АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 15 сентября 2010 года  Дело N А40-94096/2010

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи  Корогодова И.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному

округу

к ООО "Винпром"

о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ

в заседании приняли участие:

от заявителя –  Макаров Д.А., дов. от 18.03.2010 г. № 16

от ответчика -  Калинская Е.Г., дов. от 17.08.2010 г. № 17

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ООО "Винпром"  к административной ответственности по ч.4 ст. 14.17 КоАП РФ.

09.09.2010 г. в соответствии со ст.163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 13.09.2010 до 13 час. 30 мин., что отражено в протоколе судебного заседания.

Заявитель обосновал заявленные требования, ссылаясь на то, что общество осуществляло оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в Единой государственной автоматизированной системе (далее – ЕГАИС), что является нарушением лицензионных условий. По факту выявленного нарушения составлен протокол от 20.07.2010 №09-10 об административном  правонарушении по ч.4 ст. 14.17 КоАП РФ.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что факт нарушения обществом соблюдения требований ФЗ от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ) установлен и подтверждается актом проверки и протоколом по делу об административном правонарушении.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, оценив представленные суду доказательства, судом признаются заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Из  материалов дела следует, что ООО "Винпром"  имеет лицензию Б 071835, выданную 30.06.2006 г., на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции сроком действия до 30.06.2011 г.

На основании решения от 07.06.2010 №126 должностными лицами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО произведен осмотр арендуемого юридическим лицом ООО «Винпром» складского помещения, по адресу: 109235, г. Москва, Проектируемый проезд 4386, д. 1, стр. 2, 1 этаж, помещение III, комната №51 (склад).

В ходе осмотра была обнаружена алкогольная продукция: Водка особая «Корн на березовых почках», Водка «Корн ржаная», Водка «Корн мягкая»,  Водка «Корн классическая», Водка «Корн «Кедровая», Водка «Корн Элитная», Водка «Корн», Водка «Корн Элитная нежная ваниль», Водка «Корн терпкий гранат», Водка «Корн Элитная зеленый чай», емкостью 0,5 л., произведенная и разлитая ЗАО «Столичный трест», ИНН/КПП 7730066286/505001001, юридический адрес: 141108, Московская область, г. Щелково, ул. Октябрьская, д.6 хранящаяся на складе и предназначенная для оптовых поставок. В ходе осмотра алкогольной продукции, предназначенной для оптовых поставок, были истребованы документы подтверждающие легальность производства и оборота данной алкогольной продукции, а именно: товарно-сопроводительные накладные, справки, прилагаемые к товаро-транспортным накладным, сертификаты соответствия на закупленную и поставленную продукцию, договоры на закупку и поставку алкогольной продукции, декларации об объемах. При анализе информации, содержащейся в ЕГАИС, был установлен факт отсутствия фиксации информации об отгрузке алкогольной продукции вышеуказанного производителя в ЕГАИС.

Данные, обнаруженные должностными лицами при проведении осмотра, указывали на наличие события административного правонарушения  ответчиком п. 2, п. 3, п. 4 ст. 12 и п. 1 ст. 26 ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ, п. 136 раздела XIX «Правил продажи  отдельных видов товаров», утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. № 155, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ.

Выявленные факты явились основанием для вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования № 09/52-1 от 10.06.2010 г., составления протокола осмотра № 09/52-2 от 10.06.2010, протокола ареста № 09/52-3 от 10.06.2010, определения об истребовании сведений № 09/52-4 от 28.06.2010 г.

20.07.2010 г. должностным лицом Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО в присутствии законного представителя общества – генерального директора ООО "Винпром" Панова А.Е., составлен протокол  об административном правонарушении № 09/52-10.

Судом проверено и установлено, что протокол составлен в пределах полномочий, предоставленных должностному лицу заявителя и  с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ. Срок привлечения к ответственности, предусмотренный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.

Между тем, в соответствии с ч.1 ст. 1.6 АПК РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном КоАП РФ порядке.

В соответствии с ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ  промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации, составляют, в том числе, действия по обороту алкогольной продукции с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования и условия - совокупность, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в лицензии, выданной ООО "Винпром" на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, предусмотрено, что лицензионным условием является осуществление данного вида деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 11 ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.

Из абзаца 3 части 2 статьи 8 названного Закона следует, что основное технологическое оборудование, указанное в абзацах первом и втором настоящего пункта, и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (далее - ЕГАИС), включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.

Следовательно, наличие технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС является одним из лицензионных условий осуществления деятельности по производству и обороту указанной продукции.

В силу пункта 1 статьи 26 ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 названного Закона, запрещен.

В силу подпункта 5 пункта 2.1 статьи 8 ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ требование о передаче информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС не распространяется на учет объема закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением учета объема закупки, хранения и поставки указанной продукции в организациях, осуществляющих производство на территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Таким образом, отсутствие фиксации и передачи информации в ЕГАИС об объеме закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции в организациях, не осуществляющих производство на территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации алкогольной и спиртосодержащей продукции, не свидетельствует о незаконности оборота такой продукции.

В данном случае спорная алкогольная продукция относится к тем исключениям, предусмотренным в подпунктах 1 - 5 пункта 2.1 статьи 8 ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что наличие в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 14.17 КоАП РФ, заявителем не доказаны, что в силу ч.2 ст. 206 АПК РФ влечет  отказ в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности

Пунктом 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях» в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.11.2008 №60 разъяснено, что в соответствии с ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.

Как конфискация, так и возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения являются видами административных наказаний (статьи 3.2, 3.6, 3.7 КоАП РФ), а следовательно, могут быть применены арбитражным судом только при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания и только в том случае, если один из этих видов административных наказаний предусмотрен соответствующей статьей (частью статьи) Особенной части КоАП РФ.

Поэтому арбитражный суд, вынося решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности, не вправе применить административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения. Вместе с тем в резолютивной части соответствующего решения вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть разрешен с учетом положений пунктов 1 - 4 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ.

Поскольку изъятая алкогольная продукция была приобретена обществом в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ и заявителем не представлено доказательств обратного, то основания для конфискации данной продукции отсутствуют, в связи с чем, алкогольная продукция, изъятая согласно протоколу ареста от 10.06.2010 № 09/52-3 подлежит возврату владельцу в соответствии со п. 1 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 4.5, ч.4 ст.14.17, ч.1 ст.25.1, ст.28.2, 32.2 КоАП РФ, ст. 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу о привлечении к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ ООО "Винпром", зарегистрированного в качестве юридического лица по адресу: 115487, г. Москва, 2-й Нагатинский проезд, д. 2/14, ИНН 7724248873, отказать полностью.

Возвратить ООО "Винпром" изъятую по протоколу ареста от 10.06.2010 г. № 09/52-3  алкогольную продукцию.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья   И.В. Корогодов

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка