• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

РЕШЕНИЕ
 

от 25 августа 2010 года  Дело N А40-85387/2010
 

в составе: судьи Папелишвили Г.Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании суда дело по заявлению Министерства здравоохранения Московской области

к ответчику: ЗАО «Социальные аптеки»

о привлечении к административной ответственности

с участием: от заявителя – неявка, уведомлен;

от ответчика – Токарева Т.В. по дов. от 13.07.10 № 30/07-1;

УСТАНОВИЛ: Министерство здравоохранения Московской области (далее по тексту также – Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ЗАО «Социальные аптеки» к административной ответственности по ч.ч.3, 4 ст.14.1 КоАП РФ.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в связи с чем, суд рассматривает дело в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие заявителя.

Министерство здравоохранения Московской области в своем заявлении ссылается на нарушение обществом действующего законодательства, а также лицензионных требований и условий, предусмотренных Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 г. № 416 «Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности», при осуществлении фармацевтической деятельности.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, отзыв или иную письменную позицию по делу не представило, признало факт совершения вменяемого административного правонарушения, просило не применять строгое наказание.

Рассмотрев материалы дела, материалы административного производства, выслушав доводы представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Московской области, утвержденному Постановлением Правительства Московской области от 17.10.2007 г. № 790/28 «О положении, структуре и штатной численности министерства здравоохранения московской области» Министерство здравоохранения Московской области (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны здоровья населения Московской области, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координирующим деятельность в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью (далее - государственные органы Московской области). Министерство осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими центральными и территориальными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления), организациями независимо от формы собственности и организационно-правовой формы. В силу возложенных полномочий Министерство здравоохранения Московской области осуществляет лицензирование фармацевтической деятельности.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, является организацией, осуществляющей вид деятельности, определенный Федеральным законом РФ от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту также – Закон о лицензировании) – фармацевтическая деятельность, на осуществление которой требуется лицензия.

ЗАО «Социальные аптеки» имеет лицензию от 20.05.2010 г. серии ЛО-2 № 0003925 № ЛО-77-02-001896 на осуществление фармацевтической деятельности, сроком действия по 20.05.2015 г.

Из материалов дела также следует, что Министерством здравоохранения Московской области 30.06.2010 г. на основании Приказа о проведении проверки от 25.06.2010 г. № 496 проведена внеплановая проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности ЗАО «Социальные Аптеки» по адресу места осуществления деятельности, указанному в приложении к лицензии: Московская область, г. Можайск, ул. 20 Января, д. 3, по результатам которой 01.07.2010 г. составлен акт проверки, из содержания которого следует, что в нарушение подпункта а) п.4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, п.5.4, 5.6 Правил отпуска лекарственных средств, утвержденных приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта "правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения"», п.4.5.2 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп, утвержденных Приказом Минздрава РФ от 13.11.1996 г. № 377 «Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения» в акте приема-передачи от 01.04.2010 г. указан договор субаренды от 01.04.2010 г. № 7/383 , а при проверке представлен договор № 9САП/КМО, отсутствует в достаточном количестве оборудование, необходимое для обеспечения условий хранения различных групп лекарственных средств: не обеспечены условия хранения лекарственных средств при температуре хранения +12 град. Цельсия до +15 град. Цельсия (нет в наличии второго холодильника), не организовано хранение хозяйственного инвентаря, нет металлического шкафа для хранения лекарственных средств списка «А»; в нарушение подпункта в) п.4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, п.п.4.1.1, 4.5, 4.8, 4.9 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 13.11.1996 г. № 377 «Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения», приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 г. № 312, Постановления Правительства РФ от 08.08.2009 г. № 654 не соблюдаются условия хранения лекарственных средств, требующих защиты от света, технические характеристики холодильного оборудования не обеспечивают необходимые условия хранения термолабильных лекарственных средств, пахучих и красящих лекарственных средств, лекарственного растительного сырья, не в полном объеме имеется обязательный минимальный ассортимент лекарственных средств, в торговом зале и у специалиста нет реестра (на бумажном носителе) розничных цен на лекарственные средства, входящие в перечень жизненно важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), отсутствуют протоколы согласования отпускных цен поставщика; в нарушение подпункта е) п.4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности документы на руководителя аптечной организации не представлены; в нарушение подпункта з) п.4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности на момент проверки деятельность осуществлялась специалистом с образованием (диплом фельдшера), специалисты, на которых представлены документы, не оформлены на работу ЗАО «Социальные аптеки»; в нарушение подпункта и) п.4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности специалист Вараксина Л.А. (диплом о высшем фармацевтическом образовании) имеет сертитфикат по специальности «фармация».

В качестве правовых оснований заявитель указывает, что согласно п.5.4 Правил отпуска лекарственных средств, утвержденных приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта "правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения"» лекарственные препараты (лекарственные средства) следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды в соответствии с Приказом Минздрава России от 13.11.1996 г. № 377 «Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения».

Согласно п.4.5.2 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 13.11.1996 г. № 377, лекарственные средства, требующие защиты от воздействия повышенной температуры, следует хранить при комнатной (18 - 20 град. C) прохладной (или холодной) - (12 - 15 град. C) температуре. В некоторых случаях требуется более низкая температура хранения (например, для АТФ - (3 - 5 град. C)), что должно быть указано на этикетке или в инструкции по применению препарата.

Согласно подпунктам а), в), е), з) и и) п.4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям; соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований ст.32 Федерального закона "О лекарственных средствах", правил продажи лекарственных средств и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства; наличие у руководителя соискателя лицензии (лицензиата), деятельность которого непосредственно связана с приемом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением лекарственных средств, высшего фармацевтического образования (для лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтического или ветеринарного образования (для лекарственных средств, предназначенных для животных), стажа работы по специальности не менее 3 лет и сертификата специалиста; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование (для лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтическое или ветеринарное образование (для лекарственных средств, предназначенных для животных) и сертификаты специалиста; повышение квалификации специалистов с фармацевтическим или ветеринарным образованием не реже одного раза в 5 лет.

Согласно п.п.4.1.1, 4.8, 4.9 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 13.11.1996 г. № 377 «Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения» к числу лекарственных средств, требующих защиты от света, относятся: антибиотики, галеновые препараты (настойки, экстракты, концентраты из растительного сырья), растительное лекарственное сырье, органопрепараты, витамины и витаминные препараты; кортикостероиды, эфирные масла, жирные масла, дражированные препараты, соли йодисто- и бромистоводородной кислот, галогенозамещенные соединения, нитро- и нитрозосоединения, нитраты, нитриты, амино- и адмидосоединения, фенольные соединения, производные фенотиазина. Хранение готовых лекарственных средств должно отвечать требованиям ГФ и всем общим требованиям настоящей Инструкции, предъявляемым к хранению лекарственных средств с учетом свойств ингредиентов, входящих в их состав. Все готовые лекарственные средства должны укладываться и устанавливаться в оригинальной упаковке этикеткой (маркировкой) наружу. На стеллажах, полках, шкафах прикрепляется стеллажная карта, в которой указывается наименование лекарства, серия, срок годности, количество. Карта отпечатывается на плотной бумаге и заводится на каждую вновь поступившую серию для контроля за своевременной ее реализацией. Кроме того, в отделе должна быть картотека по срокам годности. Препараты, подлежащие переконтролю и с истекшим сроком годности, хранятся отдельно от прочих до получения результатов анализа. Таблетки и драже хранят изолированно от других лекарственных средств в заводской упаковке, предохраняющей их от внешних воздействий и рассчитанной на отпуск отдельным больным и лечебным учреждениям. Хранение таблеток и драже должно осуществляться в сухом и, если это необходимо, в защищенном от света месте. Лекарственные формы для инъекций следует хранить в прохладном, защищенном от света месте в отдельном шкафу или изолированном помещении и с учетом особенности тары (хрупкость), если нет других указаний на упаковке. Жидкие лекарственные формы (сиропы, настойки) должны храниться в герметически укупоренной, наполненной доверху таре в прохладном, защищенном от света месте. Выпадающие при хранении настоек осадки отфильтровывают, и если фильтрованная настойка после проверки качества соответствует установленным требованиям ГФ, ее считают пригодной к применению. Плазмозамещающие (и дезинтоксикационные) растворы хранят изолированно при температуре в пределах от 0 град. до 40 град. C в защищенном от света месте. В некоторых случаях допускается замерзание раствора, если это не отражается на качестве препарата. Экстракты хранят в стеклянной таре, укупоренной навинчивающейся крышкой и пробкой с прокладкой, в защищенном от света месте. Жидкие и густые экстракты хранят при температуре 12 град. - 15 град. C. Осадки, выпадающие в жидких экстрактах с течением времени, отфильтровывают и, если экстракты после проверки качества соответствуют установленным требованиям ГФ, их считают пригодными к применению. Мази, линименты хранят в прохладном, защищенном от света месте в плотно укупоренной таре. При необходимости условия хранения комбинируют в зависимости от свойств входящих ингредиентов. Например, препараты, содержащие летучие и термолабильные вещества, хранят при температуре не выше 10 град. C. Хранение суппозиториев должно осуществляться в сухом, прохладном, защищенном от света месте. Хранение большинства лекарственных средств в аэрозольных упаковках должно осуществляться при температуре от +3 град. до +20 град. C в сухом, защищенном от света месте, вдали от огня и отопительных приборов. Аэрозольные упаковки следует оберегать от ударов и механических повреждений.

Согласно п.5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» п.4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.

Установив необходимые и достаточные, по мнению заявителя, признаки для квалификации действий ЗАО «Социальные аптеки» как правонарушения, состав которого описан в диспозициях ч.ч.3 и 4 ст.14.1 КоАП РФ и привлечения общества к административной ответственности ответчик 01.07.2010 г. в отношении ЗАО «Социальные аптеки» составил протокол об административных правонарушениях соответственно по ч.ч.3 и 4 ст.14.1 КоАП РФ без участия законного представителя ЗАО «Социальные аптеки», извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени проведения указного процессуального действия, доказательством чего является присутствие при составлении протокола об административных правонарушениях защитника общества Губанова Д.А, действовавшего на основании доверенности от 29.06.2010 г.

Согласно ч.3 ст.23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями, в том числе ст.14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Материалы административного производства в отношении ЗАО «Социальные аптеки» по ч.ч.3 и 4 ст.14.1 КоАП РФ на основании ч.3 ст.23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в Арбитражный суд города Москвы.

Согласно п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Исследуя материалы дела, суд установил, что оснований для освобождения общества от ответственности, а также обстоятельств отягчающих или смягчающих ответственность, предусмотренных ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ судом не установлено, ЗАО «Социальные аптеки» не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в то время, как возможность для соблюдения этих норм у общества имелась.

Согласно п.16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Событие и вина общества установлены заявителем в полном объеме и подтверждается материалами дела.

Согласно ч.2 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Из содержания составов об административных правонарушений, содержащихся в ч.ч.3 и 4 ст.14.1 КоАП РФ следует, что более строгое административное наказание для юридических предусматривает ч.4 ст.14.1 КоАП РФ содержащая санкцию в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд установил, что заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Оценив указанные обстоятельства, а также характер совершенного административного правонарушения суд признает обоснованным и соразмерным назначение в соответствии с ч.ч.3, 4 ст.14.1 КоАП РФ за данное административное правонарушение наказание в виде штрафа в размере сорока тысяч рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.5, 14.1, 25.1, 25.4, 26.1, 26.11, 28.2, 28.3 КоАП РФ и ст.ст. 65, 71, 156, 167-171, 176, 180, 181, 205-206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Привлечь ЗАО «Социальные аптеки» к административной ответственности по ч.ч.3 и 4 ст.14.1 КоАП РФ.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Социальные аптеки» (ИНН 7714805934, ОГРН 11107746285591, зарегистрировано по адресу: г.Москва, Ленинградский проспект, д.36, стр.21) штраф в размере 40.000 (Сорок тысяч) рублей 00 копеек.

Штраф следует уплатить по следующим реквизитам: получатель: УФК по Московской области (Министерство здравоохранения Московской области), ИНН 5000001162, КПП 502401001, банк получателя: Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г.Москва, р/сч 40101810600000010102, БИК 044583001, ОКАТО 46233000000, КБК 82511690050050000140.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, до истечения тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, копия настоящего решения и исполнительный лист для его принудительного исполнения будут направлены в Федеральную службу судебных приставов.

Судья

Г.Н. Папелишвили




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А40-85387/2010
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 25 августа 2010

Поиск в тексте