АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 19 сентября 2011 года  Дело N А40-47610/2011

Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 19 сентября 2011 года.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:председательствующего – судьи Аксеновой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Буровой Е.А.,

рассмотрев  в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт почтовой связи» (ИНН: 7717035190, 127427, г. Москва, ул. Дубовой Рощи, д.25, корп.1, стр.1)

к 1). Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом;

2). Территориальному управлению по управлению федеральным имуществом в г. Москве

третье лицо: Федеральное агентство связи

о признании незаконными действий

при участии:

от заявителя:  Тимчук А.В. (по дов. от 23.05.2011 г. б/н), Якушин М.Ю. (по дов. от 26.04.2011 г. № 17,), от ответчиков Шаршунская Ю.А. (по дов. от 22.11.2010 г. № Д-751) от третьего лица – Малюкина А.В. (по дов. от 30.08.2011 г. № СМ-П34-5336),

установил:

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв с 07 до 14 сентября 2011 года.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт почтовой связи» (далее – заявитель, ФГУП «НИИПС») обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просит: признать незаконными действия Федерального агентства по управлению федеральным имуществом,  территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве по приватизации Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт почтовой связи» к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, выразившихся в обращении территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве в налоговые органы с заявлением-уведомлением о начале процедуры реорганизации ФГУП «НИИПС»; публикации в Журнале «Вестник государственной регистрации» информации о том, что ФГУП «НИИПС» находится в стадии реорганизации, по утверждению передаточного акта подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «НИИПС» и передаточного акта объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП «НИИПС» от 18.04.2011 г.

В судебном  заседании заявитель поддержал заявленные требования.

Ответчик представил отзыв, возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица поддержал правовую позицию заявителя.

Судом проверен срок на обжалование оспариваемого решения.

В соответствии с ч. 4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в  арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Заявитель указал, что ему стало известно о том, что в отношении ФГУП «НИИПС» проводятся действия по приватизации, при получении выписки из ЕГРЮЛ.

21.02.2011 г,  Межрайонной Инспекцией ФНС России № 46 по г. Москве  в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись № 6117746047105 о том, что ФГУП «НИИПС» находится в процессе реорганизации в форме преобразования.

Письмом от 24.01.2011 г. заявитель уведомил налоговый орган о том, что не находится в процессе реорганизации и просил исправить запись в ЕГРЮЛ.

Ответным письмом от 13.04.2011 г. № 05-18/043582, налоговый орган сообщил, что внесение записи было произведено на основании представленного заявления о начале процедуры реорганизации по форме Р12003 и распоряжения Территориального управления Росимущества по г. Москве от 31.12.2008 г. № 2045 «Об условиях приватизации Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно  исследовательский и проектно-конструкторский институт почтовой связи».

Данные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда г. Москвы от 08 августа 2011 г. по делу № А40-52474/11-121-426, вступившим в законную силу, которым были признаны незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 46 по г. Москве, выразившееся во внесении записи в ЕГРЮЛ о начале реорганизации Федерального государственного унитарного предприятия «Научно – исследовательский и проектно-конструкторский институт почтовой связи» за номером 6117746047105.

Так как настоящее заявление поступило в Арбитражный суд г. Москвы 03.05.2011 г., суд приходит к выводу, что заявителем соблюден срок на обжалование оспариваемых действий.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

29.04.2007 года распоряжением Правительства РФ № 543-р Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт почтовой связи» (далее – ФГУП НИИПС) было включено в Прогнозный план (Программу) приватизации федерального имущества на 2008 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы (далее – Прогнозный план 2008-2010).

В соответствии с Прогнозным планом 2008-2010 приватизация ФГУП НИИПС должна была осуществляться путем преобразования ФГУП НИИПС в открытое акционерное общество.

31.12.2008 года Территориальное управление Росимущества по городу Москве (далее – ТУ Росимущества) издало распоряжение № 2045 «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт почтовой связи» (далее – Распоряжение ТУ Росимущества). Распоряжением ТУ Росимущества ФГУП НИИПС поручалось зарегистрировать открытое акционерное общество «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт почтовой связи» (ОАО «НИИПС»).

Распоряжением ТУ Росимущества предполагалось изъять из состава приватизируемого имущества одно из двух зданий, занимаемых ФГУП НИИПС, по адресу: г. Москва, ул. Дубовая Роща, д. 25, корп. 1, стр. 2.

Не согласившись с условиями приватизации, ФГУП НИИПС обратилось в Федеральное агентство по связи, в ведении которого находится ФГУП НИИПС (письмо от 25.06.2009 г. № 93).

Федеральное агентство по связи провело ряд согласительных мероприятий, результатом которых стало невключение ФГУП НИИПС в последующие Прогнозные планы (программы) приватизации федерального имущества, которые принимает Правительство РФ.

В феврале 2011 года ТУ Росимущества по городу Москве выступило заявителем и направило в ИФНС №46 г. Москвы информацию о том, что ФГУП НИИПС находится в процессе реорганизации, после чего в «Вестнике государственной регистрации» была опубликована информация о реорганизации ФГУП НИИПС.

Полагая, что указанными действиями нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 78 Конституции Российской Федерации, а также п. 4 разд. I Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. № 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно п. 4.2. раздела II Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Росимущества от 05 марта 2009 года № 67 (далее – Положение о Территориальном управлении), Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, зарегистрированных на территории города Москвы.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 г.   № 543-р  ФГУП «НИИПС» включено в Прогнозный план (Программу) приватизации федерального имущества на 2008 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2008 – 2010 годы.

В соответствии с п. 5.3 разд. II Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. № 432 (далее – Положение о Росимуществе), Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, а также функции по приватизации федерального имущества.

В силу п. 4 разд. I Положения о Росимуществе, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно п. 4.2. раздела II Положения о Территориальном управлении, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, зарегистрированных на территории города Москвы, а также в силу пп. «а» п. 4.8 Положения о Территориальном управлении по поручению Росимущества осуществляет полномочия собственника по приватизации федерального имущества.

Во исполнение поручения Росимущества от 31 декабря 2008 г. № ИП-11/32640 Территориальным управлением было издано Распоряжение об условиях приватизации ФГУП «НИИПС».

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», Правилами разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества обязательным условием приватизации федерального государственного унитарного предприятия является включение его в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий период.

Из материалов дела следует, что ФГУП НИИПС не включено в «Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011 - 2013 годы» (далее – Прогнозный план 2011-2013).

Указанный вывод подтверждается письмом самого Росимущества от 13.12.2010 г. № ЭА-11/36444. В письме говорится о том, что срок действия Распоряжения ТУ Росимущества ограничен 2008 - 2010 годами. Приватизация ФГУП НИИПС теперь может быть проведена только после включения правительством Российской Федерации ФГУП НИИПС в новый прогнозный план (программу) приватизации.

Кроме того, в материалах дела имеется протокол совещания Росимущества от 28.06.2010 г. № 94 «О снятии разногласий по перечню федерального имущества, планируемого к включению в проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2011 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2012-2013 годы».

Как следует из данного протокола, в котором принимали участие должностные лица Росимущества, Минэкономразвития России, Минздравсозразвития России, ФНС России, Россвязи и т.д., по вопросу включения в проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2011 год предприятий и организаций Россвязи, было рассмотрено предложение Россвязи об исключении из перечня федерального имущества, планируемого к включению в проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2011 год, ФГУП «НИИПС».

В протоколе указано, что в результате обсуждения данного вопроса, было принято решение об исключении из данного перечня ФГУП «НИИПС».

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно ч. 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

При указанных обстоятельствах, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что действия Федерального агентства по управлению федеральным имуществом,  территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве по приватизации ФГУП «НИИПС» проводятся в нарушение действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, как единственного научно-исследовательского института Российской Федерации в области почтовой связи, нарушают технологическое единство ФГУП НИИПС, чем нарушается обеспечение работоспособности постоянно действующих автоматизированных информационных систем ФГУП «Почта России», внедрение инноваций в области почтовой связи и реализацию проектов государственной важности.

Признание незаконными вышеуказанных действий, как несоответствующих законодательству, в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является способом защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов юридического лица при обращении с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 29, 51, 64, 66, 71, 81, 110, 163, 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, суд

решил:

Признать незаконными действия Федерального агентства по управлению федеральным имуществом,  территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве по приватизации Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт почтовой связи» к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, выразившихся в обращении территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве в налоговые органы с заявлением-уведомлением о начале процедуры реорганизации ФГУП «НИИПС»; публикации в Журнале «Вестник государственной регистрации» информации о том, что ФГУП «НИИПС» находится в стадии реорганизации, по утверждению передаточного акта подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «НИИПС» и передаточного акта объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП «НИИПС» от 18.04.2011 г.

Проверено на соответствие Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", на соответствие Постановлению Правительства РФ от 03.12.2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия»

Обязать Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Территориальное управление по управлению федеральным имуществом в г. Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в течение 30 дней со дня вступления судебного акта в законную силу.

Взыскать с Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, Территориального управления по управлению федеральным имуществом в г. Москве государственную пошлину в размере 2 000 рублей, по 1000 рублей с каждого из ответчиков.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья   Е.А.Аксенова

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка