АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 15 февраля 2010 года  Дело N А40-117184/2009

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Судьи Н.Ю. Дунаевой

При ведении протокола судьей

рассмотрев  в  открытом  судебном  заседании  дело  по  иску  Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество)

к ответчикам: ДИГМ, ГУ «Кожно-венерологический клинический диспансер № 1» Комитета здравоохранения Москвы

3-и лица: Федеральное государственное учреждение культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры», УФРС  по Москве, Комитет по культурному наследию Москвы, Правительство г. Москвы

о признании права собственности РФ на здание, расположенное по адресу: Москва, Ленинский проспект, д. 17;

о признании недействительным зарегистрированного право собственности  г. Москвы на здание, расположенное по адресу: Москва, Ленинский проспект, д. 17;

о признании недействительным зарегистрированное право оперативного управления за Кожно-венерологическим диспансером № 1 Комитета здравоохранения Москвы на здание, расположенное по адресу: Москва, Ленинский проспект, д. 17;

о выселении Кожно-венерологического диспансера № 1 Комитета здравоохранения Москвы  из помещений, расположенных по адресу: Москва, Ленинский проспект, д. 17 и обязании Департамент имущества города Москвы и Кожно-венерологический диспансер № 1 Комитета здравоохранения Москвы  передать Российской Федерации, в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, здание, расположенное по адресу: Москва, Ленинский пр-т, д. 17 в освобожденном виде

при участии:

при участии:

от истца –  Зеликс А.А. – дов. от 11.01.2010 г. № ЮП-03/36, после перерыва тот же представитель и Демидова В.С. – дов. от 11.01.2010г.

от ответчика  ГУ «Кожно-венерологический клинический диспансер № 1» Комитета здравоохранения Москвы -  Морозова Е.В. – дов. от 30.10.2009 г.. от ДИГМ –Михеев А.В. – дов. от 22.12.09г., после перерыва те же представители

от третьих лиц:  Комитет по культурному наследию Москвы – Титова А.В. – дов. от 21.12.09г., Правительство гор. Москвы – Михеев А.В. – дов. от 25.06.2009 года № 4-47-9879/9,  Федеральное государственное учреждение культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» - Зейналова Л.С. – дов. от 22.12.2009г. № 123д, от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве – не явились

Рассмотрев материалы дела суд установил

Иск заявлен о признании права собственности РФ на здание, расположенное по адресу: Москва, Ленинский проспект, д. 17;

о признании недействительным зарегистрированного право собственности  г. Москвы на здание, расположенное по адресу: Москва, Ленинский проспект, д. 17;

о признании недействительным зарегистрированное право оперативного управления за Кожно-венерологическим диспансером № 1 Комитета здравоохранения Москвы на здание, расположенное по адресу: Москва, Ленинский проспект, д. 17;

о выселении Кожно-венерологического диспансера № 1 Комитета здравоохранения Москвы  из помещений, расположенных по адресу: Москва, Ленинский проспект, д. 17 и обязании Департамент имущества города Москвы и Кожно-венерологический диспансер № 1 Комитета здравоохранения Москвы  передать Российской Федерации, в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, здание, расположенное по адресу: Москва, Ленинский пр-т, д. 17 в освобожденном виде

Требование заявлено в соответствии с Постановлением ВС РФ № 3020 -1 от 27.12.1991г., Постановлением СМ РСФСР от 30.08.1960г.№1327.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил требования в качестве оснований иска, полагает, что право на оспариваемый объект возникло  в соответствии с Указом Президента РФ от 20.02.1995г.№ 176 .Ходатайство рассмотрено и удовлетворено в силу ст.49 АПК РФ.

Ответчики с заявленными требованиями не согласны по мотиву незаконности и необоснованности. Ответчик № 1 (ДИГМ)  заявил о применении срока исковой давности..

В соответствии со ст. 48 АПК РФ  Управление Федеральной регистрационной службы по Москве подлежит замене на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на основании Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве», в связи с реорганизацией в форме слияния.

3-е лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в судебное  заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месту судебного разбирательства. Спор рассматривается  в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом извещенного 3-го лица.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 26.01.2010г. по 02.02.2010г. в соответствии со ст. 163 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что оспариваемый объект ( отделение имени Любимова)  был построен и передан в ведение Городской управы -12 марта 1913 г. для размещения отделения кожных и венерических больных .Согласно справке МосгорБТИ от 30.11.2009г.№341\2009 здание по адресу: : Москва, Ленинский проспект, д. 17 и по адресу: г.Москва  ,ул.Б.Калужская,д.17, являются одним и тем же зданием..

Решением Президиума Мосгорсовета от 30.07.1992г№ 84  оспариваемый объект был отнесен к памятникам местного значения.

Согласно Постановлению Московской Городской Думы от 03.04.1996г.  оспариваемый объект относится к собственности  г.Москвы.

24 марта 1994г.  Городским кожно-венерологический  диспансером было оформлено охранное свидетельство № 720.

Из содержания выписки из ЕГРП следует, что вышеназванное здание зарегистрировано по праву собственности за Москвой (регистрационная запись  77-77-45\026\2008-358.

Оценив представленные доказательства, в том числе пояснения представителей сторон суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:

В соответствии с п. п. 4, 6 ст. 2 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"  разграничение собственности на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, осуществляется федеральным законом, регулирующим отнесение объектов культурного наследия к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

Федеральный закон, регулирующий отнесение объектов культурного наследия к федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в настоящее время не принят. В настоящее время таким нормативным актом является Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", имеющее силу закона.

В соответствии с п.6 ст.63 вышеназванного закона впредь до утверждения Правительством Российской Федерации положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Российской Федерации сохраняется порядок отнесения объектов, представляющих историко-культурную ценность, к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, установленный законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" сформированы  списки , в том числе памятников культуры государственного значения. Вместе с тем оспариваемый объект не включен в список памятников государственного значения.

Вышепоименованный объект был отнесен к памятникам федерального(общероссийского) значения как «Здание клиники ,1916,арх.Мейснер А.Ф.» в соответствии с Указом Президента РФ от 20.02.1995г.№ 17 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального(общероссийского)значения» .

Согласно Постановлению 9ААС от 22 июня 2009 г. по делу  N 09АП-9337/2009-АК № (А40-84519\08-149-522) установлено, что  заявленный к регистрации объект законодательно до 27.12.1991 г. не отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального значения как государственный памятник.

Таким образом, регистрирующий орган в отсутствии правовых оснований расценило здание по адресу: г. Москва, Ленинский пр-т, д. 17, как памятник федерального значения.

Обстоятельства , установленные вступившим в законную силу арбитражным судом по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь в соответствии с п.2ст.69 АПК РФ.

На основании  изложенного требования истца о признании права собственности РФ на здание, расположенное по адресу: Москва, Ленинский проспект, д. 17 не подлежат удовлетворению в силу ст.ст.218,131 ГК РФ не подлежит удовлетворению.

Иск заявлен о признании недействительным зарегистрированного право собственности  г. Москвы на здание, расположенное по адресу: Москва, Ленинский проспект, д. 17;

и признании недействительным зарегистрированное право оперативного управления за Кожно-венерологическим диспансером № 1 Комитета здравоохранения Москвы на здание, расположенное по адресу: Москва, Ленинский проспект, д. 17

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты нарушенного права собственности являются, в частности, иски о признании права, о признании недействительными сделок или ненормативных актов, послуживших основаниями для возникновения права собственности.

В том числе судом могут быть удовлетворены требования или отказано в удовлетворении требований о признании сделки или ненормативного акта недействительным, то есть, признаны недействительными (не соответствующими требованиям закона) основания приобретения права собственности.

Следовательно, при рассмотрении споров о правах на недвижимое имущество при наличии регистрации прав на это имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, суд рассматривает вопрос о наличии оснований для признания права собственности за лицом, заявляющим о своих притязаниях на имущество, и порочности (недействительности) оснований, по которым права на это имущество зарегистрированы за иным лицом.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Поскольку в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в иных законах не предусмотрен такой способ защиты права как признание недействительным зарегистрированного права, суд  приходит к выводу о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты своих прав, т.е. отсутствуют основания для удовлетворения иска .

Истец просит выселить Кожно-венерологического диспансера № 1 Комитета здравоохранения Москвы  из помещений, расположенных по адресу: Москва, Ленинский проспект, д. 17 и обязании Департамент имущества города Москвы и Кожно-венерологический диспансер № 1 Комитета здравоохранения Москвы  передать Российской Федерации, в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, здание, расположенное по адресу: Москва, Ленинский пр-т, д. 17 в освобожденном виде

Учитывая , что Кожно-венерологического диспансера № 1 Комитета здравоохранения Москвы  находится в оспариваемом помещении на законных основаниях, требования истца о выселении и обязании передать в освобожденном виде не подлежат не подлежат удовлетворению в силу ст.ст.301,622 ГК РФ.

В силу ст.196 ГК РФ срок исковой давности составляет – три года. Истечение срока исковой давности в соответствии с п.2ст.199 ГК РФ является основанием для вынесения решения суда об отказе в иске.

Истец сообщил, что ему стало известно о нарушенных правах в 2008г. при рассмотрении вышеназванного дела № А40-84519\08-149-522.

Расходы по уплате госпошлины в силу ст.110 АПК РФ подлежат взысканию пропорционально удовлетворенным  требованиям с учетом прав сторон об освобождении от уплаты госпошлины

Суд, руководствуясь ст.ст.  8, 12, 48, 131, 209 ,168 ,167 , 222 ГК РФ и ст.ст. ст.ст. 4, 65, 75, 110, 156, 170, 171, 180, 181, 259, 276 АПК РФ,

РЕШИЛ:

Произвести замену Управления Федеральной регистрационной службы по Москве  на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья     Н.Ю. Дунаева

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка