• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

РЕШЕНИЕ
 

от 20 сентября 2010 года  Дело N А40-79949/2010
 

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего Л.В. Ласкина

судей: единолично

при ведении протокола заседания Л.В. Ласкиным

с участием:

заявителя: Сысоева С.Н. по доверенности от 09.09.10 №ПУ-10-2, удостоверение №35226; Мартыновой О.В. по доверенности от 07.09.10 №ПУ-10-1, удостоверение №28820,

от заинтересованного лица: Романенковой И.И. по дов. от 11.05.10 г. № ИА/14170 уд. №0787, Елькина С.Г. по доверенности от 01.03.10 г. №ИА/5242, удостоверение №0404,

третьих лиц: Богатырева А.Б., паспорт от 26.07.02 г., код 772-100; Крупина П.Б. по доверенности ОАО «Вимм-Билль-Данн» от 10.04.10 г., паспорт от 16.08.03 г., код 772-093,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Префектуры Северного административного округа г.Москвы к ФАС России о признании недействительными решения ФАС России от 11.06.2010 г. № АЦ/18415 и предписаний от 11.06.2010 г. № АЦ/18417, № АЦ/18416 по делу № 110/343-09,

Третьи лица: ОАО «Вимм-Билль-Данн», ОАО «Останкинский молочный комбинат», ОАО «Компания ЮНИМИЛК» и Богатырев А.Б.

У С Т А Н О В И Л:

Префектура Северного административного округа г.Москвы (далее заявитель, Префектура) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее Служба, заинтересованное лицо) о признании недействительными решения ФАС России от 11.06.2010г. № АЦ/18415 и предписаний от 11.06.2010 г. № АЦ/18417, № АЦ/18416 по делу № 110/343-09, которым Префектура признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее также Закон о защите конкуренции), указывая, что обжалуемые решение и предписание Федеральной антимонопольной службы не соответствуют требованиям нормативных правовых актов и нарушают права и законные интересы заявителя, противоречит положениям Закона о защите конкуренции.

При этом Префектура ссылается, что ФАС России неправомерно признано Префектуру виновной в нарушении ч.1. ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», так как ею осуществлялась социальная инициатива, в которой мог участвовать неограниченный круг лиц, ограничений или преференций никаким хозяйствующим субъектам не оказывалось, функция Префектуры САО г. Москвы, как и любого государственного органа, состояла в поддержке социально незащищенных и малообеспеченных слоев населения, в формировании возможности покупки продукции по более низким ценам, не было выделено бюджетных средств города, Префектура САО г. Москвы не нарушала прав и законных интересов юридических лиц, не нарушала антимонопольное законодательство, действовала в пределах компетенции, предоставленной законодательством Российской Федерации.

Возражая на предъявленное требование, в представленном отзыве на заявление ФАС РФ ссылается на то, что решение вынесено в соответствии с нормами антимонопольного законодательства, оспариваемое решение принято в пределах полномочий ФАС России. Имеющиеся документы составлены в соответствии с требованиями законодательства, доводы заявителя в обоснование возражений основаны на ошибочном толковании норм права и опровергаются документами, собранными в ходе рассмотрения дела Службой.

ОАО «Вимм-Билль-Данн» оставляет решение спора на усмотрение суда, указывая, что сотрудничество носило законный характер, при этом после получения экспертной оценки антимонопольного органа общество прекратило спорные действия, решение антимонопольного органа им не оспаривается.

Третье лицо Богатырев А.Б. поддерживает решение антимонопольного органа, указывая, что он направил письмо Префекту о том, что такие действия содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и, не получив ответа, направил письмо о проверке наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, так как имелась возможность приобретать аналогичную продукцию дешевле, однако Префектурой распространялась информация об ОАО «Вимм-биль Данн».

Третьи лица ОАО «Останкинский молочный комбинат» и ОАО «Компания ЮНИМИЛК» в судебное заседание не явились, отзывы не представили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

Выслушав объяснения представителей заявителя, поддержавших заявленные требования, и представителей антимонопольного органа и третьего лица Богатырева А.В., просивших отказать в удовлетворении заявления, изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу: предъявленные требования не подлежат удовлетворению.

Как видно из материалов дела, 19.08.2009 состоялась встреча между О.Л. Митволем, префектом САО, М.Г.Каган, членом правления ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», и В.Б. Шаргородским, исполнительным директором ОАО «Вимм-Билль-Данн», в ходе которой была достигнута договоренность по разработке Префектурой САО программы по производству социально значимых молочных продуктов высокого качества для малообеспеченных слоев населения, и их дальнейшей поставке по ценам без торговых наценок в магазины и на рынки, расположенные на территории САО. Информация об этом была размещена на официальном сайте Префектуры САО 19.08.2009

ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» 31.08.2009 направило в адрес Префектуры САО г. Москвы письмо № PR-93-31/08, подписанное членом правления ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» Каган М.Г. в котором сообщило, что в продолжение разговора о социальных инициативах Компании «Вимм-Билль-Данн» и Северного административного округа ОАО «Вимм-Билль-Данн» готово поставлять в САО по гарантированным ценам свою продукцию. На упаковку готовой продукции общество может нанести логотип Префектуры Северного административного округа.

Префектура САО г. Москвы 14.09.2009 направила в адрес председателя совета директоров компании «Вимм-Билль-Данн» Д.М. Якобашвили письмо № 408-25, подписанное Префектом САО О.Л. Митволем, в котором Префект просит рассмотреть возможность реализации компанией основных видов молочной продукции (молоко, кефир, сметана, творог) по сниженным ценам, для жителей Северного административного округа в рамках совместной социальной инициативы компании и Префектуры.

В течение сентября 2009 года сотрудниками Префектуры САО и районных управ Северного административного округа города Москвы проводилась работа по привлечению к участию в Программе торговых предприятий, в основном, представителей малого бизнеса. Для этого в Префектуре САО и Управах проводилась работа с руководителями торговых предприятий, соответствующие совещания и собрания. При этом представителям магазинов выдавались рекламные материалы по Программе, в которых были указаны цены, обязательные для соблюдения участниками Программы. Подтверждением этому служат ответы розничных торговых предприятий, расположенных в Северном административном округе г. Москвы, имеющихся в материалах дела (ООО «Торговый дом ОРДМ» - от 11.11.2009 вх. № 050324; ООО «Ника» - от 25.01.2010 вх. № 002739 и др.).

Информация о том, что 01 октября 2009 года по инициативе Олега Митволя в Северном округе Москвы стартует социальная программа по реализации продукции компании «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» с минимальной торговой наценкой для льготных категорий москвичей, была распространена 01.10.2009 на официальных сайтах Префектуры САО и Управ Северного административного округа г. Москвы.

Информация о Программе активно распространялась Префектурой САО и ее должностными лицами среди жителей округа и в средствах массовой информации. В своих выступлениях и в публикациях по данной тематике Префектура САО и ее должностные лица ссылались на торговую марку «Вимм-Билль-Данн», отмечая высокое качество продукции, реализуемой в рамках Программы, и утверждая, что цены на данные товары практически в два раза ниже, чем средние рыночные московские (приложение к письму ЗАО «Интерфакс» от 01.12.2009 вх. № 054571 – аудиозапись пресс-конференции Префекта Северного административного округа О.Л. Митволя, прошедшая 01.10.2010 в ИА «Интерфакс»).

В Московское УФАС России 12.10.2009 поступило заявление Богатырева А.Б. (вх. № 11043) о нарушении антимонопольного законодательства Префектом Северного административного округа города Москвы.

В своем заявлении Богатырев А.Б. просил проверить на законность начало социальной программы префекта САО г. Москвы О.Л. Митволя, а именно, реализацию продуктов только одной фирмы, в том числе с указанием, что префект О.Л. Митволь лично рекламирует продукцию ОАО «Вимм-Билль-Данн» и предлагает ее на реализацию на вверенной ему мэром г. Москвы территории, со ссылкой на материалы встречи 08.10.2009 на встрече с жителями Войковского района САО г. Москвы в средней школе № 223 по адресу: 3-я Радиаторская улица, 8а, где Богатырев А.Б. смог приобрести молочную продукцию производства ОАО «Вимм-Билль-Данн», реализуемую в рамках Программы, без предъявления Социальной карты москвича.

На основании данного заявления 19.11.2009 Московским УФАС России было возбуждено дело № 3-25-70/09 по признакам нарушения Префектурой Северного административного округа города Москвы части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Префектурой Северного административного округа города Москвы и ОАО «Вимм-Билль-Данн» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при совместной реализации ими «Социальной программы по реализации продукции «Вимм-Билль-Данн» с минимальной торговой наценкой для льготных категорий москвичей».

На основании Акта приема-передачи дела от 09.12.2009 № 4-1728 ФАС России принял дело № 3-25-70/09 к своему производству (приказ № 867 от 28.12.2009) и присвоил делу № 1 10/343-09.

В ходе рассмотрения дела Определением об отложении рассмотрения дела №110/343-09 от 12.02.2010 № АЦ/3732 Комиссия привлекла в качестве заинтересованных лиц ОАО «Компания ЮНИМИЛК» и ОАО «Останкинский молочный комбинат».

На заседании Комиссии ФАС России 22.04.2010 представители ОАО «Вимм-Билль-Данн», ответчика по делу, отметили, что Общество не принимало никакого участия в регулировании каких либо цен реализации товаров в магазинах розничной торговли в Северном административном; округе г. Москвы, но признает факт оплаты работ по изготовлению рекламных материалов по Программе по просьбе Префектуры САО, ссылаясь при этом на соответствующее письмо в рамках примечания статьи 14.32 КоАП РФ (от 11.12.2009 вх. № 56572), полностью поддерживая свою позицию, изложенную в данном письме.

ФАС России 11.12.2009 г. получено заявление ОАО «Вимм-Билль-Данн», в котором общество признало факт заключения соглашения с Префектурой САО, приведшего к ограничению конкуренции, и ходатайствовало, в рамках примечания к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, об освобождении общества от административной ответственности за административное правонарушение в связи с добровольным заявлением в федеральный антимонопольный орган о заключении им ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, добровольным отказом от дальнейшего участия в таком соглашении и предоставившее имеющиеся у него сведения (информацию) в целях установления факта такого соглашения. Это было подтверждено представителями ОАО «Вимм-Билль-Данн» на заседании Комиссии ФАС России 31.05.2010.

Решением по указанному делу Комиссия ФАС России признала Префектуру Северного административного округа г. Москвы нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем принятия и реализации «Социальной программы по реализации продукции «Вимм-Билль-Данн» с минимальной торговой наценкой для льготных категорий москвичей» в части осуществления действий, направленных на реализацию продукции конкретного хозяйствующего субъекта (ОАО «Вимм-Билль-Данн»), а также признала Префектуру Северного административного округа г. Москвы и ОАО «Вимм-Билль-Данн» нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения и реализации соглашения по «Социальной программе по реализации продукции «Вимм-Билль-Данн» с минимальной торговой наценкой для льготных категорий москвичей».

Префектуре Северного административного округа выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (части 1 статьи 15, ст16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), выразившееся в заключении и реализации соглашения с ОАО «Вимм-Билль-Данн» по реализации Программы, а именно, направить в адрес ОАО «Вимм-Билль-Данн» письмо с отказом от дальнейшего участия в соглашении по реализации Программы, а также выразившиеся в принятии и реализации «Социальной программы по реализации продукции «Вимм-Билль-Данн» с минимальной торговой наценкой для льготных категорий москвичей» в части осуществления действий, направленных на реализацию продукции конкретного хозяйствующего субъекта (ОАО «Вимм-Билль-Данн»), а именно:

Обеспечить равные условия информирования хозяйствующих субъектов - потенциальных участников программы о возможности и условиях участия в Программе, равный и добровольный доступ к участию в Программе.

Не указывать конкретных хозяйствующих субъектов в наименовании Программы.

Не допускать выступлений и публикаций представителей Префектуры САО в средствах массовой информации, рекламирующих продукцию конкретных хозяйствующих субъектов.

В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства предписание ОАО «Вимм-Билль-Данн» не выдавалось.

Также принято решение передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления по борьбе с картелями ФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, однако материалы дела № 1 10/343-09 в правоохранительные органы решения вопроса о возбуждении дела по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации не передавать.

Не согласившись с данным решением и предписаний, заявитель оспорил их в арбитражном суде.

Указанные решение и предписания антимонопольного органа соответствуют законодательству о конкуренции и не нарушают права и интересы Префектуры, поэтому в силу ст.198-200 АПК РФ не подлежит признанию недействительным по следующим основаниям.

Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 331, установлено, что Федеральная антимонопольная служба России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции №135-ФЗ антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства.

