АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 19 апреля 2010 года  Дело N А40-168605/2009

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Судьи  Нариманидзе Н.А.

Протокол ведет секретарь Гладышева А.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании  дело по  заявлению ООО «Интел»

к МИФНС России № 46 по г. Москве

третье лицо- ИФНС России № 5 по г. Москве

о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации от 17.09.2009 г.

при участии:

от заявителя – Чиненов А.С. – дов. № 1 от 25.01.2010г.

от ответчика – Каракешишева Е.Н. –дов. от 17.07.2009г. № 07-17/38148з

от третьего лица- Хачатуров  А.Г.- дов. от 28.12.2009г. № 111

УСТАНОВИЛ:

ООО «Интел» (далее по тексту также – Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной Инспекции ФНС № 46 по г.Москве от 17.09.2009 г., оформленного документом по форме № Р50001, об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией заявителя.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция ФНС № 5 по г.Москве, о чем вынесено определение.

В судебном заседании в порядке ст.163 АПК РФ объявлялся перерыв с 08.04.2010 г. до 14.04.2010 г., о чем вынесено протокольное определение.

Заявитель поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении и возражениях на отзыв ответчика со ссылкой на незаконность и необоснованность оспариваемого решения регистрирующего органа, нарушающего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку заявителем были представлены в регистрирующий орган все документы, предусмотренные ст.21 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Ответчик не признал заявленные требования, суду представил письменный отзыв. В подтверждение правовой позиции по спору ответчик ссылается на законность и обоснованность оспариваемого решения, поскольку Обществом был представлен в регистрирующий орган ликвидационный баланс, не содержащий информации по задолженности перед бюджетом.

Представитель ИФНС России № 5 по г. Москве оставил заявленные требования на усмотрение суда, письменный отзыв суду не представил, суду представил материалы учетного дела ООО «Интел».

Рассмотрев материалы дела, материалы регистрационного дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства суд установил, что заявленные требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, Закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Согласно п.1 с.5 Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту также – Закон о регистрации) сведения и документы о юридическом лице содержатся в государственном реестре.

Как следует из материалов дела, 11.09.2009 г. заявитель в порядке  ч.1 ст.21 Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации ООО «Интел» в связи с его ликвидацией.

Межрайонная Инспекция ФНС № 46 по г.Москве, рассмотрев представленные для государственной регистрации документы, 17.09.2009 г. приняла оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации ООО «Интел» со ссылкой на подпункт а) п.1 ст.23 Закона о регистрации, а именно, в связи с непредставлением определенных ст.21  Закона о регистрации необходимых для государственной регистрации документов, у казав при этом на отсутствие заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, составленного с учетом п.1 и п.2 ст.224 Федерального закона РФ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в соответствии с которыми при обнаружении обстоятельств, при которых стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, а также на то, что ликвидационный баланс юридического лица, содержит недостоверные сведения в отношении отсутствия у общества задолженности перед бюджетом.

Посчитав решение Межрайонной Инспекции ФНС № 46 по г.Москве от 17.09.2009 г. об отказе в государственной регистрации ООО «Интел» в связи с его ликвидацией не соответствующим Закону о регистрации и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ООО «Интел» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ регулируются Законом о регистрации.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 настоящего Федерального закона.

Согласно п.1 ст.21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а)  подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б)  ликвидационный баланс;

в)  документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с п.п.1 - 8 ч.2 ст.6 и п.2 ст.11 Федерального закона «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч.4 ст.9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Согласно п.3 ст.22 Закона о регистрации документы, предусмотренные ст.21 Закона о регистрации, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

В соответствии с п.6 ст.63 ГК РФ ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами.

В настоящем случае ликвидатором ООО «Интел» в регистрирующий орган, в числе прочих необходимых для государственной регистрации юридического лица документов, было представлено подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме № Р16001, установленной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439, и ликвидационный баланс.

Как следует из материалов дела, 01.04.2009 года единственным участником ООО "Интел" было принято решение о добровольной ликвидации, а также о назначении Ликвидатора - Пушкаревой Светланы Алексеевны, и об уведомлении о принятом решении ИФНС РФ.

13.05.2009 года в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридического лица (журнал "Вестник государственной регистрации" N 18 (223) 723 часть первая), ликвидатором была размещена публикация, в которой сообщалось о принятом решении о ликвидации и о порядке и сроке заявленных требований его кредиторами. Так, в публикации содержалась информация о том, что "требования кредиторов могут быть предъявлены в течение 2-х месяцев с момента публикации по адресу: 115172, г.Москва, Котельническая наб.., д.33".

Заявитель в полном соответствии со ст. 20 Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в трехдневный срок с момента принятия решения о ликвидации, уведомил об этом регистрирующий орган.

15.04.2009 года на основании соответствующего уведомления в Единый государственный реестр юридических лиц ответчиком была внесена запись за регистрационным N 8097746327165 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации, о назначении ликвидатора.

В соответствии с п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Ввиду отсутствия предъявления кредиторами требований, в том числе органами, имеющими право их предъявлять, связанных с погашением задолженностей перед бюджетом, заявителем был утвержден промежуточный ликвидационный баланс, о чем также была внесена запись в ЕГРЮЛ, после чего в соответствии с п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидатором был составлен ликвидационный баланс, который был утвержден единственным участником общества.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что заявителем, в порядке ст. 21 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы, в связи с чем оснований для вынесения регистрирующим органом отказа в государственной регистрации ликвидации ООО "Интел" не имелось.

При указанных обстоятельствах суд  приходит к выводу о наличии обстоятельств, предусмотренных ст.13 ГК РФ, ч.1 ст.198 АПК РФ, необходимых  для признания  оспариваемого решения  недействительным.

При указанных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты госпошлины, следовательно, государственная пошлина в сумме 2000 рублей, уплаченная заявителем по квитанции  от 16.12.2009, подлежит возврату из федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.13 ГК РФ, ст.ст.65, 71, 167-170, 176, 181, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение МИФНС РФ № 46 по г. Москве от 17.09.2009г. об отказе  в государственной регистрации  юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов в отношении ООО «Интел»  в связи с его ликвидацией.

Обязать МИФНС РФ № 46 по г. Москве  в пятидневный   срок со дня вступления решения в законную силу  устранить нарушения прав и интересов ООО «Интел», осуществив  государственную регистрацию  ООО «Интел» в связи с ликвидацией.

Проверено на соответствие ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Возвратить  ООО «Интел» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия   в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья  Нариманидзе Н.А.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка