АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
РЕШЕНИЕ
от 19 января 2011 года Дело N А40-119806/2010
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Председательствующего Л.В. Ласкина
судей: единолично
при ведении протокола судебного заседания Л.В. Ласкиным
при участии:
заявителя
заинтересованного лица : Каракешишевой Е.Н. по доверенности №07-17/081887 от 20.07.2010 г, удостоверение
рассмотрел дело по заявлению ООО «ТКБ Интерсертифика» к МИФНС № 46 по г.Москве о признании незаконным бездействия, выразившееся в невнесении сведений в ЕГРЮЛ в части внесения сведений о начале процедуры реорганизации и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «ТКБ Интерсертифика» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС РФ №46 по г. Москве (далее – налоговый орган) о признании незаконным бездействия, выразившееся в невнесении сведений в ЕГРЮЛ в части внесения сведений о начале процедуры реорганизации и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указывая, что отказ в государственной регистрации не соответствует ст.17, 23 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации) и нарушает его права и интересы, поскольку им представлены все необходимые надлежащим образом оформленные документы для регистрации создания общества, указанные налоговым органом основания для отказа в регистрации права противоречат Закону о регистрации, оспариваемый отказ препятствует реализации его прав как участника общества.
Возражая по предъявленным требованиям, в представленном отзыве на заявление заинтересованное лицо указывает, что в соответствии с п.1 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
06.08.2009г. в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) была внесена запись о том, что ООО «ТКБ Интерсертифика» находится в процессе реорганизации в форме слияния на основании документов, представленных заявителем для государственной регистрации.
В адрес Инспекции №46 поступило письмо заявителя по делу о внесении изменений в ЕГРЮЛ об исключении записи о реорганизации. Инспекцией № 46 было подготовлено и отправлено в адрес заявителя письмо, в котором было указано, что законодательством о государственной регистрации юридических лиц не предусмотрена процедура внесения регистрирующим органом записи в ЕГРЮЛ об отмене ранее принятого юридическим лицом решения о реорганизации.
Таким образом, отсутствует обжалуемое бездействие налогового органа.
Выслушав объяснения представителя налогового органа, рассмотрев материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу: заявленное требование обоснованное и подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 30 июля 2009 года Общее собрание участников Общества с ограниченной ответственностью «Консалтинговая компания «Рождественский и партнеры» (в дальнейшем наименование было изменено на Общество с ограниченной ответственностью «ТКБ Интерсертифика») приняло решение о реорганизации данного Общества в форме слияния с ООО «Интерсертифика Р».
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.1. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 года № 129-Фз были внесены изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (в дальнейшем - «ЕГРЮЛ») в части сведений о начале упомянутой реорганизации.
В последующем заявитель отказался от планов по завершению реорганизации, что подтверждается решением внеочередного Общего собрания участников ООО «ТКБ Интерсертифика» от 19 марта 2010 года (Протокол № 1-2010). В связи с данным обстоятельством заявитель заинтересован во внесении изменений в ЕГРЮЛ в части исключения сведений о начале реорганизации как не соответствующих фактическим обстоятельствам.
Заявитель обратился в МИФНС России № 46 по городу Москве с заявлением о государственной регистрации прекращения реорганизации .
В письме от 30 апреля 2010 года исх. № 05-18/21841 налоговый орган изложил свою позицию, в соответствии с которой внесение изменений в ЕГРЮЛ в рассматриваемом случае во внесудебном порядке невозможно.
Заявитель не согласен с позицией налогового органа. Наличие в ЕГРЮЛ информации о начале реорганизации заявителя нарушает его законные интересы по следующим причинам:
Законодательство Российской Федерации не содержит норм, ограничивающих право юридического лица на прекращение начатой процедуры реорганизации без ее завершения в соответствии с предусмотренным законодательством алгоритмом.
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц», статьи 4, 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» рассматривает ЕГРЮЛ как федеральный информационный ресурс, содержащий актуальную и достоверную информацию о юридических лицах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд полагает, что оспариваемое решение налогового органа противоречит закону и нарушает права и интересы заявителя по делу, поэтому в силу ст. 200, 201 АПК РФ заявленное требование о его признании недействительным подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абз.3 ст.1 Закона о регистрации законодательство Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц состоит из ГК РФ, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п. «а» ст.17 Закона о регистрации, для государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, заявитель предоставляет в налоговый орган заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. Согласно п.1 ст.9 этого Закона такое заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» утверждена форма заявления о внесении в ЕГРЮЛ изменений, не связанных с изменением в учредительных документах юридического лица (Р14001).
Из имеющихся в деле документов и оспариваемого решения усматривается, что все документы, указанные в п.1 ст. 17 Закона о регистрации, заявителем в регистрирующий орган были поданы в полном объеме.
Принимая оспариваемое решение, налоговый орган сослался на то, что не предусмотрена процедура внесения регистрирующим органом записи в ЕГРЮЛ об отмене ранее принятого юридическим лицом решения о реорганизации.
Арбитражный суд первой инстанции полагает, что данные доводы не соответствуют закону и не могут являться основанием для отказа в регистрации, при этом исходит из следующего.
В соответствии со ст. 23 Закона о регистрации, отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Таким образом, закон содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации.
При этом арбитражный суд первой инстанции полагает, что представленные для государственной регистрации документы соответствуют перечню, установленному ст. 17 Закона о регистрации. Приведенные доводы налогового органа не содержат указаний на предусмотренные Законом о регистрации правовые основания для отказа в такой регистрации, в связи с чем у Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации основанию, предусмотренному п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Согласно ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с ч.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения в случае признания оспариваемого решения государственного органа недействительным суд указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В целях устранения нарушения прав и законных интересов заявителей суд считает необходимым обязать налоговый орган внести изменения (записи) в Единый государственный реестр юридических лиц: включить в раздел «Сведения о состоянии юридического лица и регистрирующем органе», в котором находится регистрационное дело» данные о том, что ООО «ТКБ Интерсертифика» «является действующим юридическим лицом» в течение пятнадцати рабочих дней 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
Законом о регистрации не предусмотрено исключение из ЕГРЮЛ содержащихся сведений, поскольку ЕГРЮЛ как федеральный информационный ресурс, содержащий актуальную и достоверную информацию о юридических лицах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
поэтому невозможно исключение из ЕГРЮЛ сведений о начале процедуры реорганизации ООО «ТКБ Интерсертифика».
Арбитражным судом первой инстанции рассмотрены все доводы заинтересованного лица, однако они не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявления.
На основании вышеизложенного и ст.ст. 5, 12, 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», руководствуясь ст.ст.110, 112, 167-170, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие МИФНС России №46 по г. Москве, выразившееся в неосуществлении мер по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц в части внесения сведений о начале процедуры реорганизации ООО «ТКБ Интерсертифика» в связи с несоответствием Федеральному закону от 08.08.01 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». .
Обязать МИФНС России №46 по г. Москве внести изменения (записи) в Единый государственный реестр юридических лиц: включить в раздел «Сведения о состоянии юридического лица и регистрирующем органе», в котором находится регистрационное дело» данные о том, что ООО «ТКБ Интерсертифика» «является действующим юридическим лицом»
Отказать в удовлетворении заявления ООО «ТКБ Интерсертифика» к МИФНС № 46 по г.Москве в части исключения сведений о начале процедуры реорганизации ООО «ТКБ Интерсертифика».
Решение подлежит исполнению в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд г.Москвы.
Судья Л.В. Ласкин
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка