АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 21 декабря 2010 года  Дело N А40-120212/2010

Арбитражный суд в составе судьи Каменской О.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фроловым И.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявления: ЗАО «Полар Лоджистикс Интернэшнл»

к Зеленоградской таможне

третье лицо – ООО «Компания «ИСА»

о признании незаконным действия по корректировке таможенной стоимости товара

В судебное заседание явились:

от истца (заявителя) – Макаров Ю.М. (пр. по дов. от 01.06.2010г.)

от ответчика – неявка (изв.)

от третьего лица – Муратова В.В. (пр. по дов. от 11.11.2010г.)

суд,

УСТАНОВИЛ:

Рассматривается заявление ЗАО «Полар Лоджистикс Интернэшнл» к ответчику Зеленоградской таможне о признании незаконным действия по корректировке таможенной стоимости товара.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом, отзыв на исковое заявление не представил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя Ответчика в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к выводу, что требования заявления не подлежат удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Полар Лоджистикс Интернэшнл» получило 07.09.2010 г. от Зеленоградской таможни Требование об уплате таможенных платежей от 03.08.2010 г. № 10125000/622 в размере 2 773 891,23 (два миллиона семьсот семьдесят три тысячи восемьсот девяносто один) руб. 23 коп. и 21.09.2010 г. Требование об уплате таможенных платежей от 20.08.2010 г. № 10125000/657 в размере 232 059,12 (двести тридцать две тысячи пятьдесят девять) руб. 12 коп. В основание требований Зеленоградская таможня ссылается на КТС № 10125150/261009/0006494.

ЗАО «Полар Лоджистикс Интернэшнл» не согласно с требованиями Зеленоградской таможни уплатить дополнительно начисленные таможенные платежи и считает их незаконными по следующим основаниям.

Как указано в упомянутых требованиях, основанием для взыскания задолженности явилась корректировка таможенной стоимости товара по КТС № 10125150/261009/0006494.

Корректировка таможенной стоимости товара по ГТД №10125150/261009/0006494 Таможенным органом проведена самостоятельно, без участия ЗАО «Полар Лоджистикс Интернэшнл». Таможней заполнен бланк корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС).

Заявитель, в обоснование доводов, указывает на незаконность принятого Зеленоградской таможней решения и выставления оспариваемого требования.

Оценка доказательств показала следующее.

В соответствии с положениями пункта 7 статьи 323 ТК РФ таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров только в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа.

Таможенный орган уведомляет декларанта о принятом решении в письменной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

В уведомлении таможенного органа, направленном в адрес истца, отсутствует информация, на основании которой можно сделать вывод о соблюдении таможенным органом всех условий, предусмотренных пунктом 7 статьи 323 ТК РФ.

Как следует из содержания пункта 7 статьи 323 ТК РФ основания для последовательного применения второго - шестого методов определения таможенной стоимости возникают лишь при наличии признаков недостоверности сведений о стоимости сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости. Таможенный орган обязан доказать наличие таких признаков в соответствии со ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ

Из системного толкования данных норм следует, что полномочие по самостоятельному определению таможенной стоимости товаров реализуется таможенным органом только после исчерпания им всех процедур, предполагающих взаимодействие с декларантом, учет его воли и документально подтвержденного мнения в отношении таможенной стоимости товара.

Как усматривается из материалов дела Таможенный орган направил Истцу требование об уплате таможенных платежей, не приняв при этом соответствующего решения об окончательной величине таможенной стоимости, обладающего необходимыми признаками обоснованности и мотивированности.

В соответствии со ст. 12 Закона «О таможенном тарифе», определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров: 1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами; 2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами; 3) метода по стоимости сделки с однородными товарами; 4) метода вычитания; 5) метода сложения; 6) резервного метода. Первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 настоящего Закона. При этом положения, установленные статьей 19 настоящего Закона, применяются с учетом положений, установленных статьей 19.1 настоящего Закона. Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 20 и 21 настоящего Закона, применяемыми последовательно. Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 20 и 21 настоящего Закона, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 22 и 23 настоящего Закона, применяемыми последовательно. При определении таможенной стоимости товаров декларант имеет право выбрать очередность применения методов, установленных статьями 22 и 23 настоящего Закона. Если для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных выше методов, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу, установленному статьей 24 настоящего Закона. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации.

По смыслу положений статьи 323 ТК РФ в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товаров. Таможня обязана при необходимости опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное -несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной им в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений. В связи с этим отсутствие у декларанта тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в W таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами).

Таким образом, обязанность декларанта представлять по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков достоверности сведений о цене сделки либо ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости.

Пунктом 2 статьи 19 Закона «О таможенном тарифе» приведён исчерпывающий перечень условий, исключающих применение метода 1. К ним относятся: - ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар; - зависимость продажи и цены сделки от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено; - получение продавцом части дохода при продаже товара в РФ; - взаимозависимость участников сделки.

При этом обязанность по доказыванию невозможности применения метода 1 лежит на таможенном органе.

В соответствии с пунктом 8 Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров ввозимых на таможенную территорию РФ, утвержденной приказом ФТС России от 22 ноября 2006 г. № 1206 при проведении проверки документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов уполномоченные должностные лица проверяют и убеждаются в следующем: - документы, представленные декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости при применении метода 1, содержат следующую информацию (Согласно обычаям делового оборота указанную информацию содержит внешнеторговый договор (контракт), приложения и (или) спецификации к нему, а в части обязанностей перевозчика и страховщика - договоры перевозки и страхования соответственно. Сведения могут быть отражены в иных документах, за исключением наименования и количества товара, которые согласно статье 455 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть согласованы в условиях договора купли-продажи): -перечень товаров с указанием по каждому из них полного наименования, сведений о товарных знаках, марках, моделях, артикулах, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристик, названия производителя, цены за единицу, количества общей стоимости по каждому наименованию; -требования к качеству товара; -порядок предъявления претензий к продавцу, перевозчику, страховщику в связи фактическим несоответствием количества и качества товара условиям сделки; -условия и сроки платежа; -условия поставки товара; -условия предоставления скидок к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, если скидки предусмотрены.

Материалы дела свидетельствуют о том, что вся вышеперечисленная информация была представлена таможенному органу при таможенном оформлении, являлась достоверной и исчерпывающей.

В соответствии с п.п. 8, 9 Инструкции ФТС, утвержденной Приказом № 1206 от 22.11.2006 года «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРКИ ПРАВИЛЬНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ (ВВЕЗЕННЫХ) НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», при проведении проверки документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов уполномоченные должностные лица проверяют и убеждаются в следующем: документы, представленные декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости при применении метода 1, содержат следующую информацию; условия предоставления скидок к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, если скидки предусмотрены. Если представленные документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров и от декларанта необходимо получить дополнительные документы и сведения либо при выявлении признаков, указывающих на то, что заявленные декларантом сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными, уполномоченное должностное лицо должно определить круг вопросов, по которым требуется дополнительное документальное подтверждение. На основании поставленных вопросов должностное лицо направляет декларанту письменный запрос о представлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости <*> с указанием перечня сведений, требующих проверки, и с указанием конкретных запрашиваемых документов. Кроме того, могут быть запрошены пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на стоимость сделки; могут быть запрошены следующие дополнительные документы и сведения в зависимости от обстоятельств и условий конкретной сделки для подтверждения заявленной таможенной стоимости - прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров; сведения, разъясняющие основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара с указанием размеров таких скидок, если такие скидки предусмотрены внешнеторговым договором (контрактом); правомерность предоставлении скидки подтверждена условиями международного контракта являющегося действующим и не признанным в судебном порядке незаконным, перепиской с поставщиком, представленной заявителем, которой подтверждаются условие скидок.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" таможенной стоимостью ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения таможенной границы Российской Федерации. При этом в структуру таможенной стоимости включается ряд компонентов, перечисленных в названном пункте (расходы по перевозке товаров до места их прибытия на территорию Российской Федерации, расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров, стоимость товаров, услуг, предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей оцениваемых товаров, часть дохода, причитающаяся продавцу за последующие продажу, распоряжение или использование товаров и другие). Скидка не является составляющей структуры таможенной стоимости, в связи с чем она не подлежит подтверждению как самостоятельный ее элемент.

В целях установления влияния различного рода скидок на цену товаров и возможности применения основного метода таможенной оценки таможенным органом должна быть исследована природа скидки, ее величина, условия ее представления, факт использования ее покупателем.

Таким образом, решение о самостоятельном определении таможенной стоимости ввозимых товаров принято таможенным органом в нарушение положений статьи 323 ТК РФ, а так же положений статей 32, 34 НК РФ. Таможенный орган не доказал факта недостоверности и недостаточности сведений, предъявленных Истцом при таможенном оформлении, а следовательно не доказал невозможность применения метода оценки стоимости ввозимого товара по цене сделки.

Согласно ст. 12 ФЗ «О таможенном тарифе» первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки. Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров: метода по стоимости сделки с идентичными товарами, метода по стоимости сделки с однородными товарами, метода вычитания, метода сложения, резервного метода, применяемыми последовательно.

В силу ч.1 ст.65 и ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия действий (бездействия) таможенного органа закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

Суд приходит к выводу, что в нарушение приведенных норм таможенный орган не доказал наличие оснований для вынесения оспариваемого решения.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Указанные обстоятельства судом установлены, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь нормами ТК РФ, ФЗ «О таможенном татифе» и ст.ст.  167-170, 176, 197-200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия Зеленоградской таможни по корректировке таможенной стоимости товара по ГТД №10125150/261009/0006494, требование об уплате таможенных платежей от 03.08.2010 года №10125000/622, в размере 2 773 891 руб. 23 коп., требование об уплате таможенных платежей от 20.08.2010 г. №10125000/657 в размере 232 059 руб. 12 коп.,, что проверено на соответствие ТК РФ, Закона «О таможенном тарифе».

Обязать Зеленоградскую таможню в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в форме принятия первоначально заявленную декларантом таможенную стоимость товара по методу стоимости сделки с возимыми товарами по ГТД №10125150/261009/0006494.

Взыскать с Зеленоградской таможни в пользу ЗАО «Полар Лоджистикс Интернэшнл» 2 000 руб. расходов по госпошлине.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья:   О.В. Каменская

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка