2008, заключенный с ЗАО фирма «Восход» в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Малая Дмитровка, д. 16, стр. 2 площадью 126,1 кв.м., ссылаясь, что оспариваемой отказ не соответствует нормам Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ (далее – Закон о регистрации).

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 23 декабря 2009 г. произведена процессуальная замена Управления на Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, представитель которого в судебном заседании и представленном отзыве против удовлетворения заявления возражает, ссылаясь, что оснований для государственной регистрации права у заинтересованного лица не имелось на основании ст.10, 20 Закона о регистрации.

Третье лицо ЗАО «ВОСХОД» привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явилось, отзыв не представило.

Выслушав объяснения представителей заявителя, поддержавшего заявленное требование, и заинтересованного лица, возражавшего против его удовлетворения, рассмотрев материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу: заявленное требование необоснованное и не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Департамент имущества города Москвы обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по городу Москве с заявлением о государственной регистрации договора аренды № 1-976/08 от 12.11.2008, заключенного с ЗАО фирма «Восход» в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Малая Дмитровка, д. 16, стр. 2 площадью 126,1 кв.м.

Для регистрации указанного договора аренды представлены следующие документы: заявление от 24.03.2009; платежное поручение от 02.02.2009 № 82; доверенность Департамента имущества города Москвы от 17.10.2006 № 8-2476; протокол от 16.07.2007 № 5; контракт с руководителем организации от 01.08.2007 № 010807-01; Устав от 14.05.2003; изменение к Уставу от 12.07.2005; свидетельство о присвоении ИНН от 10.08.1999 № 0153468; свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 12.07.2005 № 004140207; свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 14.05.2003 № 004136058; свидетельство МНС от 25.02.2003 № 007127763; свидетельство МРП от 01.09.1992 № 002524; распоряжение от 07.07.2008 № 2696-р; определение суда от 15.09.2006 № А40-30847/06-91-237; экземпляр договора аренды от 12.11.2008 № 1-976/08 для УФРС.

Письмом от 22.05.2009 № 11/105/2009-339 Управление сообщило об отказе в государственной регистрации договора аренды на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним» в связи с тем, что в соответствии с п. 1 ст. 17.1 № 108-ФЗ от 30.06.2008 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты РФ» заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Управление пришло к выводу, что в соответствии с п.1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2008 №135-Ф3 «О защите конкуренции» установлена обязанность предоставления государственного и муниципального имущества в аренду по результатам торгов, однако доказательств проведения таких торгов заявителем не представлено, вместе с тем арендатор по договору не относится к числу лиц, в отношении которых законодателем установлено исключение из общего правила предоставления в аренду объектов недвижимости на бесконкурсной основе, следовательно, основания для заключения представленного договора аренды на бесконкурсной основе в порядке п. 1 ст. 19 Закона при регистрации заявителем представлены не были и Управлением не установлены.

Не согласившись с отказом, заявитель оспорил его по настоящему делу.

Арбитражный суд первой инстанции не усматривает оснований для признания оспариваемого отказа частично недействительным, поэтому в силу ст.200, 201 АПК РФ заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. №122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, являющееся правопреемником реорганизованных в форме слияния на основании Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 24.08.2009 № 208 «Об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве» Управления Федеральной регистрационной службы по Москве и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Москве (Управление) и в соответствии Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, которым является государственным регистрирующим органом и юридическим лицом.

Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что государственная регистрация прав – единственный юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также ЕГРП).

Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество указаны в ст. 17 Закона о регистрации, к которым, в том числе, относятся, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, вступившие в законную силу судебные акты, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

В соответствии с ст. 13 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании документов, представленных в установленном законом порядке в регистрирующий орган на правовую экспертизу.

Согласно абз.4 пункта 1 ст.13 Закона о регистрации заинтересованное лицо осуществляет установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

Обжалуемое заявителем решение об отказе в государственной регистрации принято на основании абз. 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации может быть отказано в случаях, если представленные документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые для государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации (абз.4,10 п.1 ст.20 Закона о регистрации).

Рассмотрев доводы заинтересованного лица, арбитражный суд приходит к выводу, что приведенные в оспариваемом решении основания для отказа являются обоснованными.

Как следует из представленных документов, определением Арбитражного суда г.Москвы от 15.09.06 утверждено мировое соглашение по делу № А40-30847/06-91-237, согласно которому арендные обязательства в отношении недвижимого имущества по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 17/6, стр. 3 АБВГ, считаются прекращенными ввиду достигнутой договоренности между ЗАО «Восход» и третьим лицом по данному делу.

Согласно определению от 15.09.06, в связи с добровольным освобождением нежилого помещения ЗАО «Восход», ДИГМ отказывается от исковых требований о выселении ЗАО «Восход» из нежилого помещения по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 17/6, стр. 3 АБВГ и в порядке замены заключает договор аренды в отношении нежилого помещения общей площадью 432, 3 кв. м. по адресу: г. Москва, ул. Б. Якиманка, д. 38, стр.4.

Департамент как лицо, уполномоченное распоряжаться имуществом города Москвы, вправе при изменении обстоятельств, в том числе в связи с освобождением ЗАО фирма «Восход» нежилого помещения площадью 1247,1 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 17/6 стр. ЗАБВГ, предоставить заинтересованному лицу в порядке замены иное нежилое помещение.

Вместе с тем арбитражный суд первой инстанции полагает, что при проведении правовой экспертизы документов заинтересованным лицом правомерно учтено, что в соответствии со ст. 212 Гражданского кодекса РФ иными законами могут быть регламентированы особенности распоряжения государственным имуществом.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 30.06.2008 №108-ФЗ «О несении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 02.07.2008 года, Федеральный закон от 26.07.2008 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) дополнен статьей 17.1 и частью 3 статьи 53, устанавливающими особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев:

1) предоставления указанных прав на это имущество на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;

2) передачи религиозным организациям в безвозмездное пользование культовых зданий и сооружений и иного имущества религиозного назначения;

3) предоставления указанных прав на это имущество государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;

4) предоставления указанных прав на это имущество на срок не более чем тридцать календарных дней (предоставление указанных прав на это имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

В силу части 3 названной статьи заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного травления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

В соответствии с частью 4 статьи 17.1 указанного закона порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1, и перечень случаев заключения таких договоров путем проведения торгов в форме конкурса устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, объектом распоряжения (предоставления в аренду) по спорному договору является нежилое помещение, находящееся в собственности города Москвы.

Следовательно, подписанный Департаментом с третьим лицом договор подпадает под действие указанных норм.

В соответствии с ч. 4 ст. 53 Федерального закона от 08.11.08 №195-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О защите конкуренции» до 1 июля 2010 года разрешается заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды, названных в частях 1 и 3 статьи 17.1 данного Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых).

Таким образом, пунктом 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции прямо предусмотрена возможность заключения на новый срок без проведения торгов договоров аренды, заключенных до 1 июля 2008 г., однако подписание таких соглашений возможно при наличии определенных условий, в том числе с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых.

В материалах регистрационного дела в качестве приложения к договору Департаментом представлено свидетельство серии А 140349 о внесении ЗАО фирма «Восход» в Реестр субъектов малого предпринимательства №7709-216163 от 12.09.2008, из которого следует, что общество повторно включено в реестр; ранее было выдано свидетельство №7701-106734 от 18.11.2002.

В соответствии с Порядком выдачи и ведения Свидетельства о внесении в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, утвержденным Распоряжением Мэра Москвы от 7 мая 1997 г. № 367-РМ «О создании Реестра субъектов малого предпринимательства Москвы» свидетельство о внесении в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы является документом, подтверждающим соответствие юридического или физического лица установленным законодательством г.Москвы критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства.

Срок действия свидетельства не ограничен при условии своевременного ежегодного подтверждения его действия в органе, выдавшем Свидетельство. Субъект малого предпринимательства обязан не позднее чем за 20 дней до истечения срока, указанного в поле отметки о подтверждении включения в реестр, подтвердить свой статус, представив Держателю Реестра комплект документов по перечню, установленному на момент подачи заявления о подтверждении включения в Реестр.

При заполнении всех полей о подтверждении включения в Реестр субъекту малого предпринимательства выдается соответствующий вкладыш к действующему Свидетельству. В случае отсутствия своевременной отметки о ежегодном подтверждении включения в Реестр субъект малого предпринимательства считается исключенным из Реестра. Восстановление в Реестре производится путем повторной регистрации и выдачи нового Свидетельства.

Документы Управления о том, что на дату подписания договора ЗАО фирма «Восход» не было включено в реестр субъектов малого или среднего предпринимательства, отклоняются судом, так как не могут быть основанием для отказа в регистрации договора. Само по себе отсутствие свидетельства о включении в реестр не свидетельствует об отсутствии у лица признаков субъекта малого или среднего предпринимательства, кроме того, на дату рассмотрения документов такое свидетельство было представлено, а договор аренды недвижимого имущества, подлежащий государственной регистрации, в силу положений статьи 609 ГК РФ, считается заключенным с момента такой регистрации.

Однако согласно п. 2 представленному на государственную регистрацию договору аренды №1-976/08 от 12.11.08 срок действия договора устанавливается до начала реконструкции, но не более чем до 7 июля 2013 года.

Установленный данным соглашением сторон срок аренды до 2013 года противоречит указанной ч. 4 ст. 53 Федерального закона от 08.11.08 №195-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О защите конкуренции» до 1 июля 2010 года, которой разрешается заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды, заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, при этом заключение указанных в данной части договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2010 года.

Статьей 20 Закона о регистрации установлен перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав государственной регистрации прав, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами либо иные предусмотренные данной статьей основания.

Поскольку материалами дела подтверждается наличие оснований для отказа в регистрации, предусмотренных указанной нормой, оспариваемый отказ следует признать соответствующим законодательству.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии условий, необходимых согласно ч.1 ст.198 АПК РФ для признания оспариваемого отказа в государственной регистрации права собственности недействительным как нарушающего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявления.

На основании ст.ст. 2, 3, 9, 13, 16, 17, 19, 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», руководствуясь ст.ст. 27, 28, 29, 64, 65, 110, 123, 124, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления Департамента имущества г. Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании недействительным решения от 22.05.2009г. №11/105/2009-339 об отказа в государственной регистрации договора аренды №1-976/08 от 12 ноября 2008 г., заключенного с ЗАО Фирма «Восход» в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Малая Дмитровка, дом 16, стр. 2 площадью 126,1 кв.м. как соответствующего ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ст. ст.17.1, 53 Федерального закона от 26.07.08 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а также о возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд г.Москвы.

Судья Л.В. Ласкин




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А40-114021/2009
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 19 апреля 2010

Поиск в тексте