• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

РЕШЕНИЕ
 

от 29 ноября 2010 года  Дело N А40-120206/2010
 

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего Л.В. Ласкина

при ведении протокола судебного заседания А.Г.Гайдамака

при участии

заявителя :

заинтересованного лица : Такаревой Т.В. по доверенности №21-САП-10 от 08.11.10 г.

Рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения Московской области к ЗАО «Социальные аптеки» о привлечении к административной ответственности

У С Т А Н О В И Л:

Министерство здравоохранения Московской области (далее заявитель, Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ЗАО «Социальные аптеки» (далее общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ч.ч.3, 4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), указывая, что дело возбуждено по результатам проверки соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности общества, в ходе которой были выявлены грубые нарушения требований Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, в том числе подпунктов «а» «в» и «е» пункта 4, а также подпункта «е» пункта 4 постановления Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности», приказа Минздрава РФ от 04.03.2003 № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях, основные положения ост 91500.05.0007-2003», в связи с чем общество подлежит привлечению к административной ответственности на основании ч.ч.3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Представитель общества явился в судебное заседание, факт правонарушений не опровергает, указывает, что выявленные нарушения устраняются.

Рассмотрев дело в отсутствие представителя заявителя, ходатайствовавшего о рассмотрении дела в его отсутствие, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу: заявление о привлечении к административной ответственности подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06 июля 2006 г. №416 (далее – Постановление №416), к лицензионным требованиям и условиям в фармацевтической деятельности отнесены, в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами, требований ст.29 Федерального закона «О лекарственных средствах» и правил оптовой торговли лекарственными средствами; в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований ст.32 Федерального закона «О лекарственных средствах» и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со ст.26 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и е) у руководителя лицензиата, деятельность которого непосредственно связана с приемом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением лекарственных средств, должно быть высшее фармацевтическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет и сертификата специалиста.

Согласно п.5 Положения осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» п.4 указанного Положения.

В силу ст.32 федерального закона от 22.06.1998 г. №86-ФЗ «О лекарственных средствах» правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

Указанные правила утверждены Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 "Об утверждении отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003", Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств", приказом Минздрава РФ от 13.11.1996 N 377 «Об утверждении Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения».

Как видно из материалов дела, на основании приказа Министерства о проведении проверки от 23.08.10 г. №660 09 сентября 2010 г. проведена внеплановая проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности ЗАО «Социальные аптеки» по адресу: Московская область, г. Можайск, ул. 20 января, дом 3.

По результатам проверки главным специалистом Отдела лицензирования фармацевтической деятельности Управления лицензирования Соболевой В.Н. на основании ст. 28.2, 28.3. КоАП РФ 09 сентября 2010 г. составлен протокол об административном правонарушении №660/2 по частям 3 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

В ходе проверки установлено, что отсутствует в достаточном количестве оборудование, необходимое для обеспечения условий хранения различных групп лекарственных средств: не обеспечены условия хранения лекарственных средств при температуре хранения +12 град. Цельсия до +15 град. Цельсия (нет в наличии второго холодильника), отсутствует необходимый набор помещений (зон): хранения, заведующего, и для хозяйственного инвентаря (нарушение п. 3.17, 3.18, 3.10 приказа от 04.03.2003 г. №80), вывеска аптечного учреждения не соответствует требованиям п.3.3 приказа от 04.03.2003 г., что является нарушением подпункта «а» Положения.

В соответствии с подпунктом «в» Положения предусмотрено соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

Между тем административным органом выявлено, что не соблюдаются условия хранения лекарственных средств, требующих защиты от света (нарушение п. 4.1.1, п. 4.9 Приказа МЗ РФ от 13.11.1996г. №377); - термолабильных лекарственных средств - технические характеристики холодильного оборудования не обеспечивают необходимые условия хранения (п. 4.5, 4.9 Приказа МЗ РФ от 13.11.1996г. №377)- (п. 1.10.2 акта проверки от 09.09.2010г.; пахучих и красящих лекарственных средств ( п. 1.10.3 акта проверки от 09.09.2010г., (нарушение п. 4.8, п. 4.9 Приказа МЗ РФ от 13.11.1996г. № 377); лекарственного растительного сырья - п. 1.10.4 акта проверки от 09.09.2010г. (нарушение п. 4.1.1, п. 5 Приказа МЗ РФ от 13.11.1996г. № 377); не в полном объеме имеется обязательный минимальный ассортимент лекарственных средств по состоянию на 15.06.2010 года) - нарушение приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005г. № 312).; в торговом зале и у специалиста нет реестра (на бумажном носителе) максимальных розничных цен на лекарственные средства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС),установленных в Московской области по состоянию на 15.08.2010 г., отсутствуют протоколы согласования отпускных цен поставщика, что является нарушением Постановления Правительства РФ от 08.08.2009г. № 654 и №61-ФЗ от 12.04.2010 г.).

Согласно п. 8.5 акта проверки от 09.09.2010г., выявлены лекарственные средства, цены на которые не зарегистрированы.

В силу подпункта е) Положения предусмотрено наличие у руководителя соискателя лицензии (лицензиата), деятельность которого непосредственно связана с приемом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением лекарственных средств, высшего фармацевтического образования, стажа работы по специальности не менее 3 лет и сертификата специалиста.

Однако документы на руководителя аптечной организации не представлены.

Согласно подпункту «з» необходимо наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификаты специалиста. Между тем на момент проверки деятельность осуществлялась специалистом, документы о профессиональном образовании не представлены.

Указанные обстоятельства закреплены в акте проверки от 09 августа 2010 г., протоколе об административном правонарушении, лицензиатом не оспариваются и, по мнению арбитражного суда, данные нарушения согласно пункту 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416, являются грубыми образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Арбитражным судом первой инстанции установлено, что общество имело возможность для соблюдения норм и правил, установленных положением о лицензировании фармацевтической деятельности, однако допустило нарушения, установленные проверкой и зафиксированные в протоколе об административном правонарушении №660/2 от 09.09.2010 г., в связи с чем подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. .

Обязанность соблюдать указанные требования вытекает из пп. «в» п.4 Положения о лицензировании, в связи с чем в силу п.5 Положения допущенные заявителем нарушения правомерно квалифицированы административным органом по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ как грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности.

Вместе с тем суд не усматривает оснований для привлечения к ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, так как нарушения установлены одним актом проверки и одним протоколом по делу об административном правонарушении, в соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ общество не может быть привлечено дважды к административной ответственности по одному и тому же составу административного правонарушения. В данном случае правонарушением является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензии.

В соответствии со ст.28.2 Кодекса о совершении административного правонарушения составляется протокол. Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и месте составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Арбитражным судом установлено, что порядок проведения проверки и составления протокола не был нарушен. Генеральный директор общества извещено надлежащим образом о месте и времени протокола по делу об административном правонарушении, при его составлении присутствовал защитник Разбойкина Е.М. .

Согласно статье 5.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, лицензирование медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, а также фармацевтической деятельности передано для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанные положения вступили в силу с 01.01.2008 года в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ.

В соответствий с частью 3 статьи 28.3. КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий.

В соответствии с частью 1 статьи 202 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела, возникающие из административно-правовых отношений, отнесенные законом к компетенции судов. Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, которые указаны в данной норме, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов.

Согласно ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Местом совершения вышеупомянутого правонарушения является Московская область.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения настоящего дела не истек (09 декабря 2010 г)..

Таким образом, заявление о привлечении к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ, подлежит удовлетворению, заинтересованное лицо подлежит административному наказанию в виде штрафа. С учетом того, что на момент рассмотрения настоящего дела, по утверждению общества, допущенные нарушения устранены, которое не опровергнуто заявителем, а также того, что заинтересованное лицо впервые привлекается к административной ответственности, арбитражный суд считает возможным назначить штраф в минимальном размере, предусмотренном ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, а именно, в размере 40.000 руб.

На основании изложенного и в соответствии со статьями 14.1, 23.1, 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст.ст.167- 170, 202, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции

Р Е Ш И Л:

Привлечь ЗАО «Социальные аптеки», зарегистрированное за основным государственным регистрационным номером 1107746285591 и находящееся по адресу: 125167, г. Москва, Ленинский проспект, дом 36, стр. 21, к административной ответственности в виде штрафа в размере 40000 руб. по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Взыскать с Закрытого акционерного общества «Социальные аптеки», зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером 1107746285591 и находящегося по адресу: 125167, г. Москва, Ленинский проспект, дом 36, стр. 21, в доход бюджета штраф в размере 40.000 (сорок тыс.) руб.

Отказать в удовлетворении заявления в остальной части.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционной суд через Арбитражный суд г. Москвы.

Штраф подлежит уплате с указанием следующих реквизитов:

Банк получателя

Отделение 1 Московского ГТУ Банка России №705

Расчетный счет

40101810600000010102

БИК

044583001

ИНН

5000001162

КПП

502401001

КБК

82511690050050000140 ; ОКАТО 46233000000

Получатель

УФК по Московской области (Министерство здравоохранения Московской области)

лицевой счет

Судья Л.В.Ласкин




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А40-120206/2010
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 29 ноября 2010

Поиск в тексте