АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 19 июля 2010 года  Дело N А40-175188/2009

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего: судьи Корогодова И.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску (заявлению)

ООО "Лузский лесопромышленный комплекс"

к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и

картографии (РОСРЕЕСТР)

третье лицо - ОАО «Лузский лесопромышленный комбинат»

о признании незаконными действий

при участии:

от истца (заявителя) - Паникаровская В.Н., дов. от 22.01.2010 г. б/н;

Тарасова И.Е., дов. от 20.10.2009 г. б/н; Полушин П.И., дов. от 10.02.2010 г. № 4

от ответчика – Петракова Е.В., дов. от 30.12.2009 г. № 20/259-СВ

от третьего лица – не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

С учетом уточнения заявленных требований ООО "Лузский лесопромышленный комплекс" (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) по внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от 17.06.2009 г. № 01/001/2009-052 о регистрации за открытым акционерным обществом «Лузский лесопромышленный комбинат» права собственности на предприятие как имущественный комплекс (условный номер предприятия: 00-00-01-001/2009-052, наименование: Открытое акционерное общество «Лузский лесопромышленный комбинат», назначение: осуществление предпринимательской деятельности, адрес предприятия: Кировская область, Лузский район, г. Луза, пл. Труда, д.1.

06.07.2010 г. в судебном заседании в порядке ч. 1 ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 13 час. 30 мин. 13.07.2010 г., что отражено в протоколе судебного заседания.

Представитель третьего лица, в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен судом надлежащим образом.

Представители сторон не возражали против рассмотрения дела в отсутствие не явившегося, надлежаще извещенного представителя третьего лица. Дело рассматривается в порядке ч. 5 ст. 156 АПК РФ.

Заявитель в судебном заседании заявленные  требования поддержал полностью. В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что ОАО «Лузский лесопромышленный комбинат» не исполнил обязанность по оформлению в регистрирующем органе заявления о переходе права собственности на 25 объектов недвижимости, вошедших в состав зарегистрированного предприятия как имущественного комплекса, к заявителю. Регистрация права собственности ОАО «Лузский лесопромышленный комбинат» на предприятие как имущественный комплекс произведена незаконно, в нарушение требований, установленных п.1 ст.17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Ответчик требования заявителя не признал по доводам, изложенным в отзыве и дополнительном отзыве, представил материалы регистрационного дела, пояснил, что право собственности ОАО «Лузский лесопромышленный комбинат» на предприятие как имущественный комплекс зарегистрировано на основании Аудиторского заключения по специальному аудиторскому заданию о составе и балансовой стоимости основных средств ОАО «Лузский лесопромышленный комбинат» по состоянию на 15.05.2009 г. от 20.05.2009 г. № 29, промежуточного ликвидационного баланса от 12.05.2009, инвентаризационной описи основных средств № 001 от 08.05.2009 г.

Представителем третьего лица представлен отзыв на заявление, в соответствии с которым третье лицо требования заявителя не признало.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. ч. 4 и 5 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Судом проверено и установлено, что срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

Как следует из материалов дела,  15 июня 2006 г. решением Арбитражного суда Кировской области по делу А28-413/2005-375/24 ОАО «Лузский лесопромышленный комбинат» был признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него была введена процедура конкурсного производства.

16 августа 2006 г. состоялось собрание кредиторов ОАО «Лузский лесопромышленный комбинат», на котором принято решение о создании на базе имущества ОАО «Лузский лесопромышленный комбинат» открытого акционерного общества «Лузский лесопромышленный комплекс» и утвержден перечень имущества и имущественных прав, вносимых в уставной капитал ОАО «Лузский лесопромышленный комплекс». Одновременно  утвержден Устав вновь созданного открытого акционерного общества.

07.09.2006 г. между  ОАО «Лузский лесопромышленный комбинат» и ОАО «Лузский лесопромышленный комплекс» подписан акт приемки-передачи имущества и имущественных прав, вносимых в уставный капитал ОАО «Лузский лесопромышленный комплекс» и передачи имущества. Данный акт зарегистрирован  уполномоченным органом - Межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по Кировской области.

12 сентября 2006 г. уполномоченным органом проведена государственная регистрация ОАО «Лузский лесопромышленный комплекс» в Едином государственном реестре юридических лиц.

22 сентября 2009 г. заявителю из письма Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области стало известно о том, что Открытое акционерное общество «Лузский лесопромышленный комбинат» зарегистрировало право собственности на предприятие (условный номер предприятия: 00-00-01-001/2009-052, наименование: Открытое акционерное общество «Лузский лесопромышленный комбинат», назначение: осуществление предпринимательской деятельности, адрес предприятия: Кировская область, Лузский район, г.Луза, пл.Труда, д.1) как имущественный комплекс.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.09.2009г. за №01/001/2009-049, Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии за правообладателем Открытым акционерным обществом «Лузский лесопромышленный комбинат» зарегистрировано право собственности на предприятие как имущественный комплекс, условный номер: 00-00-01-001/2009-052, в состав которого вошло 25 объектов недвижимости, переданных 07.09.2009г. по акту приема-передачи имущества и имущественных прав Открытому акционерному обществу «Лузский лесопромышленный комплекс» в качестве вклада в уставной капитал вновь созданного общества.

В данной выписке из ЕГРП также указано: вид права - собственность, ограничения (обременения)- не зарегистрированы, правопритязаний - нет, заявленные в судебном порядке права требования - отсутствуют.

Считая свои права нарушенными, ООО "Лузский лесопромышленный комплекс" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с указанными выше  требованиями с учетом уточнения.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для принятия судом решения о признании ненормативного акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствия (противоречия) акта закону или иному правовому акту и нарушения актом прав и законных интересов юридического лица (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Согласно статье 213 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие организации являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями.

В соответствии со ст. 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для целей настоящего Федерального закона под предприятием должника понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности (далее также - предприятие). Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что продажа предприятия может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих крупных сделок должника.

В соответствии со ст. 115 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится имущество (в том числе имущественные права), входящее в состав предприятия и предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности. Состав предприятия определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 110 настоящего Федерального закона.

В силу статьи 141 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" на основании решения собрания кредиторов в ходе конкурсного производства может быть проведено замещение активов должника при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника; замещение активов должника проводится в порядке и на условиях, которые определены пунктами 2 - 6 статьи 115 названного Федерального закона.

Согласно пунктам 2, 3 указанной статьи замещение активов должника путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ может быть включено в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок должника. Состав имущества должника, вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ, определяется планом внешнего управления. Величина уставных капиталов создаваемых обществ определяется на основании рыночной стоимости вносимого имущества, определенной на основании отчета независимого оценщика с учетом предложений органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок должника.

Поскольку решения о создании Общества на базе имущества общества приняты кредиторами единогласно на собрании 16.08.2006 г.; кредиторов, чьи обязательства обеспечены залогом имущества должника, среди них не имелось; данные решения не оспорены в установленном порядке, суд пришел к выводу о возникновении у Общества права собственности на имущественный комплекс.

07.09.2006 г. между  ОАО «Лузский лесопромышленный комбинат» и ОАО «Лузский лесопромышленный комплекс» подписан акт приемки-передачи имущества и имущественных прав, вносимых в уставный капитал ОАО «Лузский лесопромышленный комплекс» и передачи имущества. Данный акт зарегистрирован  уполномоченным органом - Межрайонной инспекцией ФНС России №1 по Кировской области.

Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрены  основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998г. № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» с момента внесения имущества в уставный капитал и государственной регистрации соответствующих юридических лиц учредители названных юридических лиц утрачивают право собственности на это имущество.

В связи с изложенным, оснований для государственной регистрации, подтверждающих наличие, возникновение прав на недвижимое имущество у ОАО «Лузский лесопромышленный комбинат» не имеется.

Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Таким образом, ОАО «Лузский лесопромышленный комбинат» при подаче заявления на государственную регистрацию предприятия как имущественного комплекса должно подать соответствующее заявление о совершенной им сделки с предприятием в форме замещения активов, а ответчик должен затребовать данное заявление и документы, подтверждающие заключение сделки по отчуждению предприятия как имущественного комплекса.

В силу ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая изложенное требования заявителя о признании незаконными действий Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от 17.06.2009 г. № 01/001/2009-052 о регистрации за открытым акционерным обществом «Лузский лесопромышленный комбинат» права собственности на предприятие как имущественный комплекс, подлежат  удовлетворению по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 201 АПК РФ.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного, ст. 13 ГК РФ, ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и руководствуясь ст.ст. 29, ч. 2 ст. 69, 75, ч. 1 ст. ст. 81, 110, 167-170, 176, 198, 200-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» признать незаконными действия Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) по внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от 17.06.2009 г. № 01/001/2009-052 о регистрации за открытым акционерным обществом «Лузский лесопромышленный комбинат» права собственности на предприятие как имущественный комплекс (условный номер предприятия: 00-00-01-001/2009-052, наименование: Открытое акционерное общество «Лузский лесопромышленный комбинат», назначение: осуществление предпринимательской деятельности, адрес предприятия: Кировская область, Лузский район, г. Луза, пл. Труда, д.1.

Обязать Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Лузский лесопромышленный комплекс" в десятидневный срок после вступления решения арбитражного суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья       И.В. Корогодов

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка