• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

РЕШЕНИЕ
 

от 19 января 2011 года  Дело N А40-121214/2010
 

Арбитражный суд в составе

судьи Карповой Г.А.

при ведении протокола помощником судьи Сафаровой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ОАО «Сода»

к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 3

о признании недействительным решения от 29.04.2010 № 217

при участии

от заявителя: Антошко О.В., дов. от 24.12.2009 № 09-437/д, Этц О.В., дов. от 24.12.2009 № 09-440/д,

от ответчика: Рябинина С.В., дов. от 08.11.2010 № 03-1-27/059@, Смирновой Я.С., дов. от 06.07.2010 № 03-1-27/044@,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Сода» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 3 (далее – инспекция, налоговый орган) от 29.04.2010 № 217 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

В обоснование своих требований общество указало, что решение инспекции противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), поскольку количество добытого полезного ископаемого (соли) определяется им в соответствии с пунктом 2 статьи 339 Кодекса расчетным путем, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье, так как учетной политикой утвержден косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого - каменной соли.

Данные о фактических потерях полезного ископаемого заявитель определяет в соответствии с действующей инструкцией по определению и учету потерь.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса налогообложение производится по ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в пределах нормативных потерь. При этом положениями вышеназванной статьи Кодекса не установлено, при каком методе учета количества добытого полезного ископаемого возможно применение данной ставки.

Следовательно, применение нулевой ставки налога в части нормативных потерь правомерно при использовании налогоплательщиком как прямого, так и косвенного методов учета количества добытого полезного ископаемого.

Инспекция требования не признала, указав, что обществом занижена налоговая база в результате уменьшения количества добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению по ставке 5,5%, на сумму фактических потерь в количестве 56 374 тонн (рассола – 181,853 тыс. м3).

Заявителем применяется косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого, который предусматривает расчет полезного ископаемого на основании данных о его содержании в извлекаемом из недр минеральном сырье (пункт 2 статьи 339 Кодекса). Однако по данным инспекции расчет объема полезного ископаемого в минеральном сырье осуществляется обществом не на основании данных о содержании полезного ископаемого в минеральном сырье, как это предусмотрено Кодексом, а по формуле Qb = QpKlK2, установленной п. 7.2 «Общесоюзных норм технологического проектирования рассолопромыслов», утвержденных Минудобрения СССР 12.02.1986. Эта формула предназначена для расчета количества годового расхода воды для добычи рассола, ее применение при косвенном методе определения количества добытого полезного ископаемого законодательством о налогах и сборах не предусмотрено. Для расчета объема полученного на выходе рассола заявитель использует коэффициенты, не предусмотренные технологическими нормами.

На возражения общества о том, что им применена налоговая ставка 0 процентов в части нормативных потерь, утвержденных в установленном порядке Роснедрами по каждому лицензионному участку, налоговый орган в решении указал, что при косвенном методе фактические потери полезного ископаемого включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье, в связи с чем уменьшение количества добытого полезного ископаемого на утвержденные нормативные потери при определении налогооблагаемой базы по налогу на добычу полезных ископаемых и применение налоговой ставки 0 процентов по нормативным потерям является неправомерным.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд установил, что заявление подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 24.11.2009 обществом подана в инспекцию уточненная налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за август 2009 года, по результатам камеральной проверки которой принято оспариваемое решение о доначислени налога в размере 446 484 руб. Основанием для доначисления послужило то обстоятельство, что, по мнению налогового органа, при косвенном методе определения количество добытого полезного ископаемого применение налоговой ставки 0 процентов (0 руб.) по нормативным потерям является неправомерным.

Решением Федеральной налоговой службы от 01.04.2010 № АС37-9/5680 апелляционная жалоба заявителя на решение оставлена без удовлетворения.

Согласно учетной политике общества на 2009 год, утвержденной приказом от 31.12.2008 № 1594, определение количества добытого полезного ископаемого на Яр-Бишкадакском месторождении каменной соли определяется косвенным методом.

В ходе рассмотрения аналогичного дела № А40-20222/09-126-94 по спору между теми же лицами за налоговый период февраль 2008 г. была проведена судебная комиссионная геологическая экспертиза. В связи с этим производство по всем аналогичным делам за 2008 г. было приостановлено до получения результатов экспертизы.

Перед экспертами были поставлены 10 вопросов, в числе которых: Осуществлялся ли в ОАО «Сода» в период январь-декабрь 2008 г. двойной подсчет потерь при добыче полезных ископаемых прямым/косвенным методом и приводила ли применяемая методика подсчета потерь при добыче полезных ископаемых в ОАО «Сода» к двойному подсчету объема и сумм потерь?

Согласно заключению эксперта Мазепина А.Я. определение потерь производится по принятой «Инструкции по определению и учету потерь каменной соли при разработке Яр-Бишкадакского месторождения подземным растворением через скважины с поверхности на Рассолопромысле Стерлитамакского ПО «СОДА» (1994г.), утвержденной генеральным директором ПО «Сода» 15.07.1994 и согласованной АО ВНИИГ 08.07.1994, а также Башкирским округом Госгортехнадзора России 11.07.1994.

На ОАО «Сода» применяется прямой метод определения объемов добычи и потерь.

Применяемая методика не приводит к двойному подсчету объемов и сумм потерь каменной соли при добыче.

Согласно заключению эксперта Денисова М.Н. двойного подсчета потерь при добыче полезного ископаемого ОАО «Сода» в период январь-декабрь 2008 г. не осуществляло, эксплуатационные потери каменной соли подсчитывались косвенным способом исходя из объема добытого и потерянного рассола и содержания в рассоле NaCI, а также количества нерастворимого остатка при растворении каменной соли.

Применяемая ОАО «Сода» методика подсчета потерь при добыче полезного ископаемого к двойному подсчету объема и сумм потерь не приводит, однако занижает действительные потери соли при добыче, поскольку при определении потерь допускается ошибка, и не учитываются все факторы, определяющие потери.

Таким образом, по данному вопросу получен однозначный ответ обоих экспертом о том, что общество не производило двойной учет потерь.

Об эксперта пришли к одним и тем же значениям в вопросах о величине добытого полезного ископаемого (вопрос № 7), о составляющих фактических и нормативных потерь.

Различие во мнениях экспертов по составу потерь состоит в том, что согласно заключению Денисова М.Н., общество не учитывает потери в результате обрушения стенок камеры.

Однако, как пояснили представители общества, потери, образующиеся за счет обрушенных глыб соли на дно камеры, определяются с использованием звуколокационного прибора «Контур–1М» или «Сканер 2000». Эти потери не уменьшают объема пустоты камеры и не влияют на количество добытого рассола, нерастворимого остатка и потерь каменной соли в камере в виде рассола. Прогнозировать их невозможно, и они определяются по мере их образования. К сверхнормативным потерям они не могут быть отнесены, что подтверждается экспертом Мазепиным А.Я в дополнении к экспертному заключению.

Например, в 2008 г. потерь в результате обрушения не было, а в 2009 г. они имели место.

Расхождение между экспертами по поставленным вопросам имеют место в определении экспертами метода добычи полезного ископаемого и правомерности использования обществом методики расчета объема полезного ископаемого по формуле QB=QpK1K2 .

Однако ст. 342 Кодекса не устанавливает различное применение налоговой ставки к налоговой базе, определенной прямым методом, либо определенной косвенным методом. Применение налогоплательщиком ставки 0 процентов в части нормативных потерь правомерно при использовании налогоплательщиком как прямого, так и косвенного метода учета количества добытого полезного ископаемого.

Представители общества заявили, что учет количества минерального сырья не ведется по формуле QB=QpK1K2, данная формула используется обществом для расчета расхода воды при добыче рассола, а не при подсчете количества добытого полезного ископаемого. Объем добычи рассола, подлежащий налогообложению, по Рассолопромыслу определяется с использованием расходометров-счетчиков УРСВ «Взлет МР», установленных на трубопроводах передачи рассола потребителям.

Использование расходометра-счетчика УРСВ «Взлет» подтверждается представленной и утвержденной ОАО «Сода» Методикой определения объемов добычи каменной соли и составления отчетности Яр-Бишкадакского рассолопромысла (стр. 4), Постоянным технологическим регламентом Яр-Бишкадакского расслопромысла СТ 01-2009 (стр. 13,34).

Вывод инспекции о занижении налоговой базы обосновывается тем, что при косвенном методе фактические потери включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье. Следовательно, уменьшение количества добытого полезного ископаемого на утвержденные нормативные потери при определении налогооблагаемой базы по налогу на добычу полезных ископаемых и применение налоговой ставки 0 процентов по нормативным потерям неправомерно.

При косвенном методе фактические потери не могут быть включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье в связи с тем, что расчет фактических потерь производится от количества добытого полезного ископаемого.

Необходимо различать понятия «минеральное сырье» и «полезные ископаемые». Инспекция ошибочно трактует эти два различных понятия одним и тем же образом и соответственно приходит к неверным и противоправным выводам об их применении в практике уплаты налогов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 336 Кодекса объектом налогообложения налогом на добычу полезного ископаемого признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 337 Кодекса полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье, (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).

Таким образом, добытым полезным ископаемым признается не минеральное сырье, извлекаемое из недр, а содержащиеся в минеральном сырье минералы, полученные после первичной обработки минерального сырья. При этом налоговым законодательством учитываются операции по добыче, которые предусмотрены техническим проектом разработки месторождения.

По принятой технологической схеме разработки Яр-Бишкадакского месторождения каменной соли добыча минерального сырья ведется методом подземного растворения пластов соли и извлечением из недр хлористо-натриевых рассолов. В этом случае рассол является продуктом переработки. На выходе из скважины установлен прибор учета «Расходомер-счетчик УРСВ «Взлет MP», который определяет количество минерального сырья. Для определения объема добытого полезного ископаемого в соответствии с пунктом 2 статьи 339 Кодекса используется косвенный метод, то есть расчетный способ: по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье.

Таким образом, для определения объема добытого полезного ископаемого используется расчетная формула, которая предусмотрена Методикой определения оъемов добычи каменной соли и составления отчетности Яр-Бишкадакского рассолопромысла (стр. 5): объем рассола (минерального сырья) умножается на коэффициент пересчета 0,310. Так, в рассматриваемый в данном деле период (август 2009 года) количество добытого полезного ископаемого рассчитывалось следующим образом: количество сырого рассола (согласно производственному отчету цеха «Рассолопромысел») 757,99 м3 умножено на концентрацию NaCl 0,310, в результате получено количество добытого полезного ископаемого 234976,9 тонн (акт добычи полезных ископаемых за август 2009 г.).

После того, как определено количество добытого полезного ископаемого, в соответствии с утвержденной методикой подсчета потерь, от суммы добытого полезного ископаемого рассчитываются фактические и нормативные потери. Все расчеты ведутся по формулам, которые утверждены для предприятий, занимающихся разработкой месторождений солей растворением через скважины с поверхности, Инструкцией по безопасному ведению работ и охране недр при разработке месторождений солей растворением через скважины с поверхности РД - 03 - 243 - 98.

Таким образом, факт подсчета фактических потерь от суммы добытого полезного ископаемого подтверждается самими формулами и первичными документами расчетов.

Это соответствует п.3 ст. 339 Кодекса, согласно которому фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.

Поэтому довод налогового органа о том, что при косвенном методе фактические потери уже включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье, является несостоятельным.

Применение при косвенном методе ставки 0 процентов к нормативным потерям согласуется с положениями ст. 342 Кодекса, не исключающей ее применение при косвенном методе учета количества добытого полезного ископаемого.

Минеральным сырьем для предприятия, осуществляющего разработку месторождений солей растворением через скважины с поверхности, является сырой рассол, полезное ископаемое - это содержащийся в рассоле чистый NaCl.

В соответствии с проектной документацией на каждый отчетный месяц общество составляет акты добычи полезных ископаемых. В этих актах отражается количество добытого полезного ископаемого (100 % содержание NaCl) и количество сырой соли. Данная информация о количестве добытого полезного ископаемого ежемесячно используется для расчета НДПИ, а количество сырой соли поступает для составления статистической отчетности по форме №5-гр.

Порядок заполнения справки по форме №5-гр регулируется Инструкцией по учету запасов полезных ископаемых и по составлению отчетных балансов по формам №5-гр, утв. Мингео СССР 04.11.1971 (далее - Инструкция). Согласно параграфу 23 Инструкции запасы минерального сырья, ценность в которых представляет заключенный в них полезный компонент, учитываются по сухому весу руды. В графе 8 (добыча) формы 5-гр указывается годовой объем добычи (извлеченной) руды (каменной соли). В справках маркшейдера по добыче данная руда обозначается как сырая соль. В сумме это количество за 2009 год составило 2886 тыс. тн. сырой соли (руды).

Таким образом, согласно инструкции по заполнению статистической отчетности, в форме 5-гр количество полезного компонента как 100% NaCl не указывается.

В связи с этим, сведения в налоговой декларации и в справке по форме №5-гр составляются по разным химическим состояниям полезного ископаемого и составляющим этих химических состояний. Соответственно, ссылка налогового органа на справку по форме №5-гр, является ошибочной.

Количество сырой соли по форме 5-гр за 2009 г. отражено как 2886 тыс. тн., тогда как в налоговой декларации указывается именно 100-процентный NaCl, годовой объем которого согласно первичным налоговым декларациям за 2009 г. составил 2708, 6 тыс. тн., по уточненным - 2614,56 тыс. тн. (для удобства сравнения данные по объему переведены в массу).

Исходя из представленных данных видно, что разница в показываемых потерях возникает из-за того, что в форме 5-гр отражаются потери от сырой соли, а в налоговой декларации - от чистого NaCl, при этом количество NaCl в сырой соли не 100 процентов, а по каждой скважине свои показатели (80-96 процентов).

Применение налоговой ставки 0 процентов регулируется пп.1 п.1 ст. 342 Кодекса, в соответствии с которым налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.

В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 921, от 07.11.2008 №833 нормативы потерь утверждает Федеральное агентство по недропользованию (далее - Роснедра). Сведения об утвержденных нормативах потерь направляются Роснедрами в Федеральную налоговую службу в 10-дневный срок со дня их утверждения.

Таким образом, факт утверждения уполномоченными государственными органами в области контроля за добычей полезных ископаемых (Роснедра) и уплаты налогов и сборов (ФНС России) во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации свидетельствует о правомерности применения заявителем этих нормативов при исчислении НДПИ.

В соответствии с Приказом Минфина России от 31.12.2008 №158н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и Порядка ее заполнения» в перечне оснований налогообложения добытых полезных ископаемых по налоговой ставке 0 процентов (рублей) названо полезное ископаемое в части нормативных потерь. Тем самым подтверждается, что условием (основанием) для налогообложения по ставке 0 процентов является лишь соответствие нормативам потерь. При этом не имеет значения, как налогоплательщик определяет количество добытых полезных ископаемых (согласно п. 1 ст. 339 Кодекса количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно).

Кроме того, в лицензии общества на право пользования недрами № 01878 ТЭ от 22.11.2002 разделе 8 установлено о том, что в части нормативных потерь применяется ставка 0 процентов.

Следовательно, обществом соблюдены условия для применения ставки 0 процентов.

Признавая решение инспекции недействительным, суд также руководствуется положениями части 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившими в законную силу постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010 № 09АП-26756/2009-АК по делу №А40-20122/09-109-69 и от 02.12.2010 № 09АП-26581/2009-АК по делу №А40-71116/09-143-447 по спорам между теми же лицами об аналогичных обстоятельствах за другие налоговые периоды (январь и июль 2008 года) установлены изложенные выше фактические обстоятельства, не подлежащие доказыванию по настоящему делу.

В силу главы 25.3 Кодекса отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком – лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Кодекса, отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые не регулируются главой 25.3 Кодекса.

Законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.

В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления) расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 3 от 29.04.2010 № 217.

Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 3 в пользу ОАО «Сода» судебные расходы в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Г.А. Карпова



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А40-121214/2010
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 19 января 2011

Поиск в тексте