АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 19 января 2011 года  Дело N А40-119806/2010

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Председательствующего  Л.В. Ласкина

судей: единолично

при ведении протокола судебного заседания  Л.В. Ласкиным

при участии:

заявителя

заинтересованного  лица  :  Каракешишевой  Е.Н. по доверенности №07-17/081887 от 20.07.2010 г, удостоверение

рассмотрел дело по заявлению   ООО  «ТКБ Интерсертифика»  к  МИФНС № 46 по г.Москве  о признании незаконным бездействия, выразившееся  в невнесении  сведений в ЕГРЮЛ   в части  внесения  сведений  о  начале  процедуры  реорганизации  и   возложении  обязанности  устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

ООО  «ТКБ Интерсертифика»   (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС РФ №46 по г. Москве (далее – налоговый орган) о признании незаконным бездействия, выразившееся  в невнесении  сведений в ЕГРЮЛ   в части  внесения  сведений  о  начале  процедуры  реорганизации  и   возложении  обязанности  устранить допущенные нарушения, указывая, что отказ в государственной регистрации не соответствует ст.17, 23 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации) и нарушает его права и интересы, поскольку им представлены все необходимые надлежащим образом оформленные документы для регистрации создания общества, указанные налоговым органом основания для отказа в регистрации права противоречат Закону о регистрации, оспариваемый отказ препятствует реализации его прав как участника общества.

Возражая по предъявленным требованиям, в представленном отзыве на заявление заинтересованное лицо указывает, что в соответствии с п.1 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

06.08.2009г. в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) была внесена запись о том, что ООО «ТКБ Интерсертифика» находится в процессе реорганизации в форме слияния на основании документов, представленных заявителем для государственной регистрации.

В адрес Инспекции №46 поступило письмо заявителя по делу о внесении изменений в ЕГРЮЛ об исключении записи о реорганизации. Инспекцией № 46 было подготовлено и отправлено в адрес заявителя письмо, в котором было указано, что законодательством о государственной регистрации юридических лиц не предусмотрена процедура внесения регистрирующим органом записи в ЕГРЮЛ об отмене ранее принятого юридическим лицом решения о реорганизации.

Таким образом, отсутствует обжалуемое бездействие  налогового  органа.

Выслушав объяснения представителя налогового  органа,  рассмотрев материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу: заявленное требование обоснованное  и подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 30 июля 2009 года Общее собрание участников Общества с ограниченной ответственностью «Консалтинговая компания «Рождественский и партнеры» (в дальнейшем наименование было изменено на Общество с ограниченной ответственностью «ТКБ Интерсертифика») приняло решение о реорганизации данного Общества в форме слияния с ООО «Интерсертифика Р».

В соответствии с пунктом 1 статьи 13.1. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 года № 129-Фз были внесены изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (в дальнейшем - «ЕГРЮЛ») в части сведений о начале упомянутой реорганизации.

В последующем заявитель отказался от планов по завершению реорганизации, что подтверждается решением внеочередного Общего собрания участников ООО «ТКБ Интерсертифика» от 19 марта 2010 года (Протокол № 1-2010). В связи с данным обстоятельством  заявитель   заинтересован во внесении изменений в ЕГРЮЛ в части исключения сведений о начале реорганизации как не соответствующих фактическим обстоятельствам.

Заявитель обратился в МИФНС России № 46 по городу Москве с  заявлением  о государственной  регистрации  прекращения  реорганизации .

В письме от 30 апреля 2010 года исх. № 05-18/21841 налоговый орган изложил свою позицию, в соответствии с которой внесение изменений в ЕГРЮЛ в рассматриваемом случае во внесудебном порядке невозможно.

Заявитель не согласен с позицией налогового органа. Наличие в ЕГРЮЛ информации о начале реорганизации заявителя нарушает его законные интересы по следующим причинам:

Законодательство Российской Федерации не содержит норм, ограничивающих право юридического лица на прекращение начатой процедуры реорганизации без ее завершения в соответствии с предусмотренным законодательством алгоритмом.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц», статьи 4, 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» рассматривает ЕГРЮЛ как федеральный информационный ресурс, содержащий актуальную и достоверную информацию о юридических лицах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Суд полагает, что оспариваемое решение налогового органа противоречит закону и нарушает права и интересы заявителя по делу, поэтому в силу ст. 200, 201 АПК РФ заявленное требование о его признании недействительным подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с абз.3 ст.1 Закона о регистрации законодательство Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц состоит из ГК РФ, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно п. «а» ст.17 Закона о регистрации, для государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, заявитель предоставляет в налоговый орган заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. Согласно п.1 ст.9 этого Закона такое заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица.

Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» утверждена форма заявления о внесении в ЕГРЮЛ изменений, не связанных с изменением в учредительных документах юридического лица (Р14001).

Из имеющихся в деле документов и оспариваемого решения усматривается, что все документы, указанные в п.1 ст. 17 Закона о регистрации, заявителем в регистрирующий орган были поданы в полном объеме.

Принимая оспариваемое решение, налоговый орган сослался на то, что не предусмотрена процедура внесения регистрирующим органом записи в ЕГРЮЛ об отмене ранее принятого юридическим лицом решения о реорганизации.

Арбитражный суд первой инстанции полагает, что данные доводы не соответствуют закону и не могут являться основанием для отказа в регистрации, при этом исходит из следующего.

В соответствии со ст. 23 Закона о регистрации, отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Таким образом, закон содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации.

При этом арбитражный суд первой инстанции полагает, что представленные для государственной регистрации документы соответствуют перечню, установленному ст. 17 Закона о регистрации. Приведенные доводы налогового органа не содержат указаний на предусмотренные Законом о регистрации правовые основания для отказа в такой регистрации, в связи с чем  у Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации основанию, предусмотренному п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

Согласно ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с ч.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения в случае признания оспариваемого решения государственного органа недействительным суд указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В целях устранения нарушения прав и законных интересов заявителей суд считает необходимым обязать налоговый орган  внести изменения  (записи) в  Единый  государственный  реестр  юридических лиц:  включить  в раздел  «Сведения  о состоянии  юридического лица  и  регистрирующем органе»,  в котором  находится  регистрационное  дело»  данные  о том,  что  ООО «ТКБ Интерсертифика»   «является  действующим  юридическим лицом»  в течение пятнадцати рабочих дней 10  дней  со дня вступления решения в законную силу.

Законом  о  регистрации  не  предусмотрено  исключение  из ЕГРЮЛ  содержащихся  сведений,  поскольку  ЕГРЮЛ как федеральный информационный ресурс, содержащий актуальную и достоверную информацию о юридических лицах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

поэтому  невозможно  исключение из  ЕГРЮЛ  сведений  о начале  процедуры  реорганизации  ООО  «ТКБ Интерсертифика».

Арбитражным судом первой инстанции рассмотрены все доводы заинтересованного лица, однако они не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявления.

На основании вышеизложенного и ст.ст. 5, 12, 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», руководствуясь ст.ст.110, 112, 167-170, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции

Р Е Ш И Л:

Признать  незаконным  бездействие  МИФНС  России  №46  по  г. Москве, выразившееся  в неосуществлении  мер  по  внесению  в  Единый  государственный  реестр  юридических лиц  в части  внесения  сведений  о начале  процедуры  реорганизации  ООО «ТКБ Интерсертифика»  в  связи  с несоответствием Федеральному  закону  от 08.08.01 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». .

Обязать МИФНС России №46 по г. Москве  внести изменения  (записи) в  Единый  государственный  реестр  юридических лиц:  включить  в раздел  «Сведения  о состоянии  юридического лица  и  регистрирующем органе»,  в котором  находится  регистрационное  дело»  данные  о том,  что  ООО «ТКБ Интерсертифика»   «является  действующим  юридическим лицом»

Отказать  в  удовлетворении  заявления ООО  «ТКБ Интерсертифика»  к  МИФНС № 46 по г.Москве   в части исключения  сведений  о  начале  процедуры  реорганизации ООО «ТКБ Интерсертифика».

Решение подлежит исполнению в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд г.Москвы.

Судья  Л.В. Ласкин

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка