• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

РЕШЕНИЕ
 

от 08 июля 2010 года  Дело N А40-121238/2009
 

Арбитражный суд в составе:

Судьи Немовой О.Ю. (единолично)

при ведении протокола судьей Немовой О.Ю.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Департамента имущества г. Москвы (Южное территориальное агентство)

к ответчику – Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве

3-е лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве, Главное Управление МЧС России по г. Москве

о признании незаконным решения от 22.05.2009 г. № 05/039/2009-796 об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество общей площадью 182, 2 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, Пересветов пер., д. 1, корп. 2 стр.2

при участии:

от заявителя – Пексимова Ю.В. дов. от 24.12.2009 г. № Д09/6287

от ответчика – Жукова А.А., дов. от 24.06.2009г. № 2973/09

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве – Глебов Ю.М., дов. от 22.01.2010г. № 22-02/565 Самоховец М.А., дов. от 15.09.2009г. № 22-02/15620

от Главного Управления МЧС России по г. Москве – Давыдов А.А., дов. от 29.12.2009г. № 2/1/5333м

У С Т А Н О В И Л:

Департамент имущества г. Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Москве, оформленного письмом от 22.05.2009 г. № 05/039/2009-796 об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество общей площадью 182, 2 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, Пересветов пер., д. 1, корп. 2 и обязании зарегистрировать право собственности города Москвы на недвижимое имущество общей площадью 182, 2 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, Пересветов пер., д. 1, корп. 2 стр.2.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что заявленный к регистрации объект недвижимости построен до принятия Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1, внесен в Реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, Распоряжением Департамента имущества г. Москвы от 31.08.2007г. № 3078-р передан на баланс Департаменту имущества г. Москвы и считать данный объект относящимся исключительно к федеральной собственности правовых оснований не имеется.

Определением от 23.12.2009г. судом была произведена замена ответчика Управление Федеральной регистрационной службы по Москве на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве.

Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что спорный объект недвижимости является защитным сооружением гражданской обороны и относится к федеральной собственности, в связи с чем, оспариваемое решение принято в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Третье лица письменные объяснения в порядке ст. 81 АПК РФ не представили, в полном объеме поддерживают позицию ответчика.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Как следует из материалов дела, Департамент имущества г. Москвы обратилось в Управление Федеральной службой по Москве с заявлением (вх. №77-77-05-039/2009-796) о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество общей площадью 182, 2 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, Пересветов пер., д. 1, корп. 2, стр.2.

Рассмотрев указанное заявление и приложенные к нему документы, регистрационный орган принял решение, оформленное письмом от 22.05.2009 г. № 05/039/2009-796 об отказе в государственной регистрации права собственности заявителя на данное недвижимое имущество на основании абзацев 4 и 6 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Данное решение мотивировано тем, что согласно кадастровому паспорту от 26.11.2008г. заявленное к регистрации нежилое помещение является бомбоубежищем, в связи с чем, у регистрирующего органа есть основания полагать, что данный объект является объектом гражданской обороны и может быть отнесен к объектам федеральной собственности.

Оснований для признания данного решения незаконным суд не усматривает.

Из п.1.1 кадастрового паспорта здания, расположенного по адресу: г. Москва, Пересветов пер., д. 1, корп. 2, стр.2 следует, что данное здание 1959 г. постройки является бомбоубежищем.

Из материалов дела также следует, что на момент разграничения постановлением N 3020-1 государственной собственности на федеральную, муниципальную и собственность субъектов Федерации названное здание принадлежало ГУП ДЭЗ м/р Даниловский и на него был оформлен Паспорт убежища № 05390.

При этом учитывая, что копия данного паспорта была приложена в обоснование позиции по спору самим заявителем, исходя из приложенных Департаментом имущества г. Москвы к заявлению копий ситуационного плана и Приложения к распоряжению Департамента от 29.12.2008 № 4698-р, а также учитывая непредставление доказательств обратного, суд считает возможным признать, что здание, права на регистрацию которого заявлено и здание, на который выдан Паспорт убежища № 05390, является одним и тем же объектом недвижимости.

Согласно пункту 2 раздела III (объекты оборонного производства) приложения 1 к постановлению N 3020-1 защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

В силу пункта 1 приложения 3 к постановлению N 3020-1 такие объекты государственной собственности, как жилой и нежилой фонд, находящиеся в ведении соответствующих советов народных депутатов, отнесены к муниципальной собственности, собственности Москвы и Санкт-Петербурга.

Исходя из пункта 3 постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 - 3, передаются в государственную собственность субъектов Федерации на основании предложений их компетентных органов власти, но до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности.

Объекты в виде "защитных сооружений гражданской обороны" в приложениях 1 - 3 прямо не указаны.

Общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.

В соответствии со статьями 1, 6 Федерального закона от 12.08.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, убежища являются объектом гражданской обороны, предназначающимся для защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пункту 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583, требования названных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны. Статус защитных сооружений гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.

Таким образом основное назначение убежищ - их использование в чрезвычайных (находящихся вне контроля человека) обстоятельствах, что, по мнению не позволяет отнести их к обычным объектам жилого или нежилого фонда.

В приложениях 1 - 3 к Постановлению N 3020-1 объекты гражданской обороны не указаны, в связи с этим на основании пункта 3 названного Постановления такие объекты, независимо от того, на чьем балансе они находятся, до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

По смыслу пункта 5 части 2 статьи 26.3, пункта "г" части 2 статьи 26.11 Закона N 184-ФЗ допускается нахождение защитных сооружений гражданской обороны в собственности субъекта Российской Федерации.

Спорный объект возник до вступления в силу названного Федерального закона однако, доказательств, подтверждающих то, что в порядке, установленном Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, объект гражданской обороны, находящийся по соответствующему адресу, передан из федеральной собственности в государственную собственность субъекта Российской Федерации - города Москвы заявителем ни регистрирующему органу, ни суду в ходе судебного разбирательства не представлено.

На основании изложенного суд полагает, что спорное помещение, являющееся убежищем, в силу Постановления N 3020-1 может относиться только к федеральной собственности.

Данная позиция согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 N 12757/09

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что у ответчика имелись основания, предусмотренные пунктом 1 статьи 20 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ (абз.10) для отказа в государственной регистрации прав, что свидетельствует об отсутствии нарушении прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением.

В связи с чем, требования заявителя в соответствии с ч.3 ст. 201 АПК удовлетворению не подлежат.

Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявления.

Госпошлина распределяется по правилам ст. 110 АПК РФ и относится на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 1 - 13, 15 - 17, 27, 29, 34, 35, 64 - 69, 71, 75, 155, 156, 166 - 170, 176, 180, 181, 189, 197 - 201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Департамента имущества г. Москвы о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Москве, оформленного письмом от 22.05.2009 г. № 05/039/2009-796 об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество общей площадью 182, 2 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, Пересветов пер., д. 1, корп. 2 стр.2 и обязании зарегистрировать право собственности города Москвы на недвижимое имущество общей площадью 182, 2 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, Пересветов пер., д. 1, корп. 2 стр. 2 отказать полностью (проверено на соответствие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья О.Ю. Немова




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А40-121238/2009
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 08 июля 2010

Поиск в тексте