АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 27 сентября 2010 года  Дело N А40-84895/2010

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Ларина М.В., единолично, при ведении протокола судебного заседания судьей Лариным М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ОАО «Ивановский завод тяжелого станкостроения» к ФНС России, третье лицо: ИФНС России по г. Иваново о признании недействительным решения от 18.06.2010 г. № ЯК-37-8/4475@, обязании предоставить отсрочку уплаты НДС за 1 квартал 2010 г. в размере 2 127 264 руб., при участии представителей заявителя: Мелентьев А.И., доверенность, паспорт, представителя ответчика: не явился, извещен, представителя третьего лица: не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Ивановский завод тяжелого станкостроения» (далее – налогоплательщик, общество) обратился в суд с требованиями к Федеральной налоговой службе (далее – служба, ФНС России) о признании недействительным решения от 18.06.2010 г. № ЯК-37-8/4475@ об отказе в предоставлении отсрочки, обязании предоставить отсрочку по НДС за 1 квартал 2010 года в размере 2 127 264 руб.

Ответчик (ФНС России) и третье лицо (ИФНС России по г. Иваново – налоговый орган по месту учета) на судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, письменных возражений (отзыва) на заявленные требования не представили, суд на основании частей 3 и 6 статьи 156 АПК РФ рассмотрел дело в отсутствие ответчика и третьего лица.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав и оценив, имеющиеся в деле документы, суд пришел к выводу об обоснованности требований ОАО «Ивановский завод тяжелого станкостроения» в виду следующего.

Как следует из материалов дела, Общество обратилось в ФНС России в порядке статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) 11 мая 2010 года с заявлением о предоставлении отсрочки уплаты НДС за 1 квартал 2010 года в размере 2 127 264 руб. на срок 12 месяцев (том 1 л.д. 8), в связи с произошедшей 02.04.2008 г. чрезвычайной ситуации техногенного характера (пожар на территории завода), повлекшей причинение ущерба налогоплательщику в размере 256 млн. руб.

В подтверждении обстоятельств необходимости предоставления отсрочки налогоплательщик представил одновременно с заявлением следующие документы (том 1 л.д. 7-16, 21-76): 1) обязательство, предусматривающее на период действия отсрочки соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты налога; 2) бухгалтерский баланс на 31.12.2009 г., на 01.01.2010 г., на 01.04.2010 г. и отчеты о прибылях и убытках; 3) заключение ГУ МЧС России по Ивановской области от 19.05.2008 г. № 1875-3-1-15 о признании пожара на заводе 02.04.2008 г. чрезвычайной ситуацией техногенного характера, с причинением ущерба в размере 256 млн. руб., решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ивановской области о выделении денежных средств Обществу из резервного фонда в связи с произошедшей техногенной катастрофой регионального масштаба; 4) акт о материальном ущерба в результате чрезвычайной ситуации от 17.04.2008 г. № 2 и отчет ООО «Промагрооценка» от 07.07.2008 г. по определению убытка (ущерба) имуществу, пострадавшему в результате чрезвычайно ситуации – пожара, возникшего 2 апреля 2008 года; 5) справку ИФНС России по г. Иваново о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 19.04.2010 г.; 6) решения ФНС России о предоставлении отсрочки по уплате федеральных налогов и сборов (ЕСН и НДС за 3 квартал 2008 года – 3 квартал 2009 года); 7) регистрационные документы (свидетельство о государственной регистрации, устав, др.).

Федеральная налоговая служба, рассмотрев заявление о предоставлении отсрочки от 11.05.2010 г., решением от 18.06.2010 г. № ЯК-37-8/4475@ (том 1 л.д. 6) отказала в предоставлении отсрочки уплаты, в связи с получением информации от УФНС России по Ивановской области о не исполнении обязательств по ранее предоставленным отсрочкам уплаты федеральных налогов и не уплаты текущих платежей за 1 – 4 квартал 2009 года.

Суд, рассмотрев представленные документы, считает, что основания для отказа в предоставлении отсрочки уплаты НДС за 1 квартал 2010 года у Службы не имелось по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком сумм задолженности. Отсрочку по федеральным налогам в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 63 НК РФ предоставляет ФНС России.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 64 НК РФ предусмотрено, что отсрочка уплаты налога может быть предоставлена заинтересованному лицу при причинении этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

Согласно пункту 7 статьи 64 НК РФ уполномоченный орган (ФНС России) не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога в случаях предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи (причинение ущерба в результате техногенной катастрофы) в пределах суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба при условии отсутствия обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 62 НК РФ, препятствующих изменению срока уплаты налога (возбуждение уголовного дела связанного с неуплатой налогов; наличие возбужденного производства по делу о налоговом правонарушении; наличие оснований подтверждающих, что лицо воспользуется отсрочкой для сокрытия своих денежных средств или иного имущества).

Порядок предоставления отсрочки предусматривает подачу в уполномоченный орган заинтересованным лицом заявления о предоставлении отсрочки с приложением документов, подтверждающих наличие оснований, указанных в пункте 2 статьи 64 НК РФ (пункт 5 статьи 64 НК РФ).

Перечень документов, необходимых для представления в уполномоченный орган для рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки по основаниям указанным в пункте 2 статьи 64 НК РФ установлен в Приказе ФНС России от 21.11.2006 г. № САЭ-3-19/798@ «Об утверждении порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов» (далее – Порядок), пунктом 2.1 которого предусмотрено помимо документов перечисленных в пункте 1 представление для налогоплательщиков, обращающихся с заявлением о предоставлении отсрочки по подпункту 1 пункта 2 статьи 64 НК РФ (причинение ущерба в результате техногенной катастрофы): (а) документа, подтверждающего факт наступления соответствующих оснований; (б) справки о сумме нанесенного ущерба, заверенной уполномоченным на это органом.

Судом установлено, что Общество представило в ФНС России все предусмотренные пунктом 1 и 2.1 Порядка документы, включая заключение ГУ МЧС России по Ивановской области от 19.05.2008 г. № 1875-3-1-15 о признании пожара на заводе 02.04.2008 г. чрезвычайной ситуацией техногенного характера, с причинением ущерба в размере 256 млн. руб., решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ивановской области о выделении денежных средств Обществу из резервного фонда в связи с произошедшей техногенной катастрофой регионального масштаба (том 1 л.д. 9-10), подтверждающих факт техногенной катастрофы, произошедшей 02.04.2008 г., а также представило акт о материальном ущербе в результате чрезвычайной ситуации от 17.04.2008 г. № 2 и отчет ООО «Промагрооценка» от 07.07.2008 г. по определению убытка (ущерба) имуществу, пострадавшему в результате чрезвычайно ситуации – пожара, возникшего 2 апреля 2008 года (том 1 л.д. 11-16), являющихся документами, подтверждающими размер понесенного в результате техногенной катастрофы ущерба.

Указанные документы полностью соответствуют требованиям статьи 64 НК РФ и Порядка, никаких нарушений и несоответствий этих документов положений и требованиям НК РФ Служба в решении не отразила, также не приведены основания, предусмотренные статьей 62 НК РФ, препятствующие предоставлению отсрочки (изменению срока уплаты налога).

Довод ФНС России, изложенный в решении, о не исполнении обязательств по ранее предоставленным отсрочкам уплаты федеральных налогов и не уплаты текущих платежей за 1 – 4 квартал 2009 года согласно данным полученным от УФНС России по Ивановской области судом в качестве основания для отказа в предоставлении отсрочки не принимается в виду следующего.

Пункт 7 статьи 64 НК РФ предусматривает возможность отказа в предоставлении отсрочки уплаты налога по основаниям перечисленным в подпункте 1 пункта 2 статьи 64 НК РФ (причинение ущерба в результате техногенной катастрофы) только при наличии обстоятельств перечисленных в пункте 1 статьи 62 НК РФ, к которым нарушение порядка предоставления отсрочки и/или неуплата текущих платежей не относится, в связи с чем, по такому основанию Служба была не вправе отказывать в предоставлении отсрочки по причинам перечисленным в подпункте 1 пункта 2 статьи 64 НК РФ.

Кроме того, суда также учитывает, что все ранее предоставленные отсрочки по уплате НДС и ЕСН за 3 квартал 2008 года – 3 квартал 2009 года соответствующими решениями ФНС России (том 1 л.д. 44-67) были предоставлены не самостоятельно Службой, а только во исполнении решений Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-57280/08-143-228, А40-63044/09-108-406, А40-141933/09-76-896, А40-152731/09-129-1120, А40-11439/10-129-46, А40-78856/09-111-537, А40-73278/10-140-357, А40-54825/08-112-186, А40-66519/09-98-405, А40-135127/09-99-1075, А40-156556/09-114-1270 (том 2 л.д. 2-79).

Указанными решениями суда были установлены те же обстоятельства, что и по настоящему делу, включая факт техногенной катастрофы, причинение ущерба в размере 256 млн. руб., отсутствие оснований для отказа в предоставлении отсрочки за предыдущие периоды, обстоятельства установленные данными решениями на дату принятия настоящего решения не изменились, соответственно в силу части 2 статьи 69 АПК РФ считаются установленными и не подлежат повторному доказывают.

ФНС России в нарушении сроков вынесения решений о предоставлении отсрочки (отказе в ее предоставлении) – 1 месяц с даты представления заявления, не принимала никакие решения по заявлениям о предоставлении отсрочки уплаты НДС и ЕСН за 3 квартал 2008 года – 3 квартал 2009 года, положительные решения были приняты только после решений судом по указанным выше делам, при этом, на момент принятия решений (март 2010 года) большинство сроков уплаты налогов, заявленных к отсрочке прошли, более того, по части периодов завершился и 12 месячный срок на отсрочку, что фактически создало искусственную ситуацию наличия недоимки по налогам, уплата которой должна быть отсрочена по решениям суда.

Суд также учитывает, что статье 68 НК РФ предусмотрен порядок и процедура досрочного прекращения действия отсрочки в случае нарушения заинтересованным лицом условий ее предоставления, согласно которой уполномоченным органом выносится решение о досрочном прекращении действия отсрочки. Ответчик никаких решений о досрочном прекращении действия отсрочки не принимал, следовательно, указание в решении на нарушение условий ранее предоставленных отсрочек судом не принимается как документально не подтвержденное.

Таким образом, решение ФНС России от 18.06.2010 г. № ЯК-37-8/4475@ об отказе в предоставлении отсрочки по НДС является незаконным, противоречащим статье 64 НК РФ.

Учитывая положения статьи 63 НК РФ, предусматривающей возможность предоставления отсрочки / рассрочки уплаты налогов только соответствующим уполномоченным органом,  установление незаконности отказа Службы в предоставлении отсрочки налогоплательщику по его заявлению от 11.05.2010 г., а также подтверждения права на такую отсрочку, суд считает, что требование Общества об обязании уполномоченного органа предоставить отсрочку по уплате НДС за 1 квартал 2010 года в размере 2 127 264 руб. в порядке установленном статьей 64 НК РФ подлежит удовлетворению.

Уплаченная Обществом при обращении в арбитражный суд государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит взысканию с Инспекции на основании части 1 статьи 110 АПК РФ в качестве возмещения понесенных ей судебных расходов, в виду отсутствия освобождение государственных органов, проигравших спор, от возмещения судебных расходов, отношения по распределению которых возникают между сторонами судебного разбирательства после уплаты заявителем государственной пошлины на основание статьи 110 АПК РФ и не регулируются главой 25.3 НК РФ (пункт 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 г. № 139).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение ФНС России от 18.06.2010 г. № ЯК-37-8/4475@ об отказе в предоставлении отсрочки по НДС, как несоответствующее статье 64 НК РФ.

Обязать Федеральную налоговую службу предоставить Открытому акционерному обществу «Ивановский завод тяжелого станкостроения» отсрочку по уплате налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2010 года в размере 2 127 264 (два миллиона сто двадцать семь тысяч двести шестьдесят четыре) рубля в порядке установленном статьей 64 НК РФ.

Взыскать с Федеральной налоговой службы в пользу Открытого акционерного общества «Ивановский завод тяжелого станкостроения» уплаченную государственную пошлину в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

Решение в части признания недействительным решения от 18.06.2010 г. № ЯК-37-8/4475@ подлежит немедленному исполнению, в остальной части подлежит исполнению после вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течении месяца со дня принятия.

СУДЬЯ       М.В. Ларин

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка