АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 02 марта 2010 года  Дело N А40-170336/2009

в составе: судьи Ерохина А.П.

при ведении протокола судебного заседания судьей Ерохиным А.П.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению ООО «Негосударственные социальные курорты»

к  Управлению Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве

о признании незаконным решения от 30.109.2009г. №03/086/2009-825,826 и об обязании произвести государственную регистрацию

при участии:

от заявителя: представитель Качкин Г.Л., по дов. №Д-08 от 30.09.2009г.; ген. дир. Зинченко В.П., по прот. №27 от 29.08.2006г.;

от ответчика: не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

ООО «Негосударственные социальные курорты» обратился в суд с требованиями о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Москве от 30.10.09 г. №03/086/2009-825,826 об отказе в государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП и выдачи повторного свидетельства на объект по адресу: ул. Парковая 10-я, д. 18 и об обязании Управление Федеральной регистрационной службы по Москве произвести государственную регистрацию внесения изменений в записи ЕГРП с выдачей повторного свидетельства в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Парковая 10-я, д. 18, с указанием в свидетельстве общей площади объекта - 2498,0 кв. м.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенных в заявлении.

Ответчик, в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.

Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени и месте проведения судебного заседания представителя ответчика.

Суд, выслушав представителей сторон участвующих в деле, изучив их доводы, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, считает предъявленные к ответчику  требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 « О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Срок обращения в суд за защитой нарушенного права в порядке ст. 198 АПК РФ в силу ч. 4 указанной статьи ограничен тремя месяцами со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Судом, установлено соблюдение заявителем срока на обжалование решения Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Москве.

Как следует из материалов дела, 01 сентября 2009 года ООО «Негосударственные социальные курорты» обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Москве с заявлением о государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП с выдачей повторного свидетельства на объект недвижимого имущества (здание) по адресу: ул. Парковая 10-я, д. 18.

В подтверждение получения документов на государственную регистрацию Управление, в лице уполномоченного представителя, выдало Заявителю расписки от 01.09.09 г. № 77-77-03/086/2009-825 и № 77-77-03/086/2009-826 и устно запросило следующие дополнительные документы: экспликацию и поэтажный план здания, справку БТИ об уточнении площади здания.

17 сентября 2009 года Заявитель представил в Управление, запрошенные устно, дополнительные документы, о чем Заявителю Управлением в тот же день выдана расписка за № 77-77-03/118/2009-168.

30 сентября 2009 года письмом за № 03/086/2009-825,826 Управление приняло решение об отказе в государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП и выдачи повторного свидетельства на объект по адресу: ул. Парковая 10-я, д. 18, мотивируя свой отказ следующей причиной:

Основанием для отказа в регистрации послужило то, что Распоряжение Префекта ВАО г. Москвы от 24.10.08 г. № 1424-В-РП об утверждении перепланировки и переоборудования помещений XV-XXIII в нежилом здании по адресу: 10-я Парковая ул., д. 18 с приложением Выписки из Протокола заседания Межведомственной комиссии по использованию жилищного и нежилого фонда Восточного административного округа от 24.09.08 г. № 99 (далее - Распоряжение Префекта № 1424-В-РП) не могут рассматриваться как основание возникновения права собственности на объект недвижимого имущества, а иные документы, подтверждающие наличие, возникновение права собственности на помещения, права на которые заявлены к регистрации в соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса РФ и ст. 17 Закона «О регистрации» не представлены.

Заявитель, считая что оспариваемый отказ нарушает его права и законные интересы обратился в суд, при этом, суд, удовлетворяя заявленные требования исходил из следующих фактически установленных обстоятельств по делу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество и предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП).

Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество указаны в ст. 17 Закона о регистрации, к которым, в том числе, относятся, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

В соответствии с п. 4 ст. 18 Закона о регистрации в случае, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I ЕГРП, уточненные данные о таком объекте недвижимого имущества вносятся в ЕГРП без повторной регистрации на основании представленного органом кадастрового учета в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» документа о проведенном государственном кадастровом учете такого объекта недвижимого имущества. Уточненные данные о таком объекте недвижимого имущества также могут вноситься в ЕГРП без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества или прилагаемой кадастровой выписки о таком объекте недвижимого имущества, содержащей внесенные в государственный кадастр недвижимости новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.

Таким образом, в соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственник имущества вправе обратиться за государственной регистрацией внесения изменения в запись о государственной регистрации права на объект недвижимости, который является его собственностью.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ и заключением Комитета государственного строительного надзора города Москвы от 20.08.2007г. №09-3850/7-1 выполненные работы по перепланировке и переоборудованию помещений XV-XXIII в нежилом здании по адресу: 10-я Парковая ул., д. 18 подлежат оформлению по правилам, установленным постановлением Правительства Москвы от 16.08.05 г. № 621-ПП «О порядке оформления и выдачи в режиме «одного окна» документации на проведение работ по перепланировке,  переоборудованию,  реконструктивным работам  на объектах нежилого назначения  » (далее - постановление № 621-ПП).

Функции уполномоченных органов по приему и рассмотрению заявлений от юридических лиц с последующей выдачей разрешительной документации по перепланировке и переоборудованию помещений возложены данным постановлением (п. 2) на префектуры административных округов.

Распоряжение Префекта №1424-В-РП соответствует требованиям постановления № 621-ПП и абзаца 2 п. 1 ст. 17 Закона «О регистрации» и должно рассматриваться как основание для государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП.

Данное Распоряжение соответствует также п. 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.98 г. № 219 (далее - Правила ведения ЕГРП), в котором указано, что к сведениям об изменениях, не влекущих за собой прекращения или перехода прав на объект недвижимого имущества, которые вносятся в ЕГРП, относятся: изменение объекта недвижимого имущества в связи с его перепланировкой (переустройством) без изменения внешних границ; изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта, и т.п.

Изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке подтверждается Справкой ГУП МосгорБТИ от 17.09.09 г. б/н, в которой указано, что такое изменение произошло в результате проведенной перепланировки помещений XV-XXIII, которые узаконены в установленном порядке.

Приведенная Управлением в решении об отказе в регистрации причина отказа со ссылками на ст. 218 Гражданского кодекса РФ и Закон «О регистрации» относится к регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, в то время как Заявитель обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП и с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества не обращался.

Право собственности Заявителя на объект недвижимого имущества, нежилое здание по адресу: 10-я Парковая, ул., д. 18, зарегистрировано 19 июня 2007 года, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 77АЖ № 012611.

Кроме того, поскольку в п.1 ст.20 ФЗ от 21.07.2007 № 122-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права, Ответчик нарушил и данное положение закона, указав в обжалуемом отказе основание, не предусмотренное п.1 ст.20 ФЗ от 21.07.2007 № 122-ФЗ.

Заявитель в полном соответствии с положениями ст. 16, 17, 18 Закона «О регистрации», постановлением Правительства Москвы от 16.08.05 г. № 621-ПП, п. 67 Правил ведения ЕГРП, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.98 г. № 219, Приказом Управления Федеральной регистрационной службы по Москве от 29.03.07 г. № 54 представил все необходимые документы для государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП в связи с перепланировкой и переоборудованием помещений в нежилом здании (перечень документов прилагается).

Представление каких-либо других документов для государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП в связи с перепланировкой и переоборудованием помещений действующее законодательство не предусматривает.

Судом установлено, что ООО «Негосударственные социальные курорты» в полном объеме представило документы, требуемые Законом о регистрации для проведения государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП, и представленные документы полностью соответствуют требованиям законодательства и содержат всю необходимую информацию для внесения изменений в запись ЕГРП в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Парковая 10-я, д. 18, в соответствии с требованиями статей 17, 18 Закона о регистрации, в связи с чем, у Управления федеральной регистрационной службы по Москве не имелось предусмотренных ст. 20 Закона о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП ООО «Негосударственные социальные курорты» на указанный объект недвижимости.

В связи с вышеуказанным, отказ Управления федеральной регистрационной службы по Москве в государственной регистрации внесения изменений в запись ЕГРП в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: г ул. Парковая 10-я, д. 18, является незаконным и необоснованным, так как противоречит требованиям статей 17, 18, 20 Закона о регистрации и нарушает права и законные интересы ООО «Негосударственные социальные курорты», поскольку на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, устанавливающие наличие у ООО «Негосударственные социальные курорты» права на недвижимое имущество и представленные документы по форме и содержанию полностью соответствуют требованиям законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 17 ФЗ РФ от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в предыдущем пункте, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Указанных оснований для истребования у заявителя дополнительных документов судом не установлено.

Таким образом, оспариваемый отказ не соответствует требованиям ст.ст. 2, 6, 16, 17, 18, 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»,  нарушает права собственника на объект недвижимого имущества и лишает возможности распоряжаться принадлежащим ему недвижимым имуществом.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно требованиям ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии условий, необходимых в силу ч. 1 ст. 198, ч. 5  ст. 201 АПК РФ для признания оспариваемого отказа незаконным и обязания ответчика устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.

Нарушенное право подлежит судебной защите в соответствии со ст.13 ГК РФ, ст. 198, 201 АПК РФ путем признания оспариваемого решении незаконным и обязания ответчика совершить действия, устраняющие допущенные нарушения прав заявителя путем осуществления заявленной государственной регистрации.

Исходя из изложенного, на основании ст.ст. 2, 8, 11, 12, 13, 131, 209, 217, 218, 335, 409 ГК РФ, ст.ст. 2, 6, 16, 17, 18, 20, 21 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», руководствуясь  ст.ст. 27-29, 64-68, 71, 75, 81, 88, 102, 110, 156, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Заявление ООО «Негосударственные социальные курорты» удовлетворить, признать незаконным отказ Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Парковая 10-я, д. 18, площадью 2 498 кв.м., оформленный письмом от 30.10.2009 № 03/086/2009-825,826, как несоответствующий ст.ст. 16, 17, 20 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Обязать Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Москве произвести государственную регистрацию внесения изменений в запись ЕГРП в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Парковая 10-я, д. 18, площадью 2 498 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца с момента его принятия.

Судья  Ерохин А.П.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка