АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 11 января 2011 года  Дело N А40-85140/2010

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего  Л.В. Ласкина

судей: единолично

при ведении протокола заседания   О.Г. Тереховой

с участием:

заявителя:   не явился;

заинтересованного лица:   Решетниковой Н.Ю. по доверенности от 19.10.10 №ММВ-29-7/456 уд. ЦА №2127,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Сеть компьютерных салонов «Миры Амбера» к Федеральной налоговой службе о признании недействительным решения от 30 марта 2010 г. о запрете в проведении лотереи,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Сеть компьютерных салонов «Миры Амбера» обратилось в арбитражный суд с заявлениемк Федеральной налоговой службе России (далее ФНС России, Служба) о признании недействительным решения от 30 марта 2010 г. о запрете проведения лотереи, указывая, что основания для отказа не предусмотрены действующим законодательством, заявителем полностью выполнены все требования и представлены все необходимые документы. Обжалуемое решение нарушает его права и законные интересы, поскольку препятствует осуществлению основного вида хозяйственной деятельности.

Представитель заявителя не  явился  в судебное  заседание,  извещен  надлежащим образом  о месте  и времени  в  порядке  ст. 123  АПК РФ (телеграмма).

Возражая на заявленное требование, заинтересованное лицо указывает, что условия лотереи заявителя не соответствуют требованиям Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее Закон о лотереях), в связи с чем выдача разрешения невозможна.

Рассмотрев  дело  в  отсутствие  заявителя, выслушав объяснения представителя налогового  органа, возражавшего против удовлетворения заявления, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу: заявленное требование необоснованное и не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 12 марта 2010 г. ООО  «Сеть компьютерных салонов «Миры Амбера» обратилось в ФНС России с уведомлением о проведении стимулирующей лотереи «Возьми на время компьютер и забери приз!».

ФНС России 30.03.2010 приняла решение о запрете проведения ООО  «Сеть компьютерных салонов «Миры Амбера» стимулирующей лотереи ««Возьми на время компьютер и забери приз!», указав на несоответствие способа проведения стимулирующей лотереи части 2 статьи 9 и части 2 статьи 3, пункту 4 статьи 2, частью 4 статьи 20, части 1 статьи 16 Федерального закона «О лотереях» от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ.

Основанием для запрета указаны следующие обстоятельства:

- в нарушение части 2 статьи 9 и части 2 статьи 3 ФЗ «О лотереях» способ проведения стимулирующей лотереи, указанный организатором стимулирующей лотереи «Возьми на время компьютер и забери приз!», не соответствует способам проведения лотереи, определенным ч. 2 ст. 3 Федерального закона №138-ФЗ,

- в нарушение пункта 4 статьи 2 ФЗ «О лотереях» процедура розыгрыша призового фонда лотереи, изложенная в пунктах 6.1.З., 7.1.5. условий стимулирующей лотереи, не соответствует положениям пункта 4 статьи 2 Федерального закона, поскольку розыгрыш проводится не организатором лотереи, а непосредственно самим участником лотереи,

- в пункте 5.6. условий лотереи содержится нарушение ч. 4 ст. 20 ФЗ «О лотереях»,

- в нарушение ч. 1 ст. 16 ФЗ «О лотереях» предложение об участии в стимулирующей лотерее сформулировано с нарушением установленных законом требований.

Полагая, что указанное решение незаконно, чем нарушены права и законные интересы заявителя на проведение Лотереи, основания для отказа в выдаче разрешения отсутствовали, заявитель оспорил указанное решение налогового органа в суде.

Рассмотрев заявленные требования, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение налогового органа соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в силу ст.198-200 АПК РФ требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решение и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения, действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа и лица, которые приняли оспариваемое решение, совершили оспариваемое бездействие, а также устанавливает нарушает ли оспариваемое решение, бездействие права и законные интересы заявителя.

В соответствии со ст.4 Закона о лотереях государственное регулирование отношений, возникающих в области организации лотерей и проведения лотерей, включает в себя в том числе выдачу разрешений на проведение международных и всероссийских лотерей и проведение лотерей на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.6 указанного закона разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.

Рассмотрение вопроса о выдаче заявителю указанного разрешения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в течение двух месяцев со дня подачи заявления о предоставлении указанного разрешения.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона о лотереях и п. 2 Постановления Правительства РФ от 05.07.2004 № 338 Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции по выдаче разрешений на проведение всероссийских лотереи, рассмотрению уведомлений о проведении стимулирующих лотерей, по ведению единого государственного реестра лотерей и государственного реестра всероссийских лотерей, а также по контролю за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое решение ФНС России вынесено на основании норм раздела 5 Положения о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506), в силу которого ФНС России является исполнительным органом государственной власти, к функциям которого отнесено осуществление государственного контроля за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей (п.5.1.8 Положения). Для выполнения данной функции она уполномочена осуществлять выдачу разрешений на проведение всероссийских лотерей (п.5.2.6 Положения).

Следовательно, оспариваемое решение принято уполномоченным органом исполнительной власти в пределах его компетенции. Доводы заявителя об отсутствии у налогового органа соответствующих полномочий являются необоснованными.

Согласно статье 2 Закона о лотереях лотерея – игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

В соответствии с частью 6 статьи 6 Закона о лотереях к заявлению о предоставлении разрешения на проведение лотереи прилагаются документы, предусмотренные данной статьей, в том числе условия лотереи.

Согласно ст. 7 Закона «О лотереях» право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном данной статьей.

Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи.

Уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в ч. 1 ст. 7 Закона о лотереях соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи.

Соответствующий уполномоченный орган согласно ч. 2 ст. 7 Закона о лотереях в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований: представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом; несоответствие представленных документов требованиям настоящего Федерального закона; представление недостоверных сведений; наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.

Согласно абз. 3 п. 2 Правил проведения стимулирующей лотереи (Приложение № 4 к Приказу Минфина России от 09.08.2004 г. № 66н) указание о запрете проведения стимулирующей лотереи направляется (вручается) организатору лотереи в письменной форме с указанием причин отказа в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления о проведении стимулирующей лотереи.

Рассмотрев приведенные доводы в обоснование незаконности принятого решения, суд полагает, что заявителем не опровергнуты содержащиеся в оспариваемом решении выводы налогового органа, при этом исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 2 ст. 7 Закона о лотереях, уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи.

К уведомлению прилагаются следующие документы:

1) условия стимулирующей лотереи;

2) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;

3) описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;

4) описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;

5) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;

6) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;

7) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.

Согласно ч. 2 ст. 9 ФЗ «О лотереях», условия стимулирующей лотереи включают в себя:

1) наименование стимулирующей лотереи, если оно имеется;

2) указание на способ проведения стимулирующей лотереи и территорию ее проведения;

3) наименование организатора стимулирующей лотереи с указанием его юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и сведений об открытии счетов в кредитной организации;

сроки проведения стимулирующей лотереи;

права и обязанности участников стимулирующей лотереи;

порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей;

порядок и сроки получения выигрышей;

8) порядок информирования участников стимулирующей лотереи об условиях этой лотереи.

Способы проведения лотереи установлены положениями части 2 статьи 3 Федерального закона № 138-ФЗ и включают в себя тиражную, бестиражную и комбинированную лотереи.

Как следует из материалов дела, в том числе документов, направленных ООО «Сеть компьютерных салонов «Миры Амбера» в адрес ФНС России с уведомлением о проведении стимулирующей лотереи, указанный Обществом способ проведения стимулирующей лотереи, указанный организатором стимулирующей лотереи «Возьми на время компьютер и забери приз!» не подпадает под один из способов проведения лотереи, определенным ч. 2 ст. 3 Федерального закона №138-ФЗ.

Арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что данный вывод уполномоченного органа является правомерным.

Заявитель указывает, что согласно п. 2.1 – 2.5 Условий проведения стимулирующей лотереи «Возьми на время компьютер и забери приз!», утвержденные организатором стимулирующей лотереи Обществом с ограниченной ответственностью «Сеть компьютерных салонов «Миры Амбера» 12 марта 2010 года, стимулирующая лотерея по способу ее проведения является стимулирующей лотереей, проводимой иным способом.

При этом вывод заявителя о том, что способ проведения стимулирующей лотереи «Возьми на время компьютер и забери приз!» не противоречит ФЗ «О лотереях», поскольку проведение стимулирующей лотереи иным, не предусмотренным законом способом не запрещено законом допускается требованиями части 2 статьи 9 и части 2 статьи 3 ФЗ «О лотереях», основан на ошибочном толковании норм права, поскольку избранный способ проведения лотереи должен соответствовать одному из предусмотрены законодательством вариантов.

Также правомерно ФНС России установила в условиях лотереи нарушение пункта 4 статьи 2 ФЗ «О лотереях».

По мнению уполномоченного органа, процедура розыгрыша призового фонда лотереи, изложенная в пунктах 6.1.З, 7.1.5 условий стимулирующей лотереи, не соответствует положениям пункта 4 статьи 2 Федерального закона, поскольку розыгрыш проводится не организатором лотереи, а непосредственно самим участником лотереи.

В силу п. 4 ст. 2 Закона «О лотереях», розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши.

При этом пунктами 6 и 7 Условий лотереи Организатор установил такой порядок проведения розыгрыша призового фонда лотереи, в котором не участвует ни сам Организатор, ни какой-либо оператор лотереи. Согласно Условиям лотереи участник непосредственно активирует лотерейное оборудование и самостоятельно проводит розыгрыш призового фонда лотереи, что является нарушением требований пункта 4 статьи 2 Федерального закона № 138-ФЗ.

В соответствии с п. 6.1. Условий стимулирующей лотереи, 6.1. Для того, чтобы принять участие в Лотерее, необходимо:

Приобрести (воспользоваться) Услугой в период с 10 апреля 2010 г. по 30 марта 2011 г., сохранить кассовый чек или иной унифицированный документ, выданный исполнителем (продавцом) Услуги, (далее - кассовый чек) подтверждающий приобретение Услуги.

Предъявить кассовый чек представителю Организатора стимулирующей лотереи в местах оказания Услуги.

Получить от представителя Организатора стимулирующей лотереи доступ к лотерейному оборудованию, а также инструкцию по его использованию.

Согласно п. 7.1.5 условий, после выполнения действий, указанных в п. 6.1 настоящих Условии, Участник, следуя указаниям инструкции на лотерейном оборудовании, получает информацию о том, является он выигравшим или нет.

По мнению заявителя, нормы Закона о лотереях не содержат запрета на то, чтобы участие в лотерее осуществлялось путем предоставления представителем Организатора стимулирующей лотереи Участнику доступа к лотерейному оборудованию, после чего участник, следуя указаниям инструкции на лотерейном оборудовании, получает информацию о том, является он выигравшим или нет, однако данный вывод является необоснованным, так как такой порядок участия в лотерее не предусмотрен законодательством.

Суд также признает правомерным вывод налогового органа о том, что пунктом 5.6 Условий лотереи Организатор установил, что заключение договора на проведение стимулирующей лотереи с участниками означает, что участники лотереи соглашаются с условиями лотереи, а также с тем, что их имена, фамилии и фотографии могут быть использованы Организатором в рекламных целях.

Положениями части 4 статьи 20 Федерального закона № 138-ФЗ предусмотрено, что организатор лотереи имеет право разглашать персональные данные участника лотереи - владельца выигрышного лотерейного билета только с разрешения такого участника, и не вправе предоставлять информацию об участнике лотереи третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Исходя из толкования указанной нормы закона, участник лотереи - владелец выигрышного лотерейного билета вправе не давать своего разрешения на использование информации о нем в рекламных целях.

Понятие персональных данных, а также порядок их обработки, установлено Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее -Федеральный закон № 152-ФЗ).