АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 30 марта 2010 года  Дело N А40-145250/2009

в составе: судьи Лукашовой О.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Спецстройэксплуатация»

к ответчику: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве

третьи лица: 1.Департамент земельных ресурсов города Москвы, 2.Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом

о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права

с участием: от заявителя – Пушкина Е.А. по дов. от 10.12.09 № 34 (пасп. 14 05 581042);

от ответчика – Артемова Н.А. по дов. от (уд. ТО № 009068);

от ДЗР – Соловьев А.Л. по дов. от 28.12.09 № 33-И-1046/9 (уд. № 774);

от ТУ Росимущества – неявка, уведомлено;

УСТАНОВИЛ: ОАО «Спецстройэксплуатация» (далее по тесту также – Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Москве об отказе в государственной регистрации права собственности ОАО «Спецстройэксплуатация» на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, ул. Сельскохозяйственная, вл. 62А, кадастровый номер 77:02:0014004:21, и обязании Управления Росреестра по Москве совершить регистрационные действия по регистрации  права собственности ОАО «Спецстройэксплуатация» на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, ул. Сельскохозяйственная, вл. 62А, кадастровый номер 77:02:0014004:21.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент земельных ресурсов города Москвы и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом, о чем вынесено определение.

Судом произведена процессуальная замена ответчика – Управление Федеральной регистрационной службы по Москве на ответчика – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, о чем вынесено определение.

Заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, со ссылкой на незаконность и необоснованность оспариваемого отказа ответчика в государственной регистрации права собственности ОАО «Спецстройэксплуатация» на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, ул. Сельскохозяйственная, вл. 62А, кадастровый номер 77:02:0014004:21, нарушающего права и законные интересы заявителя, как собственника указанного недвижимого имущества, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ответчик представил отзыв, заверенные копии материалов регистрационного дела спорного земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Сельскохозяйственная, вл. 62А, кадастровый номер 77:02:0014004:21, возражал против удовлетворения требований заявителя, по основаниям, изложенным в отзыве и оспариваемом решении об отказе в государственной регистрации права собственности ОАО «Спецстройэксплуатация» на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, ул. Сельскохозяйственная, вл. 62А, кадастровый номер 77:02:0014004:21, со ссылкой на то, что спорный земельный участок с кадастровым номером 77:02:0014004:21 расположен на особо охраняемой природной территории «Долина реки Яузы», в водоохранной и технических зонах, что является препятствием в приватизации указанного земельного участка.

Департамент земельных ресурсов города Москвы поддержал позицию ответчика.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом не воспользовалось предоставленными ему АПК РФ процессуальными правами, отзыв или иную письменную позицию по спору не представило, извещенное надлежащим образом о дате, месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, в связи с чем дело рассмотрено судом в порядке статей 123, 156 АПК РФ в отсутствие указанного третьего лица.

Рассмотрев материалы дела, материалы регистрационного дела спорного земельного участка, выслушав доводы представителя ответчика, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд считает, что заявленные требования заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, Закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 28.11.2003 г. № 6680-р «ОБ УСЛОВИЯХ ПРИВАТИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "СПЕЦСТРОЙЭКСПЛУАТАЦИЯ"» было принято решение о приватизации ФГУП «Спецстройэксплуатация» путем преобразования в ОАО «Спецстройэксплуатация», а так же утвердить состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «Спецстройэксплуатация».

В приложении № 1 к Распоряжению от 28.11.2003 г. № 6680-р определен состав подлежащего приватизации имущественного комплекса. «Раздел 1. Основные средства 1.1. Земельные участки» под порядковым номером 1.1.11 содержатся сведения о приватизируемом земельном участке по адресу: г.Москва, ул. Сельскохозяйственная, вл. 62А. В графе 2 указано целевое назначение земельного участка – эксплуатация зданий складской базы, а так же общая площадь земельного участка 0,5218 га, что соответствует 521,8 кв.м.

Передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «Спецстройэксплуатация» передаваемого ОАО «Спецстройэксплуатация» во исполнение распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от 28.11.2003 г. № 6680-р был подписан 03.12.2003 г.

ОАО «Спецстройэксплуатация» 02.04.2009 г. обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по городу Москве с заявлением вх. № 77-77-02/024/2009-89 о государственной регистрации права собственности ОАО «Спецстройэксплуатация» на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, ул. Сельскохозяйственная, вл. 62А, кадастровый номер 77:02:0014004:21, приложив при этом необходимые для государственной регистрации документы, о чем в материалах дела свидетельствует расписка Управления ФРС по г.Москве (л.д. 122 т.1).

Рассмотрев представленные ОАО «Спецстройэксплуатация» для государственной регистрации документы от 02.04.2009 г. вх. № 77-77-02/024/2009-89, Управление ФРС по Москве решением, оформленным письмом от 16.04.2009 г. № 02/024/2009-89 на основании п.п.1 и 2 ст.19 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту также – Закон о регистрации) приостановило государственную регистрацию права собственности ОАО «Спецстройэксплуатация» на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, ул. Сельскохозяйственная, вл. 62А, кадастровый номер 77:02:0014004:21.

Приостанавливая государственную регистрацию, ответчик указал на то, что согласно договору аренды от 28.02.2002 г. № М-02-507458, ранее зарегистрированного в ЕГРП, а также  представленного для регистрации указанного договора плана земельного участка от 18.03.2002 г. № 02-1464: часть земельного участка с кадастровым № 77:02:0014004:21 расположена на территории Природного комплекса, часть участка расположена в зоне памятника истории и культуры, часть участка расположена в водоохранной зоне, т.е. заявленный для регистрации права собственности земельный участок частично находится в пределах особо охраняемых природных территорий, относящихся к ограниченным в обороте.

Согласно ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные, в том числе, в пределах особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с п.3 ст.14 Закона города Москвы от 26.09.2001 г. № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» предоставление земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий гражданам и юридическим лицам в собственность не допускается.

Кроме того, в соответствии с п.8 ст.28 Федерального закона РФ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки, входящие в состав земель особо охраняемых природных территорий, не подлежат отчуждению из государственной собственности.

Представленный для регистрации права собственности кадастровый паспорт от 13.11.2008 г. № 77-5/08-88010, выданный Управлением Роснедвижимости по Москве, не содержит каких-либо сведений о расположении данного земельного участка на землях особо охраняемых природных территорий, в связи с чем ответчиком в адреса Департамента земельных ресурсов города Москвы и Управления Роснедвижимости по Москве направлены соответствующие запросы.

Ответчик указал, что в соответствии с п.5 ст.18 Закона о регистрации необходимые для государственной регистрации прав документы, являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй –помещается в дело правоустанавливающих документов. Однако подлинный экземпляр передаточного акта от 28.11.2003 г. заявителем не представлен.

Кроме того, ответчик просил заявителя сообщить регистрационный номер дела правоустанавливающих документов, в случае, если ранее подлинный экземпляр передаточного акта от 28.11.2003 г. уже был представлен ОАО «Спецстройэксплуатация».

В связи с непредставлением ОАО «Спецстройэксплуатация» дополнительных документов, позволяющих, по мнению ответчика, провести государственную регистрацию, а также с учетом поступивших из Департамента земельных ресурсов города Москвы и Территориального управления Росимущества ответов на вышеуказанные запросы ответчика, Управление ФРС по Москве решением, оформленным письмом от 04.09.2009 г. № 02/024/2009-89, на основании абзацев 4 и 10 п.1 ст.20 Закона о регистрации отказало ОАО «Спецстройэксплуатация» в государственной регистрации права собственности ОАО «Спецстройэксплуатация» на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, ул. Сельскохозяйственная, вл. 62А, кадастровый номер 77:02:0014004:21 по основаниям, указанным в решении, оформленном письмом от 16.04.2009 г. № 02/024/2009-89.

Кроме того, ответчик указал, что в соответствии с письмом Департамента земельных ресурсов города Москвы (исх. от 08.05.2009 г. № 33-1-4497/9-(0)-1, а также согласно сведениям, содержащимся в ЕГРП, земельный участок с кадастровым номером 77:02:0014004:21 расположен на территории природного комплекса особо охраняемой территории «Долина реки Яузы» и в водоохраной и технической зонах, т.е. на землях общего пользования.

В соответствии с п.12 ст.85, ст.27 ЗК РФ, постановлениями Правительства Москвы от 13.07.2004 г. № 490-1111 «О ходе выполнения работ по формированию перечней земельных участков, изымаемых из оборота, ограниченных в обороте, обременяемых сервитутами и резервируемых для государственных нужд» и от 28.08.2007 г. № 753-1111 «Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве» в отношении земельных участков или их частей, расположенных на землях общего пользования, установлено ограничение «не подлежит приватизации».

Не согласившись с решением Управления ФРС по Москве, оформленным письмом от 04.09.2009 г. № 02/024/2009-89 об отказе в государственной регистрации права собственности ОАО «Спецстройэксплуатация» на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, ул. Сельскохозяйственная, вл. 62А, кадастровый номер 77:02:0014004:21, посчитав его незаконным и необоснованным, ОАО «Спецстройэксплуатация» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом положений п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.

Согласно п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 г. № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК он может признать такой акт недействительным.

Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемого заявителем решения Управления ФРС по Москве необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие его закону и наличие нарушения им прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

С учетом заявленных требований и доказательств, имеющихся в материалах дела, суд считает необходимым указать следующее.

В соответствии с положениями ст.ст. 9, 13 Закона о регистрации регистрирующий орган должен проводить правовую экспертизу документов, представленных для государственной регистрации, при этом целью правовой экспертизы является установление юридических фактов, являющихся бесспорным основанием для возникновения, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество. Представленные документы изучаются как на подлинность, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.

В настоящем случае в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию права собственности ОАО «Спецстройэксплуатация» представлено Распоряжение от 28.11.2003 г. № 6680-р совместно с приложениями, определяющими состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «Спецстройэксплуатация», в том числе копия передаточного акта подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «Спецстройэксплуатация»

Из имеющихся в деле доказательств (план земельного участка с разграничением зон) суд установил, что часть земельного участка с кадастровым номером 77:02:0014004:21 расположена на территории особо охраняемой природной территории «Долина реки Яузы», часть участка в зоне памятника истории и культуры, часть участка в водоохраной зоне.

В силу п.1 ст.28 Федерального закона РФ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация зданий, строений и сооружений осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Однако иное предусмотрено Федеральным законом РФ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», в частности п.7 ст.3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» устанавливает, что со дня введения в действие ЗК РФ приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.

В силу п.3 ст.3 Федерального закона РФ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не подлежит приватизации имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п.2 ст.15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В п.5 ст.27 ЗК РФ к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков).

Действующее законодательство не предусматривает возможность предоставления в частную собственность земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий.

В силу п.8 ст.28 Федерального закона РФ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» действие настоящего закона на земельные участки, входящие в состав земель особо охраняемых природных территорий, не распространяется.

Согласно п.1 ст.95 ЗК РФ, ст.2 Федерального закона РФ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст.2 Закона города Москвы от 26.09.2001 г. № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» к числу земель особо охраняемых природных территорий в Москве отнесены земли природных парков.

Природный комплекс особо охраняемой территории «Долина реки Яузы» входит в перечень объектов общего пользования (Постановление Правительства Москвы от 13.11.2007 г. № 996-ПП «О ГЕНЕРАЛЬНОЙ СХЕМЕ ОЗЕЛЕНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА»).

Вместе с тем, подпункт «к» п.1 ст.2 Закона города Москвы от 26.09.2001 г. № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» относит водоохранную зону к особо охраняемой природной территории. Природные парки, природно-исторические парки, экологические парки, природные заказники, городские леса и водоохранные зоны являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения (п.5 ст.2 Закона города Москвы от 26.09.2001 г. № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве»). Пунктом 8 ст.2 Закона города Москвы от 26.09.2001 г. № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» установлено, что особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью города Москвы.

Согласно ст.14 Закона города Москвы от 26.09.2001 г. № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» предоставление земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий гражданам и юридическим лицам в собственность, постоянное (бессрочное) пользование (кроме учреждений, организаций, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий) не допускается.

Таким образом, в силу действующего законодательства земельный участок по адресу: г.Москва, ул. Сельскохозяйственная, вл. 62А, кадастровый номер 77:02:0014004:21 не мог передаваться в собственность приватизируемого предприятия.

В силу положений ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона и иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.