АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 03 октября 2011 года  Дело N А40-51582/2011

Резолютивная часть решения  объявлена  14.09.2011г.

Полный текст решения изготовлен 03 октября 2011г.

Арбитражный суд г. Москвы

в составе: председательствующего судьи Яниной Е.Н. (единолично)

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мамиевой А.А.

рассмотрел в  судебном заседании дело по иску ООО «Юниформстрой»

к Правительству г. Москвы

третье лицо: Государственное унитарное предприятие г. Москвы «Специальное пусконаладочное управление» управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты г. Москвы,  Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы.

об обязании подписать протокол поквартирного распределения жилой площади и акт частичной реализации инвестиционного контракта от 11.11.1999г. в предложенной истцом редакции

При участии:

от истца – Корчуганов Ю.А.  по доверенности № б/н от 01.08.2011г., адвокат удостоверение  № 6457 от 26.12.2008г.  Девятова Э.Р. по доверенности № б/н от 25.11.2010г., Бурова Н.С. по доверенности № б/н от 14.09.2011г., Подлесный А.А. приказ № 004/1 от 12.04.2011г., протокол № 1 от 12.04.2011г.

от ответчика – Губин М.И.  по доверенности № 4-14-20403/0 от 03.11.2010г.

3-е лица:  Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы. – Спесивцева С.В. по доверенности № 317-д от 29.06.2011г.;

Государственное унитарное предприятие г. Москвы «Специальное пусконаладочное управление» управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты г. Москвы  - Киселев И.Н. по доверенности № 125 от 10.08.2011г.

УСТАНОВИЛ:

ООО  «Юниформстрой» обратилось в суд с иском к Правительству обязании Правительство города Москвы подписать  в течение семи дней с момента встпуления в силу решения  арбитражного суда подписать «Протокол распределения квартир в жилом доме по адресу г. Москва, ул. Кутузова дом 11, корп.4 ( строительный адрес г. Москва, ул. Гришина д.23 стр.9) согласно контракту № 1419 по реализации инвестиционного проекта на территории Западного административного округа города Москвы от 11.11.1999г. в редакции дополнительного соглашения № 1 от 23.08.2000г. в редакции предложенной истцом и об обязании Правительство города Москвы в течение семи дней с момента вступления  решения в законную силу подписать «Акт о результатах частичной реализации инвестиционного контракта от 11.11.1999г. № 1419 в редакции дополнительного соглашения № 1 в части жилой площади на инвестиционном объекте по адресу г. Москва, ул. Кутузова д.11 корп.4 ( строительный адрес г. Москва, ул. Гришина д.23 стр.9) в редакции предложенной истцом.

Ответчик - исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск и письменных пояснений по делу в порядке ст. 81 АПК РФ.

Третье лицо –  Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы  поддержало позицию Правительства города Москвы в удовлетворении иска просило отказать.

Третье лицо – ГУП г.  Москвы «Специализированное пусконаладочное управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы» позицию  истца поддержало, просило удовлетворить иск в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, третьи лица, исследовав материалы дела,  установил, что ООО «Юниформстрой»  (истец) в рамках реализации инвестиционного контракта 1419 от 11.11.2009г. заключённого с Правительством Москвы (ответчик), в редакции дополнительного соглашения № 1 от от 23.08.1000г., построило и ввело в эксплуатацию пусковой комплекс, а именно,  два экспериментальных жилых дома по индивидуальному проекту, надстраиваемых над отдельно стоящим сооружением гражданской обороны типа 2А-100/2» с подземных гаражным комплексом по адресу г. Москва, ул. Гришина д.23 стр.7 и экспериментальный жилой дом по индивидуальному проекту с подземной автостоянкой по адресу г. Москва ул. Гришина д.23 стр.9

Согласно условиям контракта после ввода пускового комплекса в эксплуатацию 70 % жилых площадей передаётся инвестору, а 30% жилых площадей передаются  ответчику  для переселения жителей из ветхового жилого фонда, в том числе 3% общей жилой площади-Департаменту жилищной политики и жилищного фонда для передачи ГУП СПНУ с направлением полученных при реализации средств на реновацию инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения сооружений гражданской обороны для удовлетворения нужд очередников ГУП СПНУ

Истец ссылается на то, что указанное распределение площадей изменялось сторонами, в связи с тем, что истцом дополнительно были  выполнены работы  по реконструкции двухуровнего въездного пандуса ( основного эвакуационного входа в  сооружение гражданской обороны) на сумму 36.020.053 руб. 00  коп., в связи с чем,  истцом были реализованы четыре квартиры (19,27,45,70) из доли третьего лица ГУП «СПНУ», поскольку  очередников  на том момент у предприятия не имелось, а полученные денежные средства от реализации вышеуказанных квартир были направлены  инвестором на финансирование работ по реконструкции двухуровнего въездного пандуса (основного эвакуационного входа в  сооружение гражданской обороны). Таким образом, доля ответчика по спорному объекту была уменьшена до 27%  и составила 46 квартир.

Истец  обратился к ответчику с предложением подписать протоколо распределения квартир и   акт о  результатах частичной реализации инвестиционного контракта №1419 по объекту город Москва, ул. Кутузова дом.11 корп.4 (строительный адрес г. Москва ул. Гришина д.23 стр.9)  на выше изложенных условиях. Однако до настоящего времени протокол распределения квартир и акт  реализации не подписаны.

Истец полагает, что позиция ответчика противоречит фактически сложившимся отношениям, и лишает истца возможности оформить право собственности на жилые помещения в построенном объекте.

Ответчик исковые требования не признал. Возражая против иска, ответчик ссылается на то, что  протокол распределения жилой площади не является основанием для оформления прав собственности на объект, а так о результатах реализации находится на согласования, по мнению Правительства Москвы, истцом не представлены доказательства отказа Правительством Москвы от согласования и подписания акта о частичной реализации контракта № 1419.компенсация истцу площадей за построенные им объекты социального назначения и переданные площади должна проводиться только после завершения всего строительства по инвестиционному контракту №123.

Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы возражая против иска ссылаются на то, что истцом не представлены доказательства соблюдения порядка компенсации затрат в соответствии с Постановлением Правительства Москвы № 430-ПП.

ГУП «Специальное пусконаладочное управление» управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты г. Москвы» поддерживая правовую позицию истца  указывает на то, что по условия спорного инвестиционного контракта и в соответствии с предварительным протоколом распределения квартир  за Предприятием были закреплены четыре однокомнатных квартиры по условными номерами  19,27,45,70 общей площадью 669,24 кв.м., истцом были профинансированы работы по реконструкции основного эвакуационного входа в сооружение гражданской обороны, площадью 1809,4 кв.м., которые должны быть переданы на баланс Предприятия, в связи с тем, что  в Предприятие не имело необходимости в получении вышеуказанных квартир из-за отсутствия  очередников, письмом от 04.06.2008гю. № 349 адресованным Правительством Москвы просило передать инвестору права на спорные квартиры в качестве компенсации понесенных затрат по реновации и реконструкции въездного пандуса защитного сооружения типа А-100/2, в связи с чем считает  возможным удовлетворить заявленные истцом требования.

В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает  относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Как следует из материалов дела, 11.11.1999г. между истцом, ответчиком и ГУП «Специальное пуско-наладочное управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы» был заключен контракт по реализации инвестиционного проекта на территории Западного административного округа г. Москвы, с дополнительным соглашением от 23.08.2000г. № 1 по условиям которых  инвестор обязался за счет собственных либо привлеченных инвестиций произвести  строительство  двух экспериментальных жилых домов по индивидуальному проекту, надстраиваемых над отдельно стоящим сооружением гражданской обороны типа «А-100/2» с подземным гаражным комплексом в корпусе 1 по  адресу г. Москва, ул. Гришина д.23 стр.7 ( объект ) и одного экспериментального жилого дома по индивидуальному проекту с первым нежилым этажом и подземной автостоянкой по адресу г. Москва, ул. Гришина д.23 стр.9 ( объект № 1)

В соответствии с п.3.2. инвестиционного контракта  и п.3.5 дополнительного соглашения №1 от 23.08.2000г., соотношение раздела недвижимого имущества по итогам реализации контракта, установлено между сторонами в пропорции: по Объекту -  72%  общей  жилой площади и 60% нежилой площади- инвестору,  20% жилой площади Администрации в лице Префектуры ЗАО для переселения жителей из ветхого жилого фонда являющихся очередниками округа и 8% обжей жилой площади- Департаменту жилищной политики и жилищного фонда для передачи ГУП СПНУ с направлением полученных при реализации средств на реновацию инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения сооружений гражданской обороны  и для удовлетворения нужд очередников ГУП СПНУ,  по  Объекте №1  -  инвестору 70% общей жилой площади,  и 60% нежилой площади, Администрации в лице Префектуры ЗАО - 27% общей жилой площади  для переселения жителей из ветхого жилого фонда являющихся очередниками округа и 3% общей жилой площади - Департаменту жилищной политики и жилищного фонда для передачи ГУП СПНУ с направлением полученных при реализации средств на реновацию инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения сооружений гражданской обороны  и для удовлетворения нужд очередников ГУП СПНУ.

Во исполнение пункта 6.1.4 контракта  17.10.2003г. между истцом и ответчиком  был подписан предварительный протокол поквартирного распределения жилой площади по адресу г. Москва, ул. Гришина д.23 стр.9 (объект № 1), в соответствии с которым жилая площадь объекта №1 (ул. Гришина д.23 стр.9) была распределена следующим образом: 96 квартир - инвестору, 46 квартир Администрации, 4 квартиры- Администрации для последующей передачи ГУП «СПНУ».

В соответствии с договором о передаче прав на результаты инвестиционной деятельности от 30.03.2005г. № ГКП-345-10 доля города в виде 46 квартир была обменена на площадь инвестора в виде 33 квартиры по адресам : ул. Волынская д.10 ( 17 квартир) и ул.Авиаторов д.30  16 квартир) с доплатой инвестором разницы в стоимости обмененных площадей в сумме 176.877.830 руб. Оставшаяся сумма в размере 4.513.175 руб. зачтена инвестору стоимостью работ по реновации сооружения гражданской обороны в объекте  по адресу г. Москва, ул. Гришина д. 23 стр.7, что отражено в  Акте частичной реализации контракта от 11.11.1999г. № 1419 в части инвестирования строительства жилой части дома по адресу г. Москва, ул. Кутузова дом 11 корп.2,3 (строительный адрес г. Москва, ул. Гришина дом.23,стр.7  ( объект)).

Таким образом, с учетом протокола распределения и произведенного обмена доля города в объекте № 1 (ул. Гришина  дом.23 стр.9) составляет 4 квартиры, подлежащие  передачи ГУП «СПНУ» ( номера 19,27,45,70).

В отношении двух жилых домов по адресу г. Москва, ул. Кутузова дом 11 корп.2,3 (строительный адрес г. Москва, ул. Гришина дом.23,стр.7 ) в рамках инвестиционного проекта данные дома поименованы сторонами как объект , участниками инвестиционного проекты был подписан  06.12.2004г. был  подписан  акт частичной реализации контракта от 11.11.1999г. № 1419 в части инвестирования строительства жилой части дома по адресу г. Москва, ул. Кутузова дом 11 корп.2,3 (строительный адрес г. Москва, ул. Гришина дом.23,стр.7).

В п.9  данного Акта указано, что согласно подп. «б» п.3.3 контракта от 11.11.1999г. № 1419 Администрация передала инвестору имущественные права (долю города для передачи ГУП СПНУ) на квартиры в качестве компенсации затрат по реновации инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения сооружений гражданской обороны

Таким образом,  Администрация долю города, причитающуюся ГУП СПНУ в объекте, расположенном по адресу г. Москва, ул. Гришина д.23 стр.7 или объект передала истцу-инвестору в счет компенсации затрат по реновации инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения сооружений гражданской обороны.

Жилой дом по адресу ул. Гришина д.23 стр.9 или объект №1 принят в эксплуатацию 30.06.2005г., что подтверждается актом приемки законченного строительством строительно-монтажных работ жилого дома от 30.06.2005г. № 080084.

Распоряжением префекта Западного административного округа города Москвы от 19.09.2005г. № 830-РП объект ( жилая часть) введен в эксплуатацию.

Распоряжением префекта Западного административного округа города Москвы от11.09.2004г. № 1889-РП объекту присвоен милицейский адрес- г. Москва, ул. Кутузова д. 11 корп.4

Согласно постановлению Правительства Москвы от 18.01.1996г. № 57 «Об организации строительства в Москве многоэтажных гаражей стоянок и экспериментальных жилых домов над отдельно стоящими объектами гражданской обороны» финансирование инвесторам замены или реконструкции систем жизнеобеспечения сооружения гражданской обороны является обязательным условием инвестиционных контрактов. Финансирование работ по реновации ( капитальный ремонт защитных сооружений, инженерных систем и коммуникаций, а также систем жизнеобеспечения сооружений гражданской обороны) за счет стоимостного эквивалента процентной доли города производится  в процессе строительства с временным опережением.

В ходе строительства объекта № 1 (жилой дом по адресу г. Москва ул. Гришина д. 23 стр.9) инвестором были выполнены работы по  капитальному ремонту  двухуровнего въездного пандуса  сооружения гражданской обороны над которым  был построен объект № 1 (жилой дом по адресу г. Москва ул. Гришина д. 23 стр.9).

Согласно представленному сводному сметному расчету  общая стоимость въездного пандуса по заключению Мосгосэкспертизы от 25.05.2009г. № 48-9/09  составила 36.020.053 руб.  в ценах - 2001г.

Решением городской комиссии по приватизации и управлению жилищным фондом города Москвы от 18.12.2003г. стоимость доли города  в объекте № 1 по адресу г. Москва, ул. Гришина д. 23 корп.9 была установлена  в размере 216.225.571 руб., т.е. стоимость 1 кв.м.- 36.602 руб. 93 коп.

Согласно выпискам из технических паспортов  на квартиры № 19, 27, 45, 70 (том 9) , выданных ТБТИ Западное №1 общая площадь данных квартир составляет 677,2 кв.м. (по протоколу предварительного распределения 669,2 кв.м.).

Таким образом, стоимость данных квартир составляет  24.787.504 руб. 20 коп. ( исходя из  размере площадей, указанных в протоколе  предварительного распределения- 24.496.144 руб. 87 коп.)

Истец с согласия третьего лица - ГУП «СПНИ»  в период с сентября 2002г. по май 2003г. произвел  реализацию четырех спорных квартир  третьим лицам по договорам соинвестирования, представленным в материалы дела на общую сумму 28.794.117 руб. 35 коп.

Согласно сводному сметному расчету фактические затраты инвестора  на строительство въездного пандуса составили 42.838.048 руб.

Согласно протоколу совещания по вопросу целесообразности компенсации затрат инвестора по строительству подземного въездного пандуса ГО в рамках реализации инвестиционного проекта строительства объектов по адресу г. Москва, ул. Гришина д.12, стр.7,9 от 18.03.2010г. реконструированный подземный въездной пандус относится к объекту гражданской обороны и должен быть передан в полном объеме в собственность города Москвы для последующей передачи ГУИП «СПНУ», Префектура Западного административного округа считает возможным согласиться с компенсацией данных затрат инвестору

Условиями инвестиционного контракта, в сочетании с условиями дополнительного соглашения (п.5.6,п.6.1.2) предусмотрено, что оформление имущественных прав сторон при реализации инвестиционного проекта производится на основании Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта, после сдачи в эксплуатацию  объектов.

Истец  неоднократно обращался к ответчику с просьбой урегулирования вопроса о  компенсации понесенных затрат по реновации и реконструкции защитного сооружения гражданской обороны вместо денежного эквивалента права на получение в собственность четырех квартир ( письма от 04.06.2008г. №1-1/164, от 20.10.2009г. №  20/10, от 16.12.2009г. № 221-7/ТО-Ш ).

19.04.2011г. направил в адрес ответчика протокол распределения квартир и акт  о частичной реализации, подписанные истцом и третьим лицом ГУП «СПНУ».

Однако, до настоящего времени акт о результатах реализации инвестиционного проекта Сторонами не подписан, что, по мнению истца, является нарушением прав инвестора, установленных статьей 5 Закона РФ "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и статьей 6 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", в частности, права инвестора на распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений.

В силу требований Закона РСФСР от 26.06.1991 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" результатом инвестиционной деятельности являются переход объекта инвестиций в долевую собственность инвесторов и возникновение у инвестора права по совместному распоряжению таким объектом.

При этом, законодательство об инвестиционной деятельности предусматривает, что субъект инвестиционного процесса наделен правами по владению, пользованию и распоряжению объектом капитальных вложений лишь при обязательном соблюдении положений действующего законодательства о государственной регистрации права собственности на такой объект.

В соответствии со ст. 219 ГК РФ право на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

На момент рассмотрения спора обязательства Сторон по реализации инвестиционного проекта, которые установлены в Инвестиционном контракте, сторонами выполнены. Объект принят в эксплуатацию.

Ответчик, уклоняясь от подписания акта о частичной реализации инвестиционного проекта на предложенных истцом условиях, препятствует  ООО «Юниформстрой» в получении  положительного результата  от инвестиционной деятельности.

Обязательство по компенсации истцу расходов  по реновации объекта гражданской обороны, неразрывно связано с обязательством сторон по окончательному распределению площадей в построенном объекте.

Принимая во внимание  сметную стоимость  въездного пандуса по заключению Мосгосэкспертизы от 25.05.2009г. № 48-9/09,  стоимость 1 кв. метра доли города  в  спорном объекте, установленной  решением городской комиссии по приватизации и управлению жилищным фондом города Москвы от 18.12.2003г., а также фактически затраты истца на реновацию въездного пандуса сооружения гражданской обороны, подлежащего передаче в собственность города Москвы , указанную в сводном сметном расчете  предложенная  редакция  акта о результатах частичной реализации инвестиционного контракта по каждому  не противоречит  гражданско-правовым отношениям, возникшим в рамках данного инвестиционного контракта, соответствует процентному  соотношению долей сторон с учетом фактически сложившихся отношений сторон,  акту ввода объекта в эксплуатацию, данным БТИ.

Обязательства сторон по реализации инвестиционного проекта в целом считаются исполненными в полном объеме с момента подписания сторонами Акта о результатах реализации инвестиционного проекта по Контракту.

Акт приемки объекта в эксплуатацию подтверждает завершение строительства объекта и его соответствие предъявляемым требованиям, а не является документом, порождающим право собственности на объект или определяющим доли в праве участников строительства.

Согласно инвестиционному контракту конкретное имущество, подлежащее передаче в собственность, по итогам реализации контракта по каждому объекту определяется на основании акта о результатах частичной реализации  инвестиционного проекта. Данный Акт является основанием для оформления имущественных прав Сторон и раздела вновь созданного недвижимого имущества. Стороны обязаны распределить и оформить все площади по каждому введённому в эксплуатацию объекту, и обеспечить оформление и подписание акта. Таким образом, к моменту завершения  строительства по контракту все площади в уже введённых в эксплуатацию домах должны быть распределены между сторонами и переданы в их собственность.

Исходя из смысла инвестиционного контракта, акт о реализации инвестиционного контракта является документом, имеющим технический характер, который подписывается при исполнении всех обязательств сторонами. До подписания акта о результатах реализации инвестиционного контракта не происходит раздел долей в натуре.

Постановлением Правительства Москвы от 18.05.1999 N 426 "Об изменении нормативных актов по вопросам инвестиционной деятельности" предусмотрено, что по результатам выполнения инвестиционного контракта оформляется акт о результатах реализации инвестиционного проекта, в котором подтверждаются результаты выполнения сторонами своих обязательств по контракту и вытекающие из этих обязательств имущественные права сторон.