АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 21 декабря 2010 года  Дело N А40-89427/2010

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего: судьи Корогодова И.В.,

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Андрюхиным М.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску (заявлению)

ООО "Специализированный технический контроль автотранспорта"

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации,

кадастра и картографии по Москве; ФГУ «Земельная кадастровая палата» по г. Москве

о признании незаконным решения от 21.04.2010 № 5939-09/10-2976

и обязании выдать кадастровый паспорт

при участии:

от истца (заявителя) - не явился, извещен

от 1-го ответчика – Помогаева О.В., дов. от 24.11.2009 г. № 29054/09

от 2-го ответчика – Маврина Л.А., дов. от 27.08.2010 г. № ЩР-05/1335

УСТАНОВИЛ:

ООО "Специализированный технический контроль автотранспорта" (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве о признании незаконным решения об отказе во внесении  в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, оформленного письмом от 21.04.2010 г. № 5939-09/10-2976, а также обязании выдать кадастровый паспорт на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Ижорский проезд, вл. 15 с кадастровым номером 77:09.0002013:109.

Заявление мотивировано тем, что оспариваемое решение не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку им предоставлен полный перечень документов для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее – Управление Росреестра по Москве) против заявления возражал, ссылаясь на то, что оспариваемые действия совершены в соответствии с действующим законодательством, при этом права и законные интересы заявителя не нарушены.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по г. Москве возражал против удовлетворения заявления, пояснив, что на момент обращения заявителя в суд в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по г. Москве не поступало заявление  о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке в государственный кадастр недвижимости.

В судебном заседании 08.12.2010 г. в порядке ч. 1 ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 14.12.2010 г. до 13 час. 30 мин., что отражено в протоколе судебного заседания.

Представитель заявителя, извещенный судом надлежащим образом, в судебное заседание не явился. С учетом мнения представителей ответчика дело рассматривается в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, Закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Как следует из материалов дела, ООО «Спецтехтрансконтроль» обратилось с заявлением в Управление Росреестра по Москве от 25.03.2010 №77/102/10-7158 о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, с приложением землеустроительного дела от 13.07.2007 №4082, кадастрового плана земельного участка от 29.12.2006 года №09/06-2035, Договора предоставления участка в пользование на условиях аренды от 14.05.2007 №М-09-513882 по адресу: город Москва, Ижорский проезд, вл.15, дополнительного соглашения от 30.07.2007 №М-09-513882-1, дополнительного соглашения от 10.06.2008 №М-09-513882-2, распоряжения Префекта Северного административного округа города Москвы от 21.01.2008 №477, распоряжения Префекта Северного административного округа города Москвы от 26.04.2007 №2998.

Решением Управления Росреестра по Москве от 21.04.2010 года №5939-09/10-2976 ООО «Спецтехтрансконтроль» отказано во внесении сведений о ранее учетном земельном участке, расположенном по адресу: город Москва, Ижорский проезд, вл.15со ссылкой на  ч.7 ст.45 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и п.34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 №42.

Заявитель также указал, что Управлением Росреестра по Москве не выдан ООО «Спецтехтрансконтроль» кадастровый паспорт объекта недвижимости (указанного земельного участка).

Считая свои права нарушенными, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с указанными выше требованиями.

Согласно ч. 7 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, и (или) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости.

Согласно п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления правообладателя и следующих документов:

свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";

документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;

выписки из похозяйственной книги, оформленной в соответствии с Приказом Федеральной регистрационной службы от 29 августа 2006 г. N 146 "Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок";

договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета;

иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.

Пунктом 34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости предусмотрены основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений (при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия), которыми  являются:

отсутствие у органа государственной власти или органа местного самоуправления правомочий на принятие и направление в орган кадастрового учета документов, поступающих в порядке информационного взаимодействия (например, принятие решения о переводе земельного участка из одной категории в другую не уполномоченным органом);

противоречие сведений об объектах недвижимости в документах, поступающих в порядке информационного взаимодействия, и сведений, содержащихся о таких объектах в ГКН (за исключением случаев поступления документов для учета изменений объектов недвижимости);

отсутствие в представленных (поступивших) документах оснований для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном.

При обращении в Управление Росреестра по Москве с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке ООО "Специализированный технический контроль автотранспорта" представил  Договор предоставления участка в пользование на условиях аренды от 14.05.2007 №М-09-513882, заключенный на основании  распоряжения Префекта Северного административного округа города Москвы от 26.04.2007 №2998, дополнительное соглашение от 30.07.2007 №М-09-513882-1, дополнительное соглашение от 10.06.2008 №М-09-513882-2, заключенное в соответствии с  распоряжением Префекта Северного административного округа города Москвы от 21.01.2008 №477.

В соответствии с п. 1 ст. 164 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, заключенный на срок менее чем один год, не подлежит государственной регистрации.

Судом установлено, что Договор предоставления участка в пользование на условиях аренды от 14.05.2007 №М-09-513882 заключен заявителем с Департаментом земельных ресурсов сроком на 11 месяцев 28 дней и в соответствии с названной нормой государственной регистрации не подлежал.

В силу п. 1 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении договора должно быть заключено в той же форме, что и основной договор, а поэтому дополнительное соглашение к договору аренды земли об изменении условий последнего, независимо от содержания дополнительного соглашения не требует государственной регистрации.

Кроме того, срок аренды земельного участка по договору от 14.05.2007 №М-09-513882  истек 11.05.2008 г., но, поскольку арендатор продолжал пользоваться земельным участком после истечения срока аренды при отсутствии возражений со стороны арендодателя, в силу п. 2 ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации с 12.05.2008 г. упомянутый договор предоставления участка в пользование на условиях аренды считается заключенным на неопределенный срок, а дополнительное соглашение от 10.06.2008 г., ограничивающее срок аренды, было заключено через месяц после истечения предусмотренного договором срока аренды земельного участка.

С учетом изложенного, Договор предоставления участка в пользование на условиях аренды от 14.05.2007 №М-09-513882 и  дополнительное соглашение от 10.06.2008 №М-09-513882-2 не подлежали и не подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними".

Поскольку Договор предоставления участка в пользование на условиях аренды от 14.05.2007 №М-09-513882 с дополнительным соглашением к нему не подлежат государственной регистрации, передача заявителем в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом не дает заявителю права требовать государственной регистрации сделки, не подлежащей такой регистрации.

Кроме того, на момент заключения Договора предоставления участка в пользование на условиях аренды от 14.05.2007 №М-09-513882, дополнительного соглашения от 30.07.2007 №М-09-513882-1, дополнительного соглашения от 10.06.2008 №М-09-513882-2  государственный кадастровый учет земельных участков проводился в соответствии с нормами Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".

Согласно с ч. 3 ст. 9 Закона о государственном земельном кадастре федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами осуществлял возложенные на него полномочия в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра непосредственно и через свои территориальные органы.

В силу ч. 2 ст. 19 Закона о государственном земельном кадастре для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подавали в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.

Статьей 6 Технического соглашения, заключенного между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и Управлением Роснедвижимости по городу Москве 09.06.2006, "О взаимодействии при ведении государственного земельного кадастра в городе Москве" предусмотрено, что переход к ведению государственного земельного кадастра Управлением осуществляется поэтапно, в соответствии с графиком передачи информационной базы, по мере готовности Управления и оформляется совместным приказом Сторон.

Приказом от 30.01.2007 N П-13/002 "О ведении государственного земельного кадастра в границах кадастрового района (77:09) Московского городского кадастрового округа" с 06.02.2007 функции по ведению государственного земельного кадастра в границах кадастрового района (77:09) Московского городского кадастрового округа переданы Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Москве.

С 01.07.2010 на основании Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» «Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» ФГУ «Земельная кадастровая палата» по г. Москве наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению ведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

До  01.07.2010  Управление  осуществляло  государственный  кадастр недвижимости в границах Московского городского кадастрового округа на основе сведений о ранее учтенных земельных участках, переданных Департаментом земельных ресурсов города Москвы в соответствии со ст. 5 Технического соглашения «О взаимодействии при ведении государственного земельного кадастра в городе Москве» от 09.06.2006.

В соответствии с п. 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 № 660, кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п. 22 Порядка внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Реестр сопровождается присвоением следующего по порядку в кадастровом квартале, в котором расположен такой объект недвижимости, кадастрового номера.

Заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва,  Ижорский проезд, вл. 15, ответчику не поступало.

Вместе с тем, земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Ижорский проезд, вл. 15, учтен Департаментом земельных ресурсов города Москвы 29.12.2006 г. № 09/06-2035 с кадастровым номером 77:09:0002013:109. Однако, сведения о земельном участке с кадастровым номером из Департамента земельных ресурсов города Москвы  в составе информационной базы государственного земельного кадастра не поступали.

Исходя из изложенного, решение Управления Роснедвижимости по городу Москве от 21.04.2010 г. № 5939-09/10-2976 об отказе во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке является законным и обоснованным.

Необходимо отметить, что при не поступлении ответчику документов о вышеназванном земельном участке, установленных ч. 7 ст. 45 Закона о государственном кадастре недвижимости, заявитель для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет был вправе обратиться в Управление Роснедвижимости по городу Москве в соответствии со ст. 22 Закона с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка. Однако заявитель таким правом не воспользовался.

В части требования заявителя о выдаче кадастрового паспорта на указанный выше земельный участок суд установил следующее.

Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о кадастре кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные, предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.

Поскольку сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 77:09:0002013:109 отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, выдача кадастрового паспорта возможна только после внесения таких сведений в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, судом не установлено нарушений прав и законных интересов заявителя, которые нарушались бы оспариваемыми по настоящему делу действиями ответчика, за защитой которых обратился заявитель, а также нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, допущенных Управлением Росреестра по Москве при проведении государственной регистрации права собственности и внесении оспариваемой записи.

Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая изложенное, требования заявителя удовлетворению не подлежат.