АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 12 октября 2010 года  Дело N А40-82947/2010

Арбитражный суд в составе судьи Уточкина И.Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей Уточкиным И.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «ЦентрО»

к Щелковской таможне

об оспаривании постановления № 10110000-168/2010 от 18.06.2010 г. о назначении административного наказания

с участием:

От заявителя: Спинко В.А. представитель по доверенности от 04.10.2010 №196;

От Щелковской таможни: Семенчева Е.А. представитель по доверенности от 21.12.09. № 04-21/65;

УСТАНОВИЛ:

ООО «ЦентрО» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Щелковской таможне № 10110000-168/2010 от 18.06.2010г. о назначении административного наказания.

Заявление мотивировано тем, что оспариваемое решение является незаконным, поскольку факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.16.2 КоАП РФ, не доказан, его вина в совершении вменяемого ему правонарушения не установлена; сведения о товаре представлены в соответствии с информацией, полученной от отправителя, осмотр всей партии ввиду большого объема товара не представляется возможным; согласно экспертному заключению товар (ремни) изготовлены из полимерного материала, поэтому таможенный орган неверно классифицировал данный товар по другому коду ТН ВЭД.

Представитель Щелковской таможни против заявления возражал, ссылаясь на то, что факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.16.2 КоАП РФ, доказан, его вина в совершении вменяемого ему правонарушения установлена; в ходе таможенного досмотра товара в присутствии представителя заявителя установлено, что в отношении части товара №2 были заявлены недостоверные сведения, в связи с чем таможенный орган правомерно классифицировал этот товар по другому коду ТН ВЭД, и с учетом изменения ставки таможенной пошлины рассчитал сумму неуплаченных таможенных платежей; заявитель имел реальную возможность проверить достоверность заявляемых им сведений; порядок привлечения к административной ответственности соблюден; размер штрафа определен с учетом правил ст.4.1 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

Заявление об оспаривании постановления Щелковской таможни от 18.06.2010г. по делу об административном правонарушении №10110000-168/2010 направлено почтой в Арбитражный суд 02.07.2010г. согласно отметки органа связи на почтовом отправлении (л.д. 17 том 1) с соблюдением установленного срока, исчисляемого по правилам ст. 113 АПК РФ.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

Из материалов дела следует, что 10.04.2010г. Себежской таможней в адрес ООО «ЦентрО» из Латвии по книжке МДП № ХС 62163938, инвойсу № М100127С от 27.01.2010г., CMR № LV-10325 от 08.04.2010г. в контейнере MSCU8507683, размещенном на транспортном средстве с государственным регистрационным номером НА8512/М2676, был направлен товар: ремни из текстиля и искусственной кожи в ассортименте, коды ТН ВЭД ТС 6217100000, 3926200000, страна происхождения товаров Китай, общим весом по документам брутто 16006кг, общей стоимостью 183473,78 долларов США (5328885 рублей 85 копеек, по курсу ЦБ РФ на 15.04.2010). Перевозчиком, ответственным за доставку товара выступала транспортная компания «СИА ИНФОРС Лтд» («SIA «INFORS Ltd», Латвия).

13 апреля 2010 года данные товары были доставлены на Сергиево-Посадский таможенный пост.

15 апреля 2010 года ООО «ЦентрО» предъявило данный товар к таможенному оформлению по ГТД № 10110080/150410/0006673.

В соответствии со статьями 123 и 124 таможенного кодекса РФ товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат декларированию с указанием сведений о наименовании, классификационном коде и таможенной стоимости перемещаемых товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 127 таможенного кодекса РФ  декларант вправе осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи декларации. Данным правом лицо, подававшее декларацию на Сергиево-Посадский таможенный пост, не воспользовалось.

21.04.2010 года в соответствии со срочным профилем риска № 20/10100/12042010/91564 должностным лицом Сергиево-Посадского таможенного поста Щелковской таможни Матюниным Д.И. в присутствии заместителя начальника ОПСУР Щелковской таможни Кузнецова СБ. и менеджера по таможенному оформлению ООО «ЦентрО» Ващенко Д.А. был проведен таможенный досмотр товаров (акт таможенного досмотра № 10110080/210410/001319), заявленных в ГТД № 10110080/150410/0006673.

По результатам проведенного таможенного досмотра было установлено, что общее количество грузовых мест и вес брутто товаров соответствует сведениям, заявленным в товаросопроводительных документах и ГТД, однако было установлено, что в отношении части товара №2 были заявлены недостоверные сведения, а именно: принадлежности к одежде, изготовленные из полимерного материала - пояса (ремни женские, ремни молодежные) для повседневной носки, различной цветовой гаммы, (ТМ) CENTRO, Китай: артикулы: WFA-11845, WFA-2, W 12, заявленные кодом 3926200000 ТН ВЭД ТС (ставка ввозной таможенной пошлины 10%) в соответствии с результатами проведенного таможенного досмотра являются поясами (ремнями) текстильными различной цветовой гаммы: артикул WFA-11845 (ТМ) CENTRO в количестве 1132 штук весом брутто 138,5 кг., весом нетто 134 кг.; артикул WFA-2 (ТМ) CENTRO в количестве 2521 штуки, весом брутто 133 кг., весом нетто 125 кг.; артикул W 12 (ТМ) CENTRO в количестве 2500 штук, весом брутто 304 кг., нетто 298кг. в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ТС должны классифицироваться кодом 6217100000 ТН ВЭД ТС (ставка таможенной пошлины 10%, но не менее 3 Евро/кг).

С учетом изменения ставки таможенной пошлины сумма неуплаченных таможенных платежей составляет 54 999 рублей 79 копеек.

Таким образом, ООО «ЦентрО» заявило недостоверные сведения о стоимости товара, повлекшие за собой занижение размера таможенных платежей.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «Кар-текс» протокола об административном правонарушении №10110000-168/2009 от 27.05.2010г., на основании которого оспариваемым постановлением Щелковской таможни от 18.06.2010 г. по делу об административном правонарушении №№10110000-168/2009 ООО «ЦентрО» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере одной второй суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов, что составляет 27.499 руб. 90 коп.

С учетом положений ч. 1, пп. 3 ч. 2 ст. 28.3, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, п. 3 «Перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и осуществлять административное задержание», который является Приложением Приказу ФТС от 15.03.05г. № 198, суд пришел к выводу, что протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление вынесены уполномоченными должностными лицами.

Согласно п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ» суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Нарушение положений ст. 28.2 КоАП РФ может явиться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу ч. 2 ст. 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа в силу ч. 2 ст. 211 АПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

В целях соблюдения гарантированных КоАП РФ прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Кодекс обязывает административный орган вызвать законного представителя юридического лица. В случае неявки данного лица административный орган вправе составить протокол об административном правонарушении только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени его составления.

Судом установлено, что оспариваемое постановление принято ответчиком с соблюдением процедуры привлечения заявителя к административной ответственности (ст. 28.2, 25.1, 25.4, 29.7 КоАП РФ). Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого согласно  п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.

Арбитражным судом установлено, что таможенный орган правомерно пришел к выводу о наличии в действиях ООО «ЦентрО» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП, образует недостоверное декларирование - заявление в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, об их таможенном режиме, необходимых для принятия решения о выпуске (об условном выпуске) товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей.

В соответствии со статьей 123 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенным органом при их пересечении через таможенную границу Российской Федерации.

Декларирование производится декларантом либо таможенным брокером по выбору декларанта.

Согласно положениям п. 1 ст. 124 ТК России декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации в письменной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Пунктом 3 статьи 124 ТК России предусмотрены основные сведения о товарах, которые указываются в таможенной декларации, в том числе их таможенная стоимость.

В соответствии со статьей 322 ТК России объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Из материалов дела следует, что 27.04.2010 года товар, явившийся предметом административного правонарушения был изъят и передан на ответственное хранение на СВХ ООО «КАРАТ».

11 мая 2010 года заместителем начальника отдела применения системы управления рисками Щелковской таможни Кузнецовым С.Б. во исполнение мер по минимизации срочного профиля риска № 20/10100/07042010/91564, направленного ОК и ПСУР ЦТУ и в соответствии с предписанием Щелковской таможни от 15.04.2010 № 01-65/017, проведена дополнительная проверка до выпуска товаров по ГТД № 10110080/150410/0006673 на Сергиево-Посадском таможенном посту в отношении товарной партии, поступившей в адрес ООО «ЦентрО» по товаросопроводительным документам: книжка МДП ХС62163938 от 10.04.10; СМР LV-10325 от 12.04.10г.; инвойс М100127С от 27.01.10г.

Таможенный досмотр товаров, прибывших на транспортном средстве с регистрационным номером НА8512/М2676 и размещенных в контейнере MSCU8507683 производился на территории СВХ ООО «Карат», на крытой площадке и в закрытом помещении при достаточном естественном и искусственном освещении, в светлое время суток. В результате досмотра установлено, что целостность упаковок не нарушена, всего 1006 картонных коробок с общим весом брутто 15996 кг (определен фактическим взвешиванием). Товар представляет собой ремни как текстильные, так и из полимерного материала, с маркировкой «Centro» различных артикулов, размеров и цветовой гаммы.

Так же было установлено, что товар с биркой «ремень женский, артикул YF09016 материал: искусственная кожа» в количестве 264 шт, вес нетто 27,5 кг не задекларирован по ГТД № 10110080/150410/0006673. Товар с биркой «ремень женский, артикул WFA-11845, материал: текстиль» в количестве 1132 шт, вес нетто 134,5 кг задекларирован кодом 3926200000 ТН ВЭД ТС (ремень из полимерных материалов). Товары с бирками: «ремень женский, артикул WFA-2, материал искусственная кожа» и «ремень женский, артикул W12, материал: искусственная кожа» являются комбинированными (часть ремня из текстильного материала, а часть из полимерного).

В соответствии с мерами: 204 (взятие проб и образцов товара) и 601 (экспертиза товара), предписанных СПР № 20/10100/07042010/91564 был произведен отбор образцов ремней каждого артикула для направления в ЦЭКТУ для определения материала, из которого они изготовлены для целей классификации.

В ходе допроса главного государственного таможенного инспектора отделения таможенного досмотра  ОТД Сергиево-Посадского поста Щелковской таможни Матюнина Д.И. 11.05.2010г. установлено, что в соответствии с поручением на досмотр № 10110080/150410/0001319, ему было поручено провести таможенный досмотр товаров, предъявленных к таможенному оформлению по ГТД № 10110080/150410/0006673 на Сергиево-Посадском таможенном посту.

Таможенный досмотр проведен им с должностными лицами ОПСУР Щелковской таможни в соответствии со СПР № 20/10100/07042010/91564, в отношении товарной партии, поступившей в адрес ООО «ЦентрО» по товаросопроводительным документам: книжка МДП ХС62163938 от 10.04.10г.; CMR LV-10325 от 12.04.10г.; инвойс М100127С от 27.01.10г. Таможенный досмотр товаров, прибывших на транспортном средстве с регистрационным номером НА8512/М2676 и размещенных в контейнере MSCU8507683 производился на территории СВХ ООО «Карат», на крытой площадке и в закрытом помещении при достаточном естественном и искусственном освещении, в светлое время суток. В результате досмотра установлено, что целостность упаковок не нарушена, всего 1006 картонных коробок с общим весом брутто 15996 кг (определен фактическим взвешиванием). Товар представляет собой ремни как текстильные, так и из полимерного материала, с маркировкой «СentrО» различных артикулов, размеров и цветовой гаммы. Товар с биркой «ремень женский, артикул WFA-11845, материал: текстиль» в количестве 1132 шт, вес нетто 134,5 кг задекларирован кодом 3926200000 ТН ВЭД ТС (ремень из полимерных материалов). Товары с бирками: «ремень женский, артикул WFA-2, материал: искусственная кожа» и «ремень женский, артикул W12, материал: искусственная кожа» являются комбинированными (часть ремня из текстильного материала, а часть из полимерного), что и было отражено в описательной части АТД. В соответствии с мерами: 204 (взятие проб и образцов товара) и 601 (экспертиза товара), предписанных СПР № 20/10100/07042010/91564, был произведен отбор образцов ремней каждого артикула для направления в ЦЭКТУ для определения материала, из которого они изготовлены для целей классификации.

18.05.2010 года в Щелковскую таможню поступило письмо за подписью генерального директора ООО «ЦентрО»  Петрова Л.А.., в котором сообщалось, что согласно контракту № S-S-10Helbags01 от 22.10.2009г. у китайской фабрики «HENEN DONGFANG IMPORT AND EXPORT CORPORATION)) была закуплена партия ремней. Условия поставки - FOB, то есть все товаросопроводительные документы готовит фабрика. Таким образом, умысла на нарушение каких-либо установленных таможенных правил у ООО «ЦентрО» не было. Также ООО «ЦентрО» подвергло сомнению правильность определения состава материала из которого изготовлены ремни, заявило ходатайство о проведении дополнительной экспертизы.

18.05.2010г. была назначена товароведческая экспертиза товара, явившегося предметом административного правонарушения, производство которой было поручено АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ.

26.05.2010г. было получено заключение эксперта АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ № 026-06-00934, которое было направлено в ОТН и ПТ таможни с целью подтверждения принятого решения о классификации товара № 10110000/18-25/129.

18.06.2010г. был получен ответ из ОТН и ПТ таможни, из которого следует, что в товарную позицию 6217 ТН ВЭД ТС включаются готовые изделия (принадлежности к одежде) из любого текстильного материала. Выводы, сделанные экспертом в заключении № 026-06-00934 о том, что ремни W 12, WFA-2, WFA-1845 изготовлены из полимерного текстильного материала, подтверждают правильность и обоснованность принятого решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД № 10110000/18-12/129 с учетом изучения образцов и результатов таможенного досмотра.

Согласно п. 1 ст. 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.

В соответствии с п. 3 ст. 132 ТК РФ с момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Статья 124 ТК РФ предусматривает обязанность декларанта по заявлению достоверных сведений о товарах именно в таможенной декларации.

Таким образом, ООО «ЦентрО» осуществило ненадлежащее исполнение своих обязанностей по заявлению в таможенной декларации достоверных сведений о таможенной стоимости товаров.

Доказательством факта недостоверного декларирования в виде заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров явилась ее последующая корректировка, по результатам которой размер неуплаченных таможенных платежей составил 54.999 руб. 79 коп.

Таким образом, событие и объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ имеется, так как указание в графе 22 ГТД меньшей стоимости товара повлекло занижение суммы таможенных платежей.

Довод заявителя о том, что осмотреть всю партию не представляется возможным ввиду большого объема, судом отклонен.

Выполнение тех или иных обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.

Вступая в таможенные правоотношения, ООО «ЦентрО» должно не только знать о существование обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить  их  выполнение,  то  есть  соблюсти  ту  степень  заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

В соответствии с п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что заявителем сделано не было.