• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

РЕШЕНИЕ
 

от 16 ноября 2010 года  Дело N А40-79909/2010
 

Арбитражный суд в составе судьи Кофановой И. Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Усановой Н.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ООО "Мечел-Сервис"

к ИФНС № 4 по г.Москве

об обязании начислить и уплатить проценты в размере 15687655,962 рублей

при участии представителей

от заявителя – Сергеев А.В., по дов. от 01.11.2010 года №251-10, Ченокал А.В., по дов. от 01.09.10г №189-10

от ответчика - Супрун Н.Г., по дов. от 03.11.2010 года №05-21/064547

УСТАНОВИЛ:

ООО "Мечел-Сервис" обратилось в Арбитражный суд с иском об обязании ИФНС России № 4 по г. Москве начислить и уплатить ООО «Мечел-Сервис» проценты за просрочку в возврате сумм налога на прибыль организации за период с 26.02.2009 г. по 29.04.2010 г. в размере 15 680 953.92 (пятнадцать миллионов шестьсот восемьдесят тысяч девятьсот пятьдесят три) рублей 92 копеек (с учетом уточнения предмета иска, принятого судом в порядке ст.49 АПК РФ т.2 л.д.111-120).

Инспекция возразила на требования заявителя по доводам отзыва (т.2 л.д.1-13), представила контррасчет процентов (т.2 л.д.90-94), письменные объяснения по делу (т.2 л.д.107-110).

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

заявлении поданном суду, заявитель в обоснование требований и в судебном заседании указывает на то, что за период с 2005 г. по 2008 г. в связи с уплатой ООО «Мечел-Сервис» авансовых платежей по налогу на прибыль у Истца образовалась переплата в общей сумме 188 612 896 (сто восемьдесят восемь миллионов шестьсот двенадцать тысяч восемьсот девяносто шесть) рублей 71 коп.

Факт переплаты заявитель подтверждает платежными поручениями, заявлениями Общества, содержащими требование о произведении Инспекцией зачетов переплаты НДС в счет уплаты налога на прибыль (отражены в таблице), а также налоговыми декларациями, поданными Обществом в указанные периоды, в том числе:

по декларации за 9 месяцев 2008 года в размере 62 918 001 рублей по НДС,

по декларации за 10 месяцев 2008 года в размере 36256 934 рублей по НДС,

по декларации за 11 месяцев 2008 года в размере 36256 934 рублей по НДС,

Итого на сумму 188612896 рублей.

по декларации за 2008 года в размере 39 800554 рублей по НДС.

ООО «Мечел-Сервис» в ИФНС РФ №4 были поданы заявления:

№65 б/н, полученное инспекцией 05.12.2008 года,

№72Б, полученное инспекцией 19.03.2009 года,

заявление от 26.03.2009 года, полученное инспекцией 26.03.2009 года,

заявление б/н, полученное инспекцией 12.04.2009 года о возврате переплаты по налогу на прибыль в сумме 188612 896 рублей.

В период с 01.06.2009 г. по 31.08.2009 г. сумма переплаты по налогу на прибыль была увеличена на 128 348 руб. 94 коп, за счет проведения корректировок прибыли по актам сверки, переноса переплаты по налогу на прибыль с филиала, зачета переплаты по ЕСН. зачисляемого в федеральный бюджет.

период с 17.04.2009 г. по 20.01.2010 г. на основании поданных заявлений Истца Инспекцией были произведены зачеты части суммы образовавшейся переплаты по налогу на прибыль в федеральный бюджет в размере 83 547 030, 03 руб. в счет уплаты других налогов.

Перечень произведенных зачетов и документы, их подтверждающие указаны Истцом в Приложении №1 (т.1 л.д.12-15), а также в Приложении №2 (т.1 л.д.16-17) к настоящему исковому заявлению.

Данные зачеты были исполнены Инспекцией не полностью, а лишь в размере 77 565572, 13 рублей.

После исполнения Инспекцией заявлений Общества о зачете вышеуказанной суммы (77 565 572, 13 руб.), сумма переплаты Истца составила 111 175 673 руб. 52 коп.

17.02.2010 г. ООО «Мечел-Сервис» повторно обратилось в ИФНС № 4 по г. Москве с заявлением № ИБ-10/83 о возврате 111 955 091. 44 руб. (вх. № 21469242) (сумма переплаты, оставшаяся после проведенных Инспекцией зачетов).

10.03.2010 г. ООО «Мечел-Сервис» направил к вышеуказанному письму уточнение № ИБ-10/83/1, в котором Истец просил Инспекцию вернуть переплату по налогу на прибыль в размере 111 175 673.28 руб. (с учетом ранее поданных заявлений о возврате), о чем имеется соответствующая отметка Инспекции о принятии (вх. номер отсутствует).

29.04.2010 г. Инспекцией на расчетный счет Истца по платежному поручению № 805 от 29.04.2010 г. были перечислены денежные средства в размере меньшем, чем заявлено налогоплательщиком в заявлениях о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в размере 111 174 172 руб. 28 коп.

просрочку в возврате налога на прибыль истец просит взыскать с ИФНС проценты в размере 15 687 655, 96 рублей (расчет процентов т.2 л.д.117-120).

Возражая на требования заявителя ИФНС указала на то, что Заявитель не учитывает тот факт, что доказательствами переплаты по налогу являются налоговые декларации, платежные поручения, а также решения налогового органа о проводимых зачетах.

Так, согласно налоговой декларации по налогу на прибыль за 2006 г. сумма к уплате по декларации составила 55 308 015,94 руб., фактически уплачено - 20 756 262 руб., подано заявление о зачете на оставшуюся сумму.

За 2008 г. сумма авансовых платежей составляет 39 800 554 руб. - данная сумма налога не оплачена, в связи с заявлениями о зачете.

Кроме того, в период 2009-2010 г. на основании заявлений Общества Инспекцией проводились зачеты переплаты по налогу на прибыль в счет недоимки по иным налогам, согласно заявлениям Обществам.

Зачёт суммы налога, в счёт уплаты текущих платежей представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечёт недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей.

данном случае, Инспекцией осуществлены зачёты, и как следствие, баланс, между интересами частных лиц (налогоплательщика) и интересами Инспекции в части не нарушен.

Таким образом, в представленной к заявлению таблице при расчете процентов за несвоевременный возврат налога налогоплательщик не учитывает поданные заявления на проведение зачетов с налога на прибыль, уплачиваемого в ФБ на погашение задолженности по иным налогам.

В тоже время на стр. 3-4 заявления Общества подтверждает довод налогового органа о проводимых зачетах, однако при расчете процентов не принимает во внимание указанные обстоятельства.

Расчет суммы переплаты за 2005- 2006 гг. является неправомерным, поскольку Общество знало о наличии переплаты, однако не воспользовалось данным правом в силу ст. 76 НК РФ.

В соответствии со ст. 78 Кодекса, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

В силу пункта 10 статьи 78 Кодекса в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 данной статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

При этом при начислении процентов за несвоевременный возврат налога необходимо иметь следующее.

Как указал высший Арбитражный суд РФ в постановлении от 31.01.06 №9316/05 требования налогоплательщиков о взыскании процентов за несвоевременный возврат налоговых платежей, вызванных неправильными действиями налогового органа, хотя v вытекают из публичных правоотношений, однако носят имушественный характер и- не подпадают под категорию дел. рассматриваемых по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе с применением его статьи 198.

С учетом того, что в разделе III Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены особенности рассмотрения требований о взыскании процентов, и исходя из положений статьи 189 АПК РФ, указанные требования должны рассматриваться по правилам искового производства.

Заявленное Обществом требование о взыскании с налогового органа процентов за несвоевременный возврат налога на прибыль относится не к требованиям об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, а к требованиям имущественного характера, в отношении которых действует общий срок исковой давности - три года, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Данный вывод также подтверждается сложившейся судебной практикой, в частности. Определением ВАС РФ от 29.12.09 №ВАС-16795/09, Постановлениями ФАС Северо-Западного округа от 04.09.2007 по делу N А56-5290/2007. ФАСМО от 02.10.08 по делу №КА-А40/8107-08. от 16.04.09 по делу №КА-А40/2996-()9. от 31.03.10 по делу №КА-А40/2710-10. от 10.03.10 по делу №КА-А40/679-10-2.

В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Таким образом, расчет суммы переплаты за 2005, 2006 гг. является неправомерным поскольку Общество знало о наличии переплаты, однако не воспользовалось данным правом в силу ст. 76 Кодекса.

Данный вывод подтверждается наличием судебной практики с налогоплательщиком в данные периоды, согласно которым Обществом неоднократно запрашивались справки о состоянии расчетов с бюджетом, проводились сверки с налогоплательщиком.

Кроме того, суммы переплаты за 2007-2008 гг., указанные в таблице №1 в указанном размере у Общества отсутствуют, о чем свидетельствуют представленные в материалы судебного дела акты сверки с налогоплательщиком, справки о состоянии расчетов с бюджетом, а также карточки лицевого счета налогоплательщика

Относительно довода Общества об имеющейся переплате по налоговой декларации за 2008 г. за счет сумм авансовых платежей, уплаченных ранее ИФНС указала.

В соответствии с п. 1 ст. 289 Кодекса налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном данной статьей.

В соответствии с п. 4 ст. 289 Кодекса декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 28 января года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Камеральная налоговая проверка указанной декларации проводится в течении трех месяцев с даты подачи указанной декларации, таким образом, срок окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации за 2008 год - 29 апреля 2009 г.

Таким образом, до истечения срока подачи годовой налоговой декларации по налогу на прибыль у Инспекции отсутствует обязанность по возврату излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль.

Следовательно, данные по образованию переплаты, представленные в приложениях №1, 2 к исковому заявлению являются несоответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Кроме того, суммы переплаты за 2007-2008 гг., указанные в таблице №1 в указанном размере у Общества отсутствуют, о чем свидетельствуют представленные в материалы судебного дела акты сверки с налогоплательщиком, справки о состоянии расчетов с бюджетом, а также карточки лицевого счета налогоплательщика (т.2, л.д.5-83).

исследовав доказательства по делу, оценив доводы сторон, находит требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению в силу следующего.

Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трёх лет со дня уплаты указанной суммы.

Судом установлено, что заявителем в уплату налога на прибыль были перечислены в бюджет авансовые платежи в 2005 году в размере 14 030251 рублей; в 2006 году в сумме 20 756 262 рублей по конкретным платежным поручениям, что наглядно отражено в таблице «Порядок образования переплаты» (т.2 л.д.113-116).

Начиная с 2008 года общество отражало в декларации по налогу на прибыль сумму начисленных авансовых платежей, сумму подлежащую уплате, а также сумму переплаты.

Однако, оплаты в бюджет путем перечисления денежных средств, им не производилось.

Таким образом, в 2005-2006 годах обществом перечислено в бюджет налог на прибыль в сумме 34 786513 рублей.

В 2007 году к уплате налога на прибыль общество отразило сумму «О» (в связи с налоговым убытком), авансовые начисления в размере 10666349 рублей.

9 месяцев 2008 года общество отразило сумму начисленных авансовых платежей в размере 188612 896 рублей, к уплате 135694 895 рублей, однако налог на прибыль в бюджет за 2007, 2008 годы перечислен не был, поскольку по заявлениям общества ИФНС засчитала переплату по НДС в счет уплаты налога на прибыль.

Суд полагает, что при решении вопроса о начислении процентов зачет нельзя приравнять к уплате, поскольку в бюджет налогоплательщик налоги, не перечислял.

Данный вывод основан на ст. 79 НК РФ, Определении Конституционного Суда РФ N 381-О-П и судебной практике применения данной нормы при рассмотрении аналогичных дел (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 г. N 11074\05), Постановление ФАС МО от 09.08.2010 года №А40-144625/09-35-1091.

нем указано, что излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды.

Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.

Наличие переплаты либо недоимки выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.

Таким образом, общество не имеет право на проценты, начисляемые на суммы налога, пени, штрафа, которые им не перечислялись на счета соответствующего бюджета.

То обстоятельство, что инспекция приняла решения о возврате указанных сумм, не имеет существенного значения, поскольку зачет произведен не по решению суда.

Согласно Постановления Президиума ВАС РФ № 2046/04 от 29.06.2004 г. срок, установленный для подачи заявления на возврат налога определяется днем уплаты налога, соответственно, поскольку уплата налога на прибыль осуществлялась заявителем несколькими платежами и в различные сроки, срок на подачу заявления исчисляется с даты каждого платежа (ФАС МО от 01.11.08 по делу № А40-3543/08-35-16).

Кроме того, как указал Президиум ВАС РФ в постановлении № 12882/08 от 25.02.2009 г., моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации, о факте излишней уплаты налога Общество должно было узнать в день уплаты налога.

Указанная правовая позиция корреспондирует положениям ст. 78 НК РФ, в соответствии с которой, исчисление трехлетнего срока, предусмотренного для возврата налога, начинается с даты уплаты налога в бюджет.

В расчете процентов, представленном с заявлением налогоплательщик рассчитывает сумму процентов, основываясь на имеющейся переплате, по данным Заявителя, начиная с 2005 года, однако сумму переплаты определяет исходя из суммы начисленных авансовых платежей за 9 месяцев 2008 года (платежи по которым им в бюджет не производилось, что противоречит закону).

Пункт 1 статьи 287 НК РФ, устанавливая правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога, исчисленного по итогам налогового периода, отражает порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль, основывающийся на методе нарастающего итога. Этот итог как результат финансово-хозяйственной деятельности должен учитываться при определении размера обязанности налогоплательщика по уплате авансовых платежей на дату окончания соответствующего отчетного периода.

Следовательно, превышение суммы авансовых платежей, уплаченных на дату окончания полугодия, над суммой авансового платежа, исчисленного по итогам данного отчетного периода, является излишне уплаченной суммой, которая может быть возвращена налогоплательщику в порядке, установленном статьей 78 НК РФ (п. 10 . Информационного письма ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98).

При этом, согласно п. 14 ст. 78 НК РФ правила, установленные данной статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Кроме того, как было указано выше платежи по налогу на прибыль имели место в 2005, 2006 годах.

В судебном заседании Инспекцией представлен контррасчет процентов за несвоевременный возврат налога на прибыль, зачисляемого в ФБ РФ.

Сумма процентов рассчитана с 25.03.09 (дата возникновения переплаты, согласно представленным в материалы судебного дела карточкам лицевого счета налогоплательщика) по 28.04.09 (день, предшествующий возврату налогопдательщику на лицевой счет денежных средств).

При этом при контррасчете процентов Инспекцией учтены проведенные доначисления по выездной налоговой проверке (не оспоренные Заявителем в судебном порядке и вышестоящем налоговом органе), решения о зачете налога на прибыль в счет уплаты иных налогов по заявлениям налогоплательщика, что подтверждается представленными в материалы судебного дела заявлениями о зачетах, решениями о проведенных зачетах в период с 2009 по 2010 гг., а также проведенные изменения в лицевом счете налогоплательщика по представленным первичным и уточненным налоговым декларациям за 2008-2010 гг.

Зачёт суммы налога, в счёт уплаты текущих платежей представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечёт недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей.

Таким образом, проценты за несвоевременный возврат налога на прибыль следует рассчитывать следующим образом: с 25.03.09 (дата возникновения переплаты по налогу по 28.04.10 (день, предшествующий возврату на расчетный счет).

Расчет процентов за несвоевременный возврат налога, с учетом ставки рефинансирования ЦБ РФ приведен в таблице:

Период просрочки

Расчет (сумма переплаты * кол-во дней просрочки * ставку рефинансирования'360)

Сумма

25.03.09-29.03.09

28076286*5*13/360/100

50693

30.03.09-07.04.09

76474402*9*13/360/100

248541

08.04.09-09.04.09

76721831*2*13/360/100

55410

10.04.10-22.04.10

25136467*13*13 360 100

118001

23.04.09

19 182 248*1*13/360/100

6926

24.04.09-13.05.09

19 304 595*20* 12,5/360/100

134059

14.05.09-04.06.09

19 304 595*22*12/360/100

141567

05.06.09-12.07.09

19 304 595*38* 11,5/360/100

234336

13.07.09-19.07.09

19 304 595*7*11/360/100

41290

20.07.09-21.07.09

17 020496,45*2*11/360/100

10401

22.07.09-27.07.09

12 975 810,83*6*11/360/100

23788

28.07.09-03.08.09

10 213 633,71*7*11/360/100

21845

04.08.09

4 671 376,23*1*11/360/100

1427

В связи с проведенным зачетом по решению №4047 от 04.08.09 переплата до 16.10.09 отсутствовала

16.10.09-28.10.09

53 351 297*13*10/360/100

192657

29.10.09

51 076 297*1*10/360/100

14187

30.10.09-05.11.09

51 076 297*7*9,5/360/100

94349

06.11.09-24.11.09

51 256 297*19*9,5/360/100

256993

25.11.09-29.11.09

42 886 887*5*9/360/100

53608

30.11.09-06.12.09

42 886 887*7*9/360/100

75052

07.12.09-08.12.09

2 517 852*2*9/360/100

1258

09.12.09-21.12.09

2 008 457,79* 13*9/360/100

6527

24.12.09-27.12.09

2 008 457,79*4*9/360/100

2008

28.12.09-28.01.10 .

2 008 457,79*32*8,75/360/100

15621

29.01.10-01.02.10

1 554 082,47*4*8,75/360/100

1510

02.02.10-23.02.10

1 229 039,87*22*8,75/360/100

6572

24.02.10-28.02.10

1 229 039,87*5*8,5/360/100

1451

01.03.10-28.03.10

175 673,28*28*8,5/360/100

734 995

29.03.10-13.04.10

111 175 673,28*16*8,25*360*100

407644

14.04.10-28.04.10

174 172,28*15*8,25/360/100

382 161

Итого: 3334 877

Таким образом, сумма процентов за несвоевременный возврат налога на прибыль в ФБ, с учетом переплаты, а также произведенных зачетов составляет 3 334 877 руб.

На основании ст. ст. 137, 138 НК РФ, руководствуясь ст.ст. 110, 167, 170, 189, 200, 201 АПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по г. Москве начислить и уплатить Обществу с ограниченной ответственностью «Мечел-Сервис» проценты за несвоевременный возврат сумм налога на прибыль в размере 3 334877 рублей.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по г. Москве в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Мечел-Сервис» расходы по уплате госпошлины по иску в размере 21 564 рублей.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Судья:

И.Н.Кофанова



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А40-79909/2010
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 16 ноября 2010

Поиск в тексте