С учетом приведенных норм оспариваемые акты правомерно приняты ФАС России в рамках реализации полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции на основании сведений и материалов, полученных антимонопольным органом в результате проведенных контрольных мероприятий по проверке соблюдения Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с ч.1 ст.15 ФЗ от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.

Согласно ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

силу пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются снижение цены товара не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке.

Частью 7 статьи 3 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 г. №65 «О Правительстве Москвы» установлено, что территориальными органами исполнительной власти города Москвы являются префектуры административных округов города Москвы, возглавляемые префектами административных округов города Москвы.

Согласно Положению о префектуре административного округа города Москвы (ранее утвержденным постановлением Правительства Москвы от 03.12.2002 г. №981-ПП «Об образовании территориальных органов исполнительной власти города Москвы – управ районов», в настоящее время – постановление Правительства Москвы №157-ПП) префектура административного округа города Москвы координирует развитие торговли социально значимыми видами товаров, бытового обслуживания населения, в том числе малообеспеченных слоев населения в административном округе.

Как следует из материалов дела, предметом рассмотрения ФАС России явились действия Префектуры Северного административного округа города Москвы и ОАО «Вимм-Билль-Данн», выразившиеся в заключении и реализации соглашения по Социальной программе по реализации продукции «Вимм-Билль-Данн» с минимальной торговой наценкой для льготных категорий москвичей», привели к ограничению конкуренции на рынке реализации молочной продукции на территории Северного административного округа города Москвы, которые были квалифицированы как нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.

При этом выводы антимонопольного органа сделаны на основе документально подтвержденных фактических данных о том, что 19.08.2009 состоялась встреча между О.Л. Митволем, префектом САО, М.Г. Каган, членом правления ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», и В.Б. Шаргородским, исполнительным директором ОАО «Вимм-Билль-Данн», в ходе которой была достигнута договоренность по разработке Префектурой САО программы по производству социально значимых молочных продуктов высокого качества для малообеспеченных слоев населения, и их дальнейшей поставке по ценам без торговых наценок в магазины и на рынки, расположенные на территории САО. В дальнейшем Префектурой распространялась информация о ценах на молочную продукцию, реализуемую в рамках Программы, а также перечень предприятий Войковского района, реализующих продукцию по Социальной программе Префектуры Северного административного округа и ОАО «Вимм-Билль-Данн», соответствующая информация размещалась на официальном сайте Префектуры и Управы Войковского района (www.voy.sao.mos.nl/news_fiill.php7icH25714 и др.).

Комиссия ФАС России установила, что Префектурой были определены основные условия участия в Программе торговых предприятий, в частности установлены розничные цены на каждый вид продукции реализуемой в рамках Программы, определен перечень магазинов, участвующих в Программе, утверждены условия размещения рекламных материалов, установлены требования к торговым предприятиям, участвующим в Программе.

Также материалами дела, в том числе письмом от 01.03.2010 вх. № 8361 ДСП, подтверждено и участвующими в деле лицами не оспорено, что в рамках Соглашения по реализации Программы представитель Префектуры САО обратился к ОАО «Вимм-Билль-Данн» с просьбой об изготовлении партии рекламных материалов (письмо от 11.12.2009 вх.1 № 56572), а именно, плаката формат А2 с изображением продуктов, указанием их стоимости и ссылки на отпуск продуктов по указанной цене по предъявлению Социальной карты москвича, а также указанием логотипа ОАО «Вимм-Билль-Данн» и информации об участии компании в проведении Социальной программы Северного Административного округа г. Москвы. Также информацию о взаимодействии Префектуры и ОАО «Вимм-Билль-Данн» содержал стикер данной Социальной программы.

Работы по изготовлению данных рекламных материалов были оплачены ОАО «Вимм-Билль-Данн», материалы переданы Префектуре на безвозмездной основе.

Учитывая изложенное, Комиссия правомерно пришла к выводу, что в период с 19.08.2009 по 01.10.2009 между Префектурой и ОАО «Вимм-Билль-Данн» фактически было достигнуто соглашение о реализации Программы и осуществлялись согласованные действия по реализации условий программы.

При этом ФАС России пришла к выводу, что действия Префектуры Северного административного округа г. Москвы, выразившиеся в принятии и реализации «Социальной программы по реализации продукции «Вимм-Билль-Данн» с минимальной торговой наценкой для льготных категорий москвичей» в части осуществления действий, направленных на реализацию продукции конкретного хозяйствующего субъекта (ОАО «Вимм-Билль-Данн»), привели к ограничению конкуренции на рынке реализации молочной продукции на территории Северного административного округа города Москвы, тем самым они нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Заявитель указывает, что действиями Префектуры, описанными в оспариваемых актах, не создается никаких ограничений, либо превалирующего положения на рынке, каким либо организациям префектурой округа. К участию в социальных инициативах, в которых производителями продукции обеспечивается снижение своей прибыли при ее реализации малообеспеченным и социально-незащищенным слоям населения, приглашаются любые производители такой продукции, то есть инициатива распространяется на неопределенный круг лиц. При этом такие действия не являлись целью предоставления льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, предоставляют равную возможность для всех хозяйствующих субъектов любого товарного рынка, не нарушают прав и охраняемых законом интересов юридических лиц.

На заседании комиссии ФАС России 22.04.2010 представители Префектуры пояснили, что Программы, как утвержденного Правительством Москвы комплекса мероприятий.

Между тем в соответствии со ст. 25 Закона города Москвы от 20.12.2006 №65 «О Правительстве Москвы» Программа представляет собой комплекс мероприятий, реализуемых на территории административного округа префектурой и отраслевыми органами исполнительной власти за счет средств бюджета города Москвы. Поскольку, денежные средства из бюджета города на проведение данной социальной инициативы не выделялись, то, соответственно, данная акция не является Программой, поэтому согласовываться и утверждаться Правительством Москвы не должна.

Это была социальная инициатива, в которой мог участвовать неограниченный круг лиц. Ограничений или преференций никаким хозяйствующим субъектам не оказывалось. Функция Префектуры, как и любого государственного органа, состояла в поддержке социально незащищенных и малообеспеченных слоев населения, в формировании возможности покупки продукции по более низким ценам именно для той категории населения, которая не может себе позволить покупать по завышенным ценам.

В соответствии с частью 4 статьи 25 Закона г. Москвы от 20.12.2006 № 65 «О Правительстве Москвы» программы экономического и социального развития города Москвы и отдельных территорий города Москвы принимаются исключительно с обсуждением на заседаниях Правительства Москвы.

Вместе с тем основанием для вынесения решения не является сам факт отсутствия согласования Программы в установленном порядке, так как объективную сторону нарушения статьи 16 Закона о конкуренции образует достижения соглашения независимо от его формы, в том числе в части требования к форме реализации какого-либо властного полномочия соответствующего органа.

При этом в силу пункта 18 статьи 14 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается любая договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Таким образом, независимо от правового статуса проводимой программы антимонопольный орган был вправе выявить наличие соглашения между органом власти и хозяйствующим субъектом в любой форме, в связи с чем реализация Программы способом, избранным Префектурой, правомерно признана ФАС России соглашением, подпадающим под действие статьи 16 Закона о конкуренции.

В письмах Префектуры САО от 02.02.2010 вх. № 4227, от 20.04.2010 вх. № 16998 отмечается, что Префектура САО, как орган исполнительной власти, не создает ограничений и не оказывает преференции хозяйствующим субъектам, действующим на территории Северного административного округа г. Москвы, не получает от них никакой прибыли. К участию в социальных инициативах приглашаются любые производители, а значит, инициатива распространяется на неопределенный круг лиц. В материалах дела не представлены доказательства о намерении принять участие в социальной инициативе префектуры САО от ОАО «Останкинский молочный комбинат», ОАО «Компания Юнимилк» и других организаций, и не представлено доказательств, что префектурой отказано организациям в участии в данной социальной инициативе.

В то же время данные доводы опровергаются собранными по делу документами и не подтверждены Префектурой, так как возможность участия в программе для иных лиц подразумевает наличие информации о проводимой программе и возможности согласования ее условий с иными лицами.

Между тем ФАС России не выявлена информация о проведении Префектурой САО г. Москвы каких-либо акций, конкурсов по привлечению и отбору других производителей молочной продукции к участию в Программе. В частности, в ответах на запросы ФАС России ОАО «Компания ЮНИМИЛК» (от 23.11 2009 вх. № 052451) и ОАО «Останкинский молочный комбинат» (от 04.12.2009 вх № 055227) сообщили, что предложений по участию в Программе к ним не поступало, сами организации предложений в Префектуру САО не направляли, так как не были оповещены о программе и возможности участия в ней. Также в письме от 30.11.2009 вх. № 054232 на запрос ФАС России Префектура САО подтверждает, что никаких письменных обращений в адрес других производителей молочной продукции по участию в Программе не направляла; заявлений от юридических и физических лиц по поводу участия в Программе в Префектуру САО не поступало; конкурс на участие в Программе не проводился.

С учетом изложенного нельзя признать, что иным лицам были предоставлены равные с ОАО «Вимм-Билль-Данн» возможности для участия в программе и продвижении продукции.

Факт распространения либо содействия распространению информации, направленной на продвижение ОАО «Вимм-Билль-Данн» и продукции данной компании также подтвержден материалами дела и признается Префектурой.

В том числе, из представленных материалов следует, что Префектура информировала жителей, что в округе действует социальная инициатива по поддержке малообеспеченных слоев населения, информационные материалы по данной социальной инициативе были размещены на первом этаже (при входе) в здании префектуры САО г. Москвы, совместно с печатной продукцией (газеты, журналы) на доступном для всех посетителей префектуры САО месте.

Вместе с тем независимо от характера распространенной информации (рекламного или информационного) следует признать, что содействие Префектурой продвижению положительной информации о конкретном хозяйствующем субъекте в связи с проведением общественно значимой программы может предоставить данному лицу определенные конкурентные преимущества по сравнению с иными лицами, в том числе с учетом особого статуса одобрения от имени органа власти.

Материалами дела также подтверждено, что с целью ознакомления с условиями реализации Программы сотрудники ФАС России посетили ряд продуктовых магазинов Северного административного округа города Москвы, результаты чего отражены в актах проведения выездных мероприятий от 16.12.2009 и 05.03.2010. Из данных документов следует, что в продаже присутствует товар, аналогичный товару, реализуемому по Программе и сопоставимый с ним по цене или более дешевый.

Также в соответствии с запросом ФАС России от 22.03.2010 № АЦ/7644 в адрес ООО «ИКС 5 Ритейл Групп», представлена информация (от 06.04.2010 вх. №014614) о динамике потребительских цен на молочную продукцию, реализовывавшуюся на территории Северного административного округа г. Москвы под маркой «Красная цена». На основании представленной информации установлено, что на указанной территории функционируют не менее 28 магазинов, реализующих товар, аналогичный товару, который реализовывался по Программе и сопоставимый с ним по цене или более дешевый. В частности, из данных документов следует, что цены на творог и кефир марки «Красная цена» оказались ниже, чем цены на молочные продукты, участвовавшие в Программе.

Изложенное подтверждает вывод антимонопольного органа о том, что утверждения Префектуры САО о том, что продукция в рамках Программы продается по самым низким ценам, в том числе, выступления представителей Префектуры САО в средствах массовой информации (письмо ЗАО «Интерфакс» от 01.12.2009 вх. № 054571; письмо ООО «Телекомпания «Север ТВ» от 07.12.2009 вх. № 55551; письмо ООО «Телекомпания Сокол 21 век» от 20.01.2010 вх. № 1961), не соответствуют действительности. В то же время распространение Префектурой административного округа подобной информации о конкретном хозяйствующем субъекте могло повлечь необоснованные конкурентные преимущества, в том числе по объему продаж товара.

Также не соответствует материалам дела и вывод комиссии о том, что розничным торговым предприятиям была навязана закупка ранее не приобретаемых ими наименований молочной продукции. Данный факт не доказан, не представлено документов, какая именно продукция была навязана для закупки. Также не представлено никаких документов, какая именно молочная продукция закупалась ранее торговыми предприятиями.

Данное обстоятельство подтверждено письмами конкурентов ОАО «Вимм-Билль-Данн» на территории САО г. Москвы: ОАО «Компания ЮНИМИЛК» от 23.11.2009 вх. № 052451 и ОАО «Останкинский молочный комбинат» от 04.12.2009 вх. № 055227, из которых следует в том числе, что потребительский спрос на основные типы молочной продукции производства ОАО «Компания ЮНИМИЛК» в IV квартале 2009 года, по сравнению с III кварталом, значительно упал.

При этом судом рассмотрен и отклонено довод Префектуры о необходимости доказывания наличия причинно-следственной связи между указанным падением продаж конкурентов и реализацией данного соглашения, так как нарушением статьи 16 Закона являются в том числе соглашения, которые потенциально могут привести к ограничению конкуренции, независимо от формы и объемов фактически причиненного конкурентам убытка.

Также из писем торговых предприятий, расположенных в Северном административном округе г. Москвы (в частности, ООО «Северное Сияние-С» от 19.01.2010 вх. № 051377; ООО «Оазис» от 26.01.2010 вх. № ф253 и др.) усматривается, что в рамках соглашения посредством властных полномочий Префектуры в области организации торговли розничным торговым предприятиям фактически была навязана закупка наименований молочной продукции, в том числе ранее не приобретаемых ими, что содержит признаки ограничения конкуренции, выразившиеся в понуждению хозяйствующих субъектов к отказу от самостоятельных действий на соответствующем рынке.

С учетом изложенного арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что Комиссией Федеральной антимонопольной службы России в оспариваемом решении Префектура правомерно признана нарушившей часть 1 ст. 15, ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Выданные Префектуре САО г. Москвы предписания от 11.06.2010 г. № АЦ/18417, № АЦ/18416 по делу № 110/343-09 также соответствуют установленным по делу обстоятельствам и выводам решения по делу.

В соответствии с подпунктами «б» и «г» пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции ФАС России вправе выдавать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязательные для исполнения предписания о прекращении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Содержание предписаний соответствует выявленным ФАС России конкретным действиям Префектуры, образующим нарушение статей 15, 16 Закона о защите конкуренции. В связи с неправомерным привлечением ОАО «Вимм-Билль-Данн» в качестве единственного участника Программы Префектуре предписано принять меры по обеспечению равных условий информирования хозяйствующих субъектов – потенциальных участников программы возможности и условиях участия в программе, равный доступ к участию в программе, а также не указывать конкретных хозяйствующих субъектов в наименовании программы, не допускать выступлений и публикаций представителей префектуры в СМИ, рекламирующих продукцию конкретных хозяйствующих субъектов (предписание №АЦ/18416 от 11.06.2010 г.). В целях прекращения реализации неправомерно достигнутого соглашения, ограничивающего конкуренцию, Префектуре также предписано направить в адрес ОАО «Вимм-Билль-Данн» письмо с отказом от дальнейшего участия в соглашении по реализации программы (предписание №АЦ/18417от 11.06.2010г.).

Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств дела арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что действия Префектуры правомерно признаны нарушением императивных требований антимонопольного законодательства в части взаимодействия органов власти либо местного самоуправления с хозяйствующими субъектами.

С учетом изложенного следует вывод, что Служба правомерно в соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ доказала наличие оснований для принятия оспариваемого решения, в то время как заявителем не приведены обстоятельства и не представлены доказательства, опровергающие доводы Управления. Указанные в заявлении факты и доводы судом оценены и отклонены как основанные на ошибочном толковании норм права.

Судом рассмотрены и отклонены иные доводы заявителя в обоснование заявленных требований, так как приведенные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности выводов антимонопольного органа и не привели к принятию неправильного решения.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу, что условия, предусмотренные ч. 1 ст. 198 АПК РФ, необходимые для признания оспариваемых действий незаконным отсутствуют, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).

Срок на обжалование решения и предписания антимонопольного органа, установленный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем соблюден. Заявление предъявлено в арбитражный суд 06 июля 2010 г. , то есть в пределах трехмесячного срока с даты принятия решения.

На основании изложенного, Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06 г. № 135-ФЗ, руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления Префектуры Северного административного округа г.Москвы к ФАС России о признании недействительными решения ФАС России от 31 мая 2010 г. по делу 1 10/343-09 (от 11 июня 2010 г. АЦ/18415) и предписаний от 31 мая 2010г. по делу № 1 10/343-09 ( от 11 июня 2010 г. № АЦ/18417, № АЦ/18416) в связи с их соответствием ст. ст. 15, 16, 23, 39-45, 49 Федерального закона от 26 июля2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционной суд через Арбитражный суд г. Москвы.

Судья Л.В. Ласкин



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А40-79949/2010
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 20 сентября 2010

Поиск в тексте