• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

РЕШЕНИЕ
 

от 21 сентября 2010 года  Дело N А40-84634/2010
 

Арбитражный суд в составе судьи Нагорная А. Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Государственного учреждения – Главного Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации № 4 по г. Москве и Московской области

к Государственному образовательному учреждению Центр внешкольной работы

о взыскании штрафа за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 422 308 руб.

при участии представителей:

от заявителя: не явились, о заседании извещен;

от ответчика: Томашевич О.И. по доверенности от 12.08.2010 г. без №; Усманова В.Н. по доверенности от 12.08.2010г. без №; Ромашина О.В. по доверенности без № от 12.08.2010г.; Гаврилова М.Г. директор ответчика на основании приказа Юго-Западного окружного управления образования Департамента города Москвы от 19.09.2009 г. № 87р;

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 4 по г. Москве и Московской области (далее – Фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Государственному образовательному учреждению Центр внешкольной работы (далее – учреждение, ответчик) о взыскании штрафа за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета о каждом застрахованном лице в территориальный орган Фонда в размере 422 308 руб., что предусмотрено Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 г. № 198-ФЗ (далее – Закон).

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, по факсу суда поступило его ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 45-46), которое с учетом мнения представителей ответчика было судом удовлетворено, его текст приобщен к материалам дела.

В ходе заседания представители ответчика против удовлетворения заявленных требований возражали по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 40-42); полагали, что им не было допущено нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, все предусмотренные Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ сведения и документы были представлены в орган Фонда в установленный срок; также в установленные сроки произведено исправление неточностей и ошибок, допущенных в представленных сведениях.

Суд, выслушав доводы ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, не находит оснований для удовлетворения требований заявителя по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что органом Фонда 13.04.2010 г. в отношении ответчика составлен акт № 183 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 17-18), в котором указано на обнаружение следующих фактов: страхователь (ответчик по делу) не представил в установленные сроки сведения, необходимые для осуществления персонифицированного учета, а именно СЗВ-4-2 за 2009 год представлены 13.04.2010 г. после 01.03.2010 г.; и предложено привлечь его к ответственности, предусмотренной абзацем 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ.

Решением от 27.04.2010 г. № 15 (л.д. 19-20) «О привлечении страхователя (физического лица, самостоятельно, уплачивающего страховые взносы) к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ответчик привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 422 308 руб., при этом существо правонарушения определено в нем следующим образом: непредставление индивидуальных сведений на застрахованных лиц за 2009 г. 13.04.2010 г. после установленного срока.

Вышеназванным решением и выставленным в соответствии с ним требованием об уплате финансовой санкции от 27.04.2010 г. № 15 (л.д. 19-20) ответчику было предложено уплатить сумму штрафа в размере 422 308 руб. в срок до 11.05.2010 г. (л.д.21). В связи с неисполнением ответчиком данного требования во внесудебном порядке орган Фонда обратился в суд.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом застрахованном у него лице.

Согласно ст. 17 Закона непредставление в установленные сроки сведений, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, к работодателям и гражданам, самостоятельно уплачивающим взносы, применяются финансовые санкции в размере 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о пенсионном страховании правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом. Из анализа вышеназванных норм следует, что на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании.

К указанным правоотношениям применимы, в частности, положения главы 15 НК РФ "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений", определяющие основания привлечения к ответственности.

Так, согласно ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Лицо считается невиновным в совершении правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы (т.е. в рассматриваемом случае органы Фонда). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В ходе рассмотрения дела в суде представители ответчика пояснили, что в связи с тем, что численность работающих сотрудников учреждения превышает 100 человек, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета о каждом застрахованном лице в орган Фонда были представлены в электронном виде 18.02.2010 г., т.е. в срок до 01.03.2010 г., как это и предусмотрено законом; в подтверждение факта направления сведений ссылались на протокол подтверждения полученных сведений с перечнем файлов (т. 1 л.д. 131). Эти сведения были проверены органом Фонда, и 24.02.2010 г. ответчик получил от органа Фонда по электронной почте протокол с перечислением выявленных ошибок и требованием о представлении списка льготников. 10.03.2010 г. от органа Фонда ответчиком был получен еще один протокол о выявленных технических ошибках (ранее не указанных в протоколе 24.02.2010 г.). Ошибки, на наличие которых было указано в двух протоколах Фонда, были исправлены, и 11.03.2010 г. все ранее направленные пачки с документами в электронном виде были повторно направлены в орган Фонда и получены им. На следующий день 12.03.2010 г. от Фонда был получен протокол, в котором было повторно указано на необходимость представления списка льготников, а также на наличие претензий по сведениям в отношении одного лица. Сведения по данному лицу были незамедлительно исправлены и направлены в Фонд в электронном виде.

В этот же день 12.03.2010 г. бухгалтер ответчика Усманова В.Х. поехала в Фонд, чтобы сдать список льготников; так как он не подлежит передаче в электронном виде, поскольку установленной законом формой предоставления сведений по индивидуальному (персонифицированному) учету не является. Однако сотрудник Фонда Шитлина Е.П. список льготников, составленный по образцу 2008 г., принять отказалась, ссылаясь на то, что в настоящее время такая форма списка является неправильной, сотрудникам учреждения были даны устные пояснения о том, как его надо составить. Усманова В.Х. также пояснила, что она приезжала в Фонд еще несколько раз 19.03.2010 г., 24.03.2010 г., 26.03.2010 г., но каждый раз сотрудники Фонда требовали уточнения списка льготников или представления по нему дополнительных документов. В начале апреля 2010 г. список льготников не был принят по причине отсутствия на рабочем месте сотрудницы Шитлиной Е.П., остальные сотрудники Фонда сослались на необходимость ее личного присутствия при получении документов и принять у заявителя документы отказались. И только 13.04.2010 г. после представления учреждением списка льготников с приложениями сотрудники Фонда засчитали учреждению представление отчетности за 2009 г. и вручили акт № 183 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Судом были исследованы представленные учреждением в обоснование заявляемых возражений доказательства: распечатки подтверждений получения сведений со списком полученных файлов от 18.02.2010 г. – т. 1 л.д. 131, протокола приема сведений по электронным каналам связи от 24.02.2010 г. - т. 1 л.д. 132, журналов проверки файлов – т. 1 л.д. 136-150, т. 2 л.д. 1-41, подтверждения получения сведений от 11.03.2010 г. – т. 2 л.д. 42, протокола приема сведений от 12.03.2010 г. – т. 2 л.д. 43), переписки по электронным каналам связи – т. 1 л.д. 133, уведомления от 19.02.2010 г. № 151 о наличии недоимки по страховым взносам, полученного ответчиком от органа Фонда по электронным каналам связи – т. 1 л.д. 134), из которых следует, что отчетность учреждения за 2009 г. была получена органом Фонда в установленный Законом срок – до 01.03.2010 г., была в установленном порядке обработана, и до 13.04.2010 г. (даты составления акта) между органом Фонда и учреждением велась работа по исправлению выявленных недочетов своевременно представленной отчетности и представлению дополнительных данных и сведений, не предусмотренных Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31.07.2006 г. № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению»).

Так, в частности из представленных учреждением документов следует, что органом Фонда от учреждения были получены пачки СЗВ-4-1, СЗВ-4-2, АДВ-11, так, например, из уведомления Фонда от 19.02.2010 г. № 151 о наличии недоимки по страховым взносам, полученного ответчиком по электронным каналам связи – т. 1 л.д. 134, однозначно следует, что на момент его составления 19.02.2010 г. орган Фонда располагал отчетностью ответчика за 2009 г., в т.ч. формой АДВ-11, на которую имеется ссылка в данном уведомлении. Тот факт, что впоследствии органом Фонда от ответчика была принята форма АДВ-11, датированная более поздней датой 11.03.2010 г. (см. т. 1 л.д. 48), не может являться основанием для привлечения ответчика к ответственности и взыскания штрафа.

По спискам полученных файлов от 18.02.2010 г. (т. 1 л.д. 131) и от 11.03.2010 г. (т. 2 л.д. 42) однозначно усматривается, что учреждение по крайней мере дважды (до установленной Законом даты и после нее) направляло в орган Фонда одну и ту же отчетность за 2009 г.: PFR-700-Y-2009-ORG-087-706-038453-DCK-00027-DPT-000000-DCK-00000.XML, PFR-700-Y-2009-ORG-087-706-038453-DCK-00025-DPT-000000-DCK-00000.XML, PFR-700-Y-2009-ORG-087-706-038453-DCK-00026-DPT-000000-DCK-00000.XML, PFR-700-Y-2009-ORG-087-706-038453-DCK-00028-DPT-000000-DCK-00000.XML, наименования файлов одинаковые из распечатки форм и журналов проверки файлов следует, что ими была направлена отчетность по установленным формам СЗВ-4-1 (файлы за № 25 и 27), СЗВ-4-2 (файл № 26), АДВ-11 (файл № 28).

С учетом установленных обстоятельств судом в действиях учреждения не установлено признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ.

Кроме того, суд отмечает, что согласно акта от 13.04.2010 г. № 183 (т. 1 л.д. 17-18), в соответствии с которым принято решение от. 27.04.2010 г. № 15 о наложении на учреждение взыскиваемого по настоящему делу штрафа, органом Фонда было выявлено правонарушение, заключающееся в непредставлении в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета, а именно СЗВ-4-2 за 2009 г. были представлены 13.04.2010 г. после 01.03.2010 г. Между тем, как было установлено судом, файл, содержащий сведения по форме СЗВ-4-2 за 2009 г. PFR-700-Y-2009-ORG-087-706-038453-DCK-00026-DPT-000000-DCK-00000.XML был получен органом Фонда согласно подтверждению получения сведений еще 18.02.2010 г. (т. 1 л.д. 131), полученные сведения были обработаны, что следует из протокола приема сведений по электронным каналам связи от 24.02.2010 г. (т. 1 л.д. 132). Тем самым изложенные в акте от 13.04.2010 г. № 183 обстоятельства опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

Тот факт, что по каким-то техническим причинам данные сведения не были приняты органом Фонда, страхователю было предложено устранить выявленные неточности и ошибки, не является основанием для привлечения учреждения к ответственности за непредставление сведений в установленный срок, так как положениями Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ органу Фонда не предоставлено право отказа в принятии отчетности страхователей.

Согласно решения от 27.04.2010 г. № 15 учреждение привлечено к ответственности за представление индивидуальных сведений на застрахованных лиц за 2009 г. 13.04.2010 г., т.е. после установленного срока. Суд отмечает, что существо правонарушения, изложенное в решении, существенно отличается от правонарушения, указанного в акте от 13.04.2010 г. № 183 - расширены обстоятельства, послужившие основанием к привлечению к ответственности: вместо непредставления отчетности по форме СЗВ-4-2 за 2009 г. указано на представление индивидуальных сведений на застрахованных лиц после установленного срока 01.03.2010 г. Между тем, как было установлено судом при рассмотрении настоящего дела, индивидуальные сведения были представлены учреждением в установленный срок – до 01.03.2010 г., что подтверждено материалами дела.

Из акта от 13.04.2010 г. № 183 и решения от 27.04.2010 г. № 15 усматривается, что учреждение не привлекалось к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений, в связи с чем факт последующего исправления сведений, направленных учреждением и принятых Фондом 18.02.2010 г., правового значения для целей правомерности наложения штрафа по решению от 27.04.2010 г. № 15 не имеет.

Из представленной суду переписки следует, что орган Фонда предлагал учреждению представить льготный список (т. 1 л.д. 133); однако сам по себе факт представления учреждением списка льготников за пределами срока, предусмотренного ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ, по мнению суда, не может являться основанием для привлечения к ответственности по ст. 17 указанного Закона. Перечень сведений о страховых взносах и страховом стаже работников, подлежащих представлению в орган Фонда, установлен ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ. Это такие сведения как: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия имя и отчество работника, дата приема на работу, дата увольнения, периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы и сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц. При этом положения Закона не содержат указания о том, что перечисленные в ст. 11 сведения подлежат представлению в виде каких-либо определенных форм, и перечень этих форм, обязательных к представлению. Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31.07.2006 г. № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению» утверждены формы представления индивидуальных сведений, к которым отнесены в т.ч. "Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица (СЗВ-4-1)"; "Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица, списочная форма (СЗВ-4-2)", которые были представлены учреждением в установленный срок. Представление списка льготников как обязательного вида отчетности страхователей, содержащей сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, какими-либо нормативными актами не предусмотрено.

Согласно ч. 4 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. Определением от 12.08.2010 г. суд предложил органу Фонда представить в материалы дела доказательства совершения правонарушения ответчиком, однако органом Фонда определение суда не исполнено, правомерность наложения взыскиваемого по делу штрафа не доказана; суду не представлено данных о том, какие именно из поименованных в ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ сведений не были представлены ответчиком в установленный срок (не содержались в отчетности, направленной и полученной органом Фонда 18.02.2010 г.)

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика штрафа в сумме 422308 руб., наложенного решением от 27.04.2010 г. № 15, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 123, 167-170, 216 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 4 по г. Москве и Московской области к Государственному образовательному учреждению г. Москвы «Центр внешкольной работы» о взыскании штрафа за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета о каждом застрахованном лице в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в размере 422 308 руб. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия; вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Федеральном арбитражном суде Московского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.

СУДЬЯ: Нагорная А.Н.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А40-84634/2010
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 21 сентября 2010

Поиск в тексте