АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 22 октября 2010 года  Дело N А40-93137/2010

Арбитражный суд в составе судьи Каменской О.В.

при ведении протокола судебного заседания Каменской О.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявления  ООО «Росток-М»

к Департаменту земельных ресурсов города Москвы

о признании незаконным отказа по письму от 05.07.2010 года №33-1Т6-1039/10-(0)-1, обязании совершить действия по подготовке и заключения договора аренды

В судебное заседание явились:

от истца (заявителя) – Ананьев А.Б. (пр. по дов. от 26.07.2010г.),

от ответчика – Туренкова М.А. (пр. по дов. от 28.12.2009г.)

суд,

УСТАНОВИЛ:

Рассматривается заявление ООО «Росток-М» к ответчику Департаменту земельных ресурсов города Москвы о признании незаконным отказа по письму от 05.07.2010 года №33-1Т6-1039/10-(0)-1, обязании совершить действия по подготовке и заключения договора аренды.

В процессе рассмотрения дела по существу заявителем заявлено ходатайство об изменении предмета требования , которое судом удовлетворено.

Ответчик доводы заявителя отклонил по мотиву законности оспариваемого акта.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к выводу, что требования заявителя  подлежат удовлетворению в части  в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с заявлением заявителя исх. 28 от 17.06.2010г., заявитель просил ТУ ЮЗАО ДЗР г.Москвы утвердить схему расположения земельного участка по адресу г.Москва, Университетский проспект, владение 5 на кадастровой карте (плане) территории , вынести Распоряжение в отношении указанного земельного участка и заключить договор аренды в отношении данного земельного участка.

В соответствии с ответом ДЗР г.Москвы от 05.07.2010г. № 33-1Т6-1039/10-(0)-1, ТУ ЮЗАО ДЗР г.Москвы дан отказ в производстве данных работ по основаниям непредставления акта разрешенного использования на земельный участок, представления земельных участков на конкурсной основе.

Заявитель, в обоснование доводов, указывает на обстоятельство проведения ранее конкурса на данный земельный участок, предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения  объектов в особом порядке.

Оценка доказательств показала следующее.

Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ право на приобретение земельного участка возникает у юридических лиц, имеющих в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, расположенные на земельном участке.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что заявитель не является собственником недвижимого имущества, расположенного по вышеуказанного адресу, г.Москва, Университетский проспект, владение 5, следовательно, не имеет документов, подтверждающих имущественные права на какое либо  строение по данному  адресу земельный участок.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ сторона вправе обратиться с заявлением об обязании заключить договор, если в соответствии с ГК РФ или другими законами заключение договора обязательно для другой стороны, но она уклоняется от его заключения.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 ЗК РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ и п. 3 ст. 4 Закона г. Москвы N 27 от 14.05.2003 г. "О землепользовании и застройке в городе Москве" решение предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти г. Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю.

Правомочия собственника земельного участка от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы. В соответствии с разграничением полномочий решения предоставлении земельных участков в аренду принимают префекты административных округов города Москвы.

В соответствии с ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Департамент земельных ресурсов города Москвы оформляет земельно-правовые отношения на основании такого решения.

Кроме того, в соответствии со п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В указанной статье перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 N 370 предусмотрено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагается кадастровый паспорт, а также копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя. Законом города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве", предусмотрено, что решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. Правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.

Положением о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 года N 949-ПП предусмотрено, что Департамент земельных ресурсов г. Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы (п. 1.1 Положения).

Кроме того, в соответствии со ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Согласно Правилам присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 г. N 660, кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В связи с этим любой земельный участок, прошедший кадастровый учет может рассматриваться в качестве объекта земельных отношений по смыслу ст. 6 ЗК РФ.

Судом установлено, что земельный участок в установленном порядке не сформирован, на кадастровом учете не состоит и не является объектом земельных отношений в соответствии с п. 2 ст. 6 ЗК РФ, что является самостоятельным основанием, препятствующим возможности выступать данному земельному участку объектом аренды.

Однако ни Гражданским кодексом РФ, ни иными законами не предусмотрена обязанность ответчика заключить договор аренды земельного участка, расположенного по данному  адресу при вышеуказанных обстоятельствах, а также, как отмечено выше, у ответчика отсутствуют правовые основания для заключения указанного договора.

В связи с изложенным, требование заявителя об обязании ответчика заключить договор аренды земельного участка , удовлетворению не подлежит.

В остальной части требований следует отметить следующее.

Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с п. 3 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Таким образом, из положений п. 3 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду и не предусматривает проведение торгов (конкурсов, аукционов).

Как  установлено судом, заявитель предварительно согласовал место размещения объекта строительства, что подтверждается представленными в дело доказательствами, кроме того, заявитель является победителем конкурса , цель которого являлось определение юридического или физического лица, которому будет предоставлено право на разработку и оформление в установленном законом порядке разрешительной документации с последующим получением права на строительство объекта, чем является в том числе Распоряжение префекта Юго-Западного административного округа от 06.08.2007 г. N 1336-РП «Об утверждении итогов конкурса по определению заказчиков-инвесторов по строительству  предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности, расположенных на территории округа", иные документы.

При этом предоставление заявителю земельного участка в аренду было осуществлено на основании:

Распоряжения префекта Юго-Западного административного округа от  06.08.2007 г. N 1336-РП «Об утверждении итогов конкурса по определению заказчиков-инвесторов по строительству  предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности, расположенных на территории округа.

Вышеназванное распоряжения Префекта ЮЗАО г. Москвы являются действующими, в установленном законом порядке не оспорены.

При таких обстоятельствах, а также учитывая, что заявителем осуществлено предварительное согласование места расположения объекта, суд  считает, что оснований для проведения торгов в рассматриваемом случае не имелось, а отказ ответчика в  непроведении работ по  утверждению  схемы расположения земельного участка по адресу г.Москва, Университетский проспект, владение 5 на кадастровой карте (плане) территории,  является незаконным.

При этом Закон города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" вступил в силу 05.01.2008 г., тогда как основные документы, являющиеся основанием для передачи земельного участка в аренду, были выданы ранее вступления в действие данного нормативного акта.

Поскольку Закон города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" не содержит положений о том, что он распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, а основания для передачи спорного земельного участка в аренду возникли ранее вступления указанного Закона в силу, положения ст. 9 Закон города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 к данным  отношениям применению не подлежат.

В связи с указанным, а также  учитывая, что земельный участок, в отношении которого заключен договор аренды, находится в собственности города Москвы, имело место предварительное согласование места размещения объекта, выбор и формирование которого осуществлялись по инициативе и за счет заявителя, суд  приходит к  выводу о том, что данный участок предоставлен заявителем в соответствии с положениями ст. 30 ЗК РФ, и с соблюдением требований п. 3.1 Постановления Правительства Москвы от 20.03.2001 г. N 270-ПП.

Частью 7 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно ч. 8 ст. 36 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.

На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.

Как следует из материалов дела, заявитель обратился в ТУ ЮЗАО ДЗР г.Москвы за производством действий, в том числе в части утверждения  схемы расположения земельного участка по адресу г.Москва, Университетский проспект, владение 5 на кадастровой карте (плане) территории, что ответчиком необоснованно не произведено, в связи с чем , требования заявителя в данной части подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, в силу положений ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Исходя из системного толкования положений ст. 198 и ст. 200 АПК РФ следует вывод о том, что заявитель, оспаривая ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, должен доказать нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявитель доказал, что  оспариваемый акт в части  является неправомерным.

На основании изложенного и  руководствуясь ЗК РФ, Постановлению Правительства Москвы № 643-ПП от 30.06.09г.,  ст.ст. 167-170, 176, 197 – 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы в оформлении земельно-правовых отношений ООО «Росток-М» на земельный участок по адресу: г. Москва, Университетский проспект, вл. 5, содержащийся в письме от 05.07.2010 года №33-1Т6-1039/10-(0)-1 в части отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте-плане территории, что проверено на соответствие Постановлению Правительства №643-ПП от 30.06.2009 года, ЗК РФ.

Обязать Департамента земельных ресурсов города Москвы в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, осуществив подготовку и представление документов для постановки земельного участка по адресу: г. Москва, Университетский проспект, вл. 5 на государственный кадастровый учет, а именно: утвердить и выдать ООО «Росток-М» схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте.

В остальной части требований, что проверено на соответствие ЗК РФ, Постановлению Правительства Москвы № 643-ПП от 30.06.09г., отказать.

Взыскать с Департамента земельных ресурсов города Москвы в пользу ООО «Росток-М» 2 000 руб. расходов по госпошлине.

Заявителю выдать справку о возврате из доходов федерального бюджета расходов по госпошлине в сумме 10 000 руб. как излишне оплаченной.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья:  О.В. Каменская

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка