• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

РЕШЕНИЕ
 

от 29 октября 2010 года  Дело N А40-118398/2010
 

в составе: судьи Полукарова А.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Полукаровым А.В.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению УВД по Березниковскому городскому округу

к ответчику: ООО «Азазель»

о привлечении к административной ответственности

с участием: от заявителя – неявка, уведомлен;

от ответчика – Фролов Ю.Б. по нотар. дов. от 03.06.10;

суд,

УСТАНОВИЛ:

УВД по Березниковскому городскому округу, в соответствии со ст.ст. 202, 203 АПК РФ, обратилось в суд с требованием о привлечении ООО «Азазель» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения предварительного судебного заседания извещен надлежащим образом.

Ответчик в судебное заседание представил отзыв, с заявленными требованиями не согласен, по доводам изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы заявителя и ответчика, проверив в соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК наличие события административного правонарушения и факта его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, наличие оснований для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, наличие в законе положений о привлечении к административной ответственности за совершение данного правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, судом не установлены основания для привлечения ответчика к административной ответственности за вменяемое ему административное правонарушение и назначения ответчику административного наказания в пределах санкции ч. 2 ст.14.1 КоАП РФ.

Судом установлено, что 30.07.2010 года в 13 час 00 мин. сотрудниками ОБППРИАЗ УВД по Березниковскому городскому округу Пермского края проведена проверка салона компьютерных услуг, принадлежащий ООО «Азазель», и расположенный по адресу Пермский край г. Березники, ул. Пятилетки, 25, осуществляющий деятельность по организации и проведению азартных игр.

На момент проверки выявлено, что ООО «Азазель», осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр, с использованием на оборудовании в количестве 13 экземпляров, имеющем признаки игровых автоматов, без специального разрешения (лицензии), чем нарушены требования п. 8-9 ст. 4, ст. 9, ч. 9 ст. 16 Федерального закона № ФЗ-244от 29.12.2006 года. «О государственном регулировании по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», п. 104 ч. 1 ст. 17 ФЗ № 128-ФЗ от 08.08.2001 г, то есть, совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.1 ч. 2 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 1 Федерального закона «О государственном регулировании по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» № 244-ФЗ от 29.12.2006г. в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности.

В ст. 5 вышеуказанного Федерального закона определено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным Законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным Законом Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений.

Как установлено в ст. 16 вышеназванного Федерального закона, на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край, Приморский край. Калининградская область. Краснодарский край и Ростовская область.

Ст. 16 вышеназванного Федерального закона установлены обязательные требования о наличии соответствующей лицензии на право осуществление данной деятельности, а также иные требования о расположении игорных заведений, наличие иных обязательных условий осуществления деятельности

В соответствии с ч. 9 ст. 16 вышеназванного Федерального закона, деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года. За исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям настоящего Федерального закона.

Несмотря на указанные требования, в ходе проведения проверочных мероприятий 30.07.2010 года установлено, что в салоне компьютерных услуг, расположенном по адресу Пермский край, г. Березники, ул. Пятилетки, 25, осуществляется деятельность, прямо запрещенная действующим федеральным законодательством, ООО «Азазель» в указанном помещении осуществляет деятельность, заключающуюся в проведении азартных игр на игровом оборудовании в количестве 13 единиц.

В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 07.04.2008 года № 05-03-08/19 попытка представить игровое оборудование в качестве лотерейного с целью ухода от государственного контроля деятельности по организации и проведению азартных игр путем модификации игровых автоматов, в результате которой демонстрируются отдельные части игрового автомата (например, устройства приема и выдачи денежных знаков пли иных заменителей), неправомерны по следующим основаниям.

Понятие игрового автомата, содержащееся в Федеральном законе от 29.12.2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании по организации и проведении азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» не содержит требований о наличии в игровом автомате устройства для приема и выдачи денежных знаков или их заменителей; правила проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу, утвержденные приказом Госстандарта России от 24 января 2000 года № 22, также не предусматривает обязательного наличия в игровом автомате вышеназванных устройств; основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем.

Следовательно, игровой автомат без устройства приема и выдачи денежных знаков или иных заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.

Анализ указанной деятельности показал, что она не отвечает по своим характеристикам понятию «Лотерея» и носит характер азартной игры.

Статья 4 Федерального закона «О государственном регулировании по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» № 244-ФЗ от 29.12.2006 года установлено, что

азартная игра - основанная на риске соглашения о выигрыше, заключенного двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;

ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры;

выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе, имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры является организатором стимулирующей лотереи «Лотерейный мир» а оператором проведения лотереи ООО «Азазель».

Условием участия стимулирующей лотереи является приобретение рекламных носителей с логотипом «Азазель» на календарях, открытках. Участник лотереи, у администратора приобретает вышеуказанный товар, после чего он имеет право на использование «лотерейного» оборудования. Для этого администратор зала, с помощью ключа, включает игровое оборудование, также с помощь ключа на игровом оборудовании набивает денежную сумму согласно купленному товару. После чего, потребитель нажимает «Старт» и участвует в игре. Смысл игры заключается в наборе определенного количества призовых очков или призовых кредитов. Полученные очки или призовые кредиты участник (потребитель) обменивает на денежный эквивалент.

Администратор зала фиксирует сумму выигрыша, делает отметку в выписке из итогов проведения розыгрыша стимулирующей лотереи «Лотерейный мир», указывает сумму баллов, выдает участнику (потребителю) сумму выигрыша.

На момент проверки условия проведения стимулирующей лотереи «Лотерейный мир» не выполнялись. Данный вывод был сделан из-за того, что на доске информации отсутствовала расценка календарей и открыток.

Принцип работы указанного процесса аналогичен принципу работы игрового автомата с денежным выигрышем, имеется компьютерная видеоигра. Основным блоком управления является игровая плата, аналогичная по строению, принципу воспроизведения игровых программ, игровой плате игрового автомата с денежным выигрышем, содержит под собой скрытые алгоритмы и программы. Единственным отличием является, то, что деньги игроком (потребителем) в купюроприемник не опускаются, а передаются администратору зала, который на определенную сумму выставляет на игровом автомате соответствующее количество кредитов с помощью ключа. Как установлено осмотром, в зале по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Пятилетки, 25, находится электронное оборудование в количестве 13 экземпляра, которых с правой стороны имеется шильда - производитель ООО «СоюзТоргИнвест» г. Москва с заводскими номерами.

Следовательно, игровой автомат без устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.

Таким образом, деятельность ООО «Азазель» в помещении развлекательного клуба, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Пятилетки, 25, полностью подпадает под понятие азартная игра.

Полагая, что выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.14.1 КоАП РФ, сотрудников УВД по Березниковскому городскому округу Пермского края в отсутствие законного представителя ООО «Азазель» составлен протокол об административном правонарушении от 06.09.2010г.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение данного дела подведомственно арбитражному суду.

Указанные обстоятельства, послужили основанием для обращения УВД по Березниковскому городскому округу Пермского края в арбитражный суд с требованием о привлечении ООО «Азазель» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензии в пределах компетенции соответствующего органа.

Ответственность, определенная частью 2 статьи 14.1 Кодекса, наступает за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ не пропущен.

Между тем, представленные ответчиком материалы административного дела свидетельствуют о нарушении заявителем требований ч. 1 ст. 25.1, ст. 28.2 КоАП РФ, т.е. допущенных существенных нарушениях процессуальных требований и условий КоАП РФ, поскольку законный представитель ответчика не был уведомлен о месте и времени составления Протокола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие представителя ответчика. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения ответчика о времени и месте составления Протокола, что следует признать неправомерным.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

При этом, в соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Наличие указанных обстоятельств относится к существенным нарушениям процессуальных требований КоАП РФ, наличие которых свидетельствует о возможности применения судом положений п.10 Постановления Пленума АС РФ № 10 от 02.06.04 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях», п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ № 46 от 26.07.2007г, «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях», и является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, в связи с неустановлением условий, предусмотренных ч. 6 ст.205 АПК РФ, необходимых для привлечения ответчика к указанной административной ответственности, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Кроме этого часть 2 ст.14.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение ( такая лицензия) обязательно (обязательна).

Между тем, согласно п.5 ст.16 ФЗ от 29.12.2006г.№244-ФЗ»О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ»(далее ФЗ№244-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона выдача новых лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари прекращается, за исключением выдаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

В соответствии со ст.2 ФЗ№128-ФЗ от 08.08.2001г.»О лицензировании отдельных видов деятельности»(далее ФЗ№128-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом.

Согласно ст.3 ФЗ№244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр,-игорных зон; выдачи разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Между тем, с 01.07.2009г. определенная деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон не подлежит лицензированию и является запрещенной ( кроме деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах), следовательно, нарушение прямого запрета на осуществление такой деятельности не может быть квалифицировано как осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензии) (кроме выявления нарушений при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах), так как с 01.07.2009г. положения подпунктов 76 и 77 пункта 1 ст.17 ФЗ№128-ФЗ, предусматривающих лицензирование отдельных видов деятельности по организации и проведению азартных игр утратило силу, а ФЗ № 244-ФЗ установлен прямой запрет.

При таких обстоятельствах проведение прямо запрещенной деятельности, на которую не может быть в силу закона выдано специальное разрешение (лицензия), не подлежит квалификации как осуществление такой деятельности без лицензии, как и не может быть квалифицирована по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорной зоны в смысле, который придается ФЗ№244-ФЗ.

В соответствии с ч.5 ст.205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности, то есть такая обязанность возлагается на заявителя.

Однако в данном случае заявитель не доказал, что в действиях Общества при осуществлении деятельности по организации и проведению спорной лотереи содержатся как событие, так и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, что в силу п.1 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим в отношении Общества производство по делу о данном административном правонарушении

При рассмотрении дела суд обязан решить судьбу изъятых вещей.

Согласно протоколу от 30.07.2010 г. у ответчика были изъяты сетевые шнуры в количестве 2 штук. Суд считает необходимым обязать заявителя возвратить ответчику изъятое имущество.

На основании ст. ст. 4.5, 2.1, 1.4, ч.2 ст. 14.1, 25.11, 28.4 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 65, 68, 71, 123, 156, 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления УВД по Березниковскому городскому округу о привлечении ООО «Азазель» ОГРН 1107746097381 к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ отказать.

Обязать УВД по Березниковскому городскому округу возвратить ООО «Азазель» изъятое имущество (сетевые шнуры) в количестве 2 штук, согласно протоколу изъятия от 30.06.2010 г.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья А.В. Полукаров



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А40-118398/2010
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 29 октября 2010

Поиск в тексте