АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 17 декабря 2010 года  Дело N А40-119515/2010

Арбитражный суд в составе:

Судьи Г.В. Черенковой

при ведении протокола секретарем с/з Гришиной Н.Ю.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску

ИП Тверской Виктор Сергеевич

к ответчику - ОАО «Российские железные дороги»

об обязании заключить договор

В судебное заседание явились:

от истца – Тверской В.С.

от ответчика – Кушаков С.В. дов. № 11/1-96 от 23.12.2009г.

Суд

УСТАНОВИЛ:

ИП Тверской Виктор Сергеевич обратился в арбитражный суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» об обязании ответчика заключить договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожных путях общего пользования в редакции протокола разногласий истца.

Ответчик иск оспорил по изложенным в отзыве основаниям.

В силу ст. 50 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа перевозчики заключают с владельцем инфраструктуры договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры. Договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры является публичным и заключается в письменной форме. Примерная форма указанного договора устанавливается правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры. В договоре об оказании услуг по использованию инфраструктуры определяются предполагаемые объем и сроки осуществления перевозок грузов, перечень и стоимость оказываемых услуг, порядок расчетов за услуги и способы оплаты этих услуг, а также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

В соответствии с договором об оказании услуг по использованию инфраструктуры владелец инфраструктуры обязуется оказать перевозчику такие услуги для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, а перевозчик обязуется оплатить указанные услуги. На основании договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры может быть предусмотрено выполнение следующих работ (услуг):

- предоставление перевозчику права на использование принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожных путей, иных необходимых для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа объектов инфраструктуры;

- обеспечение доступа железнодорожного подвижного состава, принадлежащего перевозчику или привлеченного им для перевозок, на железнодорожные пути, являющиеся частью инфраструктуры;

- управление движением поездов, в том числе согласование технических и технологических возможностей осуществления перевозок с владельцами других инфраструктур, железными дорогами иностранных государств и организациями других видов транспорта;

- предоставление возможности не связанного с перевозочным процессом нахождения порожних вагонов, принадлежащих перевозчику или привлеченных им для перевозок;

- заключение владельцами инфраструктур от имени перевозчика договоров на эксплуатацию, договоров на подачу, уборку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования;

- погрузка, выгрузка, хранение грузов и иные работы (услуги).

Владельцы инфраструктур и перевозчики вправе заключать иные предусматривающие выполнение других работ (услуг) договоры.

Согласно ч. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Договор на подачу, уборку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования является публичным.

ОАО «РЖД» в качестве перевозчика направило ИП Тверсокму В.С. в качестве пользователя проект договора на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования.

При заключении этого договора № 155НОДМ-Б от 04.05.2010г. на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ИП Тверской В.С. у сторон возникли разногласия по отдельным условиям договора, т.к. истец подписал договор с протоколом разногласий по п. 2, 3, 17, 21 договора.

Таким образом, ответчик не уклоняется от заключения договора на подачу и уборку вагонов, поскольку договор им подписан, однако имеется спор по условиям пунктов 2, 3, 17, 21 договора.

Согласно ч. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Согласно ст. 446 ГК РФ В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

По пункту 2 договора в редакции перевозчика:

«Границей железнодорожного пути необщего пользования является задний стык крестовины стрелки № 49».

По пункту 2 договора в редакции пользователя:

«Границей железнодорожного пути необщего пользования является предельный столбик стрелки № 49 и знак «Граница пути необщего пользования».

По пункту 3 договора в редакции перевозчика:

«Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 251 м, в том числе принадлежащая пользователю – нет м».

По пункту 3 договора в редакции пользователя:

«Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 223, 1 м, в том числе принадлежащая пользователю – нет м».

По пункту 17 договора в редакции перевозчика:

«Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов составляет от «0,5 до 1» км в оба конца, 0 км, принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, 0 км, принадлежащих пользователю».

По пункту 17 договора в редакции пользователя:

«Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов составляет 0,45 км в оба конца, принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, 0 км, принадлежащих пользователю».

Разногласия сторон по п. 2, 3, 17 договора относятся к длине железнодорожного пути необщего пользования (251 м в редакции перевозчика и 223, 1 м в редакции пользователя). От длинны железнодорожного пути зависит цена договора, определяемая тарифом в оба конца до 0,5 км или от 0,5 км до 1 км.

В соответствии с п. 1.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утверждённых Приказом МПС России от 18.06.2003 г. № 26 (далее Правила), железнодорожный путь необщего пользования имеет границу с железнодорожными путями общего пользования. Граница железнодорожного пути необщего пользования отмечается знаком «Граница железнодорожного подъездного пути». Место установки такого знака определяется владельцем инфраструктуры, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, по согласованию с владельцем этого пути.

Путь необщего пользования по станции Савелово находится на балансе Сонковской дистанции пути, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права, выпиской из единого государственного реестра градостроительной деятельности и инвентарной карточкой учета объекта основных средств. Согласно данным выписки из единого государственного реестра градостроительной деятельности и инвентарной карточки учета объекта основных средств длина данного подъездного пути составляет 0,3 км. В соответствии с актом обследования железнодорожного пути необщего пользования, подписанного сторонами, развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 251 метр, что также подтверждается телеграммой и.о. ПЧ-47 от 19.11.2010 г. № 535А.

В соответствии с п. 2.1 Правил, подача и уборка вагонов пользователю или контрагенту, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры или иному владельцу железнодорожного пути необщего пользования, имеет склады и погрузочно-разгрузочные площадки, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов.

П. 2.7.3, 2.7.4 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (тарифное руководство N 3), утвержденных Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 г. № 35/15 установлен порядок определения расстояния подачи и уборки вагонов, развернутой длины железнодорожного подъездного пути. Расстояние подачи и уборки вагонов до мест погрузки (выгрузки), выставочных путей организаций в оба конца, развернутая длина железнодорожного подъездного пути определяются по утвержденной технической документации или фактическим замером. Расстояние подачи и уборки вагонов определяется от стрелки примыкания железнодорожного подъездного пути к путям железнодорожной станции или от выходной стрелки станции, с которой производится подача вагонов.

Из письма ответчика от 26.08.10г. № 455-ДЦСМ следует, что в технической документации протяженность подъездного пути была указана неверно 0,3 км, в связи с чем сторонам было произведено совместное обследование пути, по результатам которого составлен совместный акт 12.05.10г., подписанный истцом без замечаний.

Согласно указанного акта длинна железнодорожного пути составляет 251 м, расстояние за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов составляет 502 м в оба конца и «от 0,5 до 1» км.

Таким образом, условия п. 2, 3, 17 договора соответствуют фактическим обстоятельствам, определенным сторонами в совместном акте обследования.

В абзаце 4 п. 21 договора вместо пользователя указано наименование лица «ПКФ «Беллона-Чермет»», не имеющего отношения к договорным обязательствам сторон, что признал ответчик, в связи с чем обязательства по п. 21 договора несет истец как пользователь, а не ПКФ «Беллона-Чермет».

Существо спора по абзацу 5 п. 21 договора заключается в несогласии истца нести ответственность за безопасные условия труда работников ОАО «РЖД» и содержание технологического переезда для автотранспорта, находящегося в пределах пути необщего пользования.

Указанные переезд обозначен в техническом паспорте железнодорожного пути необщего пользования ИП Тверского В.С. как переезд, который не числится на балансе дистанции пути.

Из письма ответчика № 455-ДЦСМ от 26.08.10г. следует, что Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования не установлен порядок действий по ограждению переезда при подаче вагонов на места выгрузки.

Поскольку технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования не приведен в соответствие с указанной Инструкцией, спорный вопрос о содержании переезда не урегулирован сторонами в совместном акте, а также учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства того кому принадлежит переезд, находящийся на железнодорожных путях необщего пользования, суд считает, что пользователь не обязан обеспечивать его содержание и отвечать за безопасность условий труда работников перевозчика на этом переезде.

Руководствуясь ст. 426, 445, 446 ГК РФ, ст.ст.110,167-170 АПК РФ, ст. 50 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», суд

РЕШИЛ:

Принять спорные условия договора на подачу и уборку вагонов № 155НОДМ-Б от 04.05.2010г. в следующей редакции:

- п. 2 в редакции перевозчика;

- п. 3 в редакции перевозчика;

- п. 17 в редакции перевозчика;

- в п. 21 в абзаце 4 исключить слова «ООО «Беллона-Чермет»», заменив их словом «пользователь»;

- в абзаце 5 п. 21 договора после слов «в пределах пути необщего пользования» добавить слова «за исключением технологических переездов».

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья:    Черенкова Г.В.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка