• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

РЕШЕНИЕ
 

от 08 апреля 2010 года  Дело N А40-153264/2009
 

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего Л.В. Ласкина

судей: единолично

при ведении протокола заседания Л.В. Ласкиным

с участием:

от заявителя : Бойченко И.В. по доверенности от 24.02.10 №12/18120, удостове-рение УР №648314

от ответчика :

от третьих лиц : Ковалева О.В. по доверенности Администрации от 21.01.10 г. №12-129, паспорт от 24.08.01 г., код 252-038; Швыревой С.А. по доверенности ООО «МЕГА ШАНС» от 03.03.10 . , паспорт от 16.09.03 г., код 772-061

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной ИФНС России №1 по Приморскому краю к МИФНС России №46 по г. Москве о признании решения №337538А от 04 сентября 2009 г. недействительным

Третьи лица Администрация городского округа Закрытое административно-территориальное образование Большой камень, ООО «МЕГА ШАНС» и руководитель Ненашев А.И,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России №1 по Приморскому краю обратилась в арбитражный суд с заявлением к МИФНС РФ №46 по г. Москве о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 46 по г. Москве от 04 сентября 2009 г. №337538А о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО «МЕГА ШАНС» (основной государственный регистрационный номер записи 1037730006984), ссылаясь на то, что основанием для вынесения решения о государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица ООО «МЕГА ШАНС» послужили документы, содержащие недостоверные сведения о местонахождении юридического лица, представление заведомо ложных сведений при регистрации юридического лица со стороны его учредителей является нарушением действующего законодательства о налогах и сборах, а также законодательства, регулирующего правоотношения в области регистрации юридических лиц, в том числе Федерального закона от 08.08.01 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее – Закон о регистрации), и может повлечь нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также создает основу для уклонения от уплаты установленных налогов и сборов и противодействия осуществлению форм налогового контроля.

Представитель заявителя явился в судебное заседание, поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица МИФНС РФ №46 по г.Москве не явился в судебное заседание, налоговый орган отзыв на заявление не представил, о месте и времени заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющиеся в деле почтовое уведомление..

Представитель третьего лица – ООО «МЕГА ШАНС» явился в судебное заседание, требования заявителя признала, отзыв на заявление не представлен.

Представитель третьего лица – Администрация городского округа Закрытое административно-территориальное образование Большой камень в судебное заседание явился, представил письменный отзыв на заявление, требование заявителя поддержали в полном объеме.

Представитель третьего лица – Ненашев А.И не явился в судебное заседание, отзыв на заявление не представил, о месте и времени заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющиеся в деле почтовое уведомление.

Рассмотрев дело в отсутствие заинтересованного лица и третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, выслушав объяснения представителей заявителя, изучив материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу: заявление подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов, Межрайонной ИФНС России № 46 по г. Москве принято решение от 04 сентября 2009 года №337538А о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО «МЕГА ШАНС».

На основании указанного решения в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления о регистрации изменений в учредительные документы.

Данные изменения касаются места нахождения юридического лица.

Налоговый орган пришел к выводу, что решение о государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица внесена на основании недостоверных сведений о местонахождении юридического лица в нарушение п. 1 ст. 17 Закона о регистрации, в то время как сведения об адресе юридического лица в государственном реестре должны соответствовать действительности, в связи с чем обратился в суд с заявлением о признании регистрации недействительной.

Обжалуемое решение налогового органа не соответствуют закону и иным правовым актам и нарушают права и публичные интересы, поэтому в силу ст.ст.198,200,201 АПК РФ они подлежат признанию недействительным по следующим основаниям.

Из положений статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует, что вопросы, касающиеся государственной регистрации, наряду с указанным законом регулируются Гражданским ко­дексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 4 Закона о регистрации Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.

Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

В соответствии с пунктом «а» статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается достоверность представленных сведений.

Статьей 25 Закона о регистрации предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей за представление недостоверных сведений.

Следовательно, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона о регистрации является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.

Это следует из положений статей 4, 5, 17, 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», статей 3, 13, 14 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации установлен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации в заявлении о государственной регистрации подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. При этом возникновение прав и обязанностей единоличного исполнительного органа связано с решением уполномоченного органа управления данного юридического лица, которое оформляется протоколом общего собрания акционеров (участников) или решением единственного акционера (участника).

С учетом положений п.6 ст. 37, ст.39, п.1 ст.40 Федерального закона № 14-ФЗ возникновение прав и обязанностей единоличного исполнительного органа связано с решением уполномоченного органа управления данного юридического лица, которое оформляется протоколом собрания участников или решением единственного участника. Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений.

Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.05.2006 г. № 2817/06, с момента прекращения уполномоченным органом управления юридического лица полномочий единоличного исполнительного органа, лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу приведенных норм не вправе без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе, подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе (генеральном директоре).

Одним из оснований для признания недействительной государственной регистрации изменений является доказанная недостоверность сведений, внесенных в ЕГЮРЛ на основании заявления юридического лица; другим основанием может быть представление в регистрирующий орган неполного пакета документов, предусмотренных соответствующей главой закона №129-ФЗ.

Из материалов регистрационного дела следует, что заявление о регистрации изменений в учредительные документы по форме Р13001 подписано неуполномоченным лицом. В регистрационном деле имеется протокол общего собрания участников ООО «МЕГА ШАНС» от 24.08.2009г. № 03/2009 согласно которому, с 25.08.2009г. на должность генерального директора назначен Ненашев Александр Игоревич. Согласно расписке в приеме документов №337538А заявление на регистрацию изменений в учредительные документы представлено 28.08.2009г. Заявителем выступает Каримов Тахир Абдулберович, не являющейся на момент представления заявления уполномоченным лицом имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица.

Исходя из положений ст.9 и 17 Федерального закона № 129-ФЗ подписанное заявление неуполномоченным лицом определяется как непредставление документа, и регистрирующим органом должно быть вынесено решение об отказе в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ на основании пункта «а» части 1 статьи 23 указанного закона.

Таким образом, на заявителя законодателем возложена обязанность по предоставлению в регистрирующий орган достоверной информации.

В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

В силу пункта 2 статьи 54 ГК РФ, пункта 2 статьи 4 Федерального зако­на от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственно­стью» место нахождения общества определяется местом его государствен­ной регистрации, о чем указывается в учредительных документах.

Пункт 5 статьи 5 Закона о регистрации от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ предусмотрено, что в государственный реестр юридических лиц вносятся указанные заявителем сведения об адресе (месте нахождения) организации и что по этому адресу (месту нахождения) осуществляется связь с юридическим лицом.

В силу п. 2 ст. 8 Закона о регистрации государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа.

Согласно пункту 4 ст.8 Закона записи вносятся в реестр на основании документов, представленных заявителем при государственной регистрации. При этом в силу ст.9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных данным Законом.

Поскольку в силу статьи 54 ГК РФ адрес юридического лица является обязательным реквизитом учредительных документов и обязательным реквизитом заявления о государственной регистрации изменений в учредительных документах, указание недостоверного адреса юридическо­го лица (либо иных недостоверных обязательных сведений в заявлении) фактически означает незаполненность соответствующих граф заявления, что, в свою очередь, лишает этот документ статуса заявления о государ­ственной регистрации юридического лица.

Указание в заявлении о регистрации юридического лица произвольно выбранного заявителем адреса не является достаточным основанием для признания сведений о месте нахождения юридического лица достоверны­ми.

Суд при рассмотрении предъявленных требований также учитывает разъяснения, которые были даны ФНС России в Письме за №14-1-04/253@ от 01.02.2005 года, из которого вытекает, что в случае указания в заявлении адреса (местонахождения) создаваемого юридического лица, в отношении которого в регистрируемом органе имеется документируемая информация о его незаконном использовании, то соответствующие пункты заявления считаются незаполненными, а заявление - оформленным ненадлежащим образом со всеми вытекающими из данного обстоятельства правовыми последствиями.

Следовательно, документы, представляемые в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном статьей 17 Закона о регистрации, должны не только соответствовать установ­ленной форме, но и обладать признаками достоверности, в том числе с уче­том требований законов, регламентирующих статус и порядок функциони­рования соответствующих юридических лиц. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут быть основанием для внесения записи в государственный реестр.

Судом установлено и следует из решения участника ООО «МЕГА ШАНС» , им принято решение об изменении местонахождения общества на адрес: г. Большой Камень, ул. Рабочая, д.7

По указанному адресу местонахождения организация отсутствует, что подтверждается осмотром адреса местонахождения №24 от 22.10.2009г., протоколом допроса свидетеля от 22.10.2009г. №5.

Правообладателем данного помещения является ООО «Развитие», по сообщению руководителя ООО «Развития» Борейко К.Н, заключившего договор аренды с ООО «МЕГА ШАНС», представители ООО «МЕГА ШАНС» после регистрации изменений в учредительные документы не были на территории арендованных помещений и не находятся по месту нахождения.

В адрес руководителя ООО «МЕГА ШАНС» направлено уведомление о необходимости явки для дачи пояснений в связи с отсутствием организации по месту нахождения.

Из материалов дела следует, что в Администрацию городского округа ЗАТО г. Большой Камень направлен запрос от 23.10.2009г. № 09-03/13906 с просьбой сообщить поступали ли заявления представителей ООО «МЕГА ШАНС» на разрешение на въезд на территорию ЗАТО, а также на ведение деятельности. На запрос Инспекции дан ответ, что ООО «МЕГА ШАНС» в Администрацию не обращалась.

Так как по адресу, указанному в учредительных документах организация не располагается, то в связи с этим налоговая инспекция правомерно считает, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы общества, осуществлена на основании документов содержащих заведомо ложные сведения, что является нарушением требований ст. 17 Закона 129-ФЗ и влечет недействительность государственной регистрации изменений ООО «МЕГА ШАНС» в части изменения места нахождения.

То обстоятельство, что на стадии рассмотрения заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ у МИФНС России №46 по г.Москве выявление несоответствия сведений о местонахождении организации фактическому адресу не было законных оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «МЕГА ШАНС», не свидетельствует о законности принятого решения.

МИФНС России №46 по г.Москве в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опровергла установленные обстоятельства дела и выводы суда первой инстанции относительно недостоверности сведений, представленных на государственную регистрацию.

Согласно Указу Президента РФ №1043 от 19.07.1996 года город Большой Камень Приморского края является закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО), на которое распространяется действие норм Закона Российской Федерации №3297-1 от 14.07.1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» .

В соответствии со ст. 3 вышеуказанного закона на территории ЗАТО устанавливается особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов который в частности включает ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории; ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание, т.е. предусмотрено прямое ограничение конституционных прав на свободное ведение предпринимательской деятельности.

Согласно же ч. 2 ст. 3 обеспечение особого режима осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок предусмотрен в Положении о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утв. постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 г. №693. Действие данного положения распространено на закрытое административно-территориальное образование город Большой Камень Приморского края постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 г. №1634.

На территории городского округа ЗАТО Большой Камень действует Инструкция о пропускном режиме, которая является муниципальным нормативным правовым актом утв. постановлением главы муниципального образования от 30.07.2004 года №653 и согласованная с директором ДВЗ «Звезда» и органами ФСБ РФ. Согласно инструкции на территории ЗАТО Большой Камень установлена контролируемая зона, которая включает всю территорию ЗАТО.

Регистрация на территории городского округа ЗАТО Большой Камень юридических лиц, учредителями которых являются физические лица, не являющиеся жителями городского округа ЗАТО Большой Камень и не имеющие полученных в установленном порядке разрешений на въезд на территорию городского округа ЗАТО Большой Камень является нарушением требований закона РФ от 14 июля 1992 г. №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» и Положения об особом режиме в ЗАТО.

Кроме того, согласно ст. 8 указанного закона к участию в совершении сделок с муниципальным имуществом допускаются граждане РФ, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории.

Таким образом, государственная регистрация изменений относительно адреса места нахождения общества произведена также с нарушением ст. ст. 3,8 Закона Российской Федерации №3297-1 от 14.07.1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» .

При рассмотрении настоящего дела суд учитывает правовую позицию, изложенную в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Арбитражного Суда РФ от 01 июля 1996 г. №6/8 «О некоторых вопросах, связана применением части первой Гражданского кодекса РФ», в силу которой основанием принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотри законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, недействительным, является одновременно как его несоответствие или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охрана законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Следовательно, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух вышеназванных условий.

В данном случае обращение Инспекции в арбитражный суд с настоящим заявлением связано не с нарушением экономических интересов налогового органа, а с нарушением установленного законом порядка осуществления государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Кроме того, с определенным в учредительных документах местом нахождения юридического лица, НК РФ связывает право налогового органа осуществлять комплекс мероприятий налогового контроля (ст. 82,83 НК РФ), осуществлять меры по взысканию неуплаченной суммы налога, пени, штрафов (ст. 46,47 НК РФ).

Вместе с тем в соответствии с п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы в праве предъявлять в суды общей юрисдикции и арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Пунктом 2 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо деятельности и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, является составной частью государственной регистрации юридических лиц.

Следовательно, предметом настоящего заявления правомерно является признание недействительным решения МИФНС России №46 по г.Москве о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО «МЕГА ШАНС» .

С учетом вышеизложенного следует признать, что при подаче документов для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ в налоговый орган не было представлено заявление, оформленное в соответствии с положениями Закона о регистрации и постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. № 439, что является основанием для отказа в регистрации изменений в соответствии со ст.23 указанного закона. Регистрация изменений на основании поданного заявления осуществлена МИФНС РФ №46 по г.Москве в нарушение данной нормы.

При таких обстоятельствах нельзя признать, что действия налогового органа по регистрации изменений в учредительные документы ООО «МЕГА ШАНС» не соответствуют закону, поскольку из смысла ст. 51, 52 ГК РФ следует, что регистрирующий орган должен проверить соблюдение порядка внесения изменений и соответствие этих изменений закону.

При вышеуказанных обстоятельствах заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Судом указанные обстоятельства установлены, в связи с чем оспариваемое решение признается судом недействительным.

Установленный ч.4 ст.198 АПК РФ срок на обращение в суд заявителем соблюден.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 174, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным решение МИФНС России №46 по г. Москве от №337538А от 04 сентября 2009 г. по заявлению ООО «МЕГА ШАНС» от 28 августа 2009 г. №337538А о государственной регистрации как несоответствущего ст. ст. 9, 11, 14, 17,18, 23 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционной суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд г. Москвы.

Судья Л.В. Ласкин




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А40-153264/2009
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 08 апреля 2010

Поиск в тексте