АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 21 декабря 2010 года  Дело N А40-120159/2010

Арбитражный суд в составе судьи Каменской О.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фроловым И.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом

к Федеральному агентству железнодорожного транспорта

третье лицо – ФГУП «Ремонтно-эксплуатационное объединение»

о признании незаконным приказа №184 от 13.05.2010 года

В судебное заседание явились:

от истца (заявителя) – Тихонов А.В. (пр. по дов. от 06.09.2010г.)

от ответчика – Серегина О.Е. (пр. по дов. от 11.11.2010г.)

от третьего лица – Курников В.А. (пр. по дов. от 01.06.2010г.), Шилов Ю.В. (пр. по дов. от 01.06.2010г.)

суд

УСТАНОВИЛ:

Рассматривается заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом к Федеральному агентству железнодорожного транспорта о признании незаконным приказа №184 от 13.05.2010 года

Ответчики и третье лицо представили отзывы, просили отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, оценив в совокупности представленные доказательства, суд посчитал требования заявителя  обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Заявителем оспаривается приказ №184 от 13.05.2010 года «Об отмене ликвидации ФГП «Ремонтно-эксплуатационное объединение».

Заявитель, в обоснование доводов, указывает на обстоятельство незаконности оспариваемого акта.

Оценка доказательств показала следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. № 432 (далее - Постановление Правительства РФ № 432) полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество). Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Пунктом 5.19 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 432 установлено, что Росимущество принимает решения о реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий в форме слияния и присоединения, а также об их ликвидации.

Положением о Территориальном управлении Росимущества в городе Москве (далее - Территориальное управление), утвержденного Приказом от 05 марта 2009 г. № 67 «О реорганизации территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом» в соответствии с пунктом 4.8. по поручению Росимущества, Территориальное управление принимает решения о реорганизации федеральных государственным унитарных предприятий в форме слияния, присоединения и об их ликвидации, а также утверждает при реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий передаточный акт, разделительный баланс или ликвидационный баланс предприятия.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» (в редакции, действовавшей на момент издания распоряжения (от 15 декабря 2007 № 872), поручения Росимущества от 06 ноября 2007 г. № ЛП-06/29613 Территориальное управление осуществляет мероприятия по ликвидации ч

федерального государственного унитарного предприятия «Ремонтно-эксплуатационное объединение» (далее - Предприятие).

Распоряжением Территориального управления от 18 декабря 2007 г. № 2029 «О ликвидации федерального государственного предприятия «Ремонтно-эксплуатационное объединение» принято решение о ликвидации Предприятия (ОГРН 1027739086253, ИНН 7708015254, КПП 770802001).

На основании распоряжения Территориального управления от 21 апреля

2008  г. № 562 «О создании ликвидационной комиссии федерального

государственного предприятия «Ремонтно-эксплуатационное объединение»

создана ликвидационная комиссия.

Распоряжением Территориального управления от 13 марта 2009 г. № 329 «О внесении изменений и дополнений в распоряжение Территориального управления Росимущества по городу Москве «О создании ликвидационной комиссии федерального государственного предприятия «Ремонтно-эксплуатационное объединение» от 21 апреля 2008 г. №562» внесены изменения, председателем ликвидационной комиссии назначен Шумский Ю.В.

В нарушение действующего законодательства, а именно Постановления Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» (в редакции от 31 декабря

2009  г. № 1188), Постановления Правительства Российской Федерации

от 30 июля 2004 г. № 397 «Об утверждении Положения о Федеральном

агентстве железнодорожного транспорта» Федеральное агентство

железнодорожного транспорта (Росжелдор) издает Приказ от 13 мая 2010 г.

№ 184 «Об отмене ликвидации федерального государственного предприятия

«Ремонтно-эксплуатационное объединение».

В силу п. 1 ст. 35 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.

Более того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 397 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта» не предусмотрено наделение Росжелдора полномочиями по отмене распоряжения Территориального управления.

Согласно ч.1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в гл. 24 названного Кодекса.

На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания вышеуказанных правовых норм следует, что для признания незаконным решения органа  суду необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

При этом, в силу положений ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Исходя из системного толкования положений ст. 198 и ст. 200 АПК РФ следует вывод о том, что заявитель, оспаривая ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, должен доказать нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявитель  доказал, что  оспариваемое решение  не  является  правомерным.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 69, 110, 169, 170, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным и отменить полностью Приказ Федерального агентства железнодорожного транспорта № 184 от 13.05.2010года «Об отмене ликвидации ФГП «Ремонтно-эксплуатационное объединение», что проверено на соответствие Конституции РФ, Постановлению Правительства РФ №432 от 05.06.2008 г., Положению о Территориальном Управлении Росимущества в городе Москве, Постановлению Правительства РФ №739 от 03.12.2004 года, поручения Росимущества от 06.11.2007 года №1П-06/29613, Постановлению Правительства РФ №397 от 30.07.2004 года №161-ФЗ от 14.11.2002 года.

Обязать Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения законных интересов заявителя.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия судебного акта.

Судья:   О.В. Каменская

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